Заочные электронные конференции
 
     
АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ФАСИЛИТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Парунова Е.Ю.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

анализ сформированности фасилитационной компетентности

педагога профессионального обучения

Парунова Е.Ю.

Уральский государственный колледж

Челябинск, Россия

Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных нестандартных ситуациях [2]. Научить обучающегося действовать в различных нестандартных ситуациях невозможно при традиционном обучении, так как оно направлено на формирование системы ЗУНов (знаний, умений и навыков), регламентированных государственным образовательным стандартом, и основывается на трансляции готового знания и умении применять это знание на практике в «упакованном виде».

Знания и умения как единицы результата подготовки будущего специалиста необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Знания, умения и навыки становятся действительно ценными лишь в том случае, если они приобретены через практический, субъектный опыт обучающегося, его готовности «учиться в течение всей жизни». «Единственный, кто образовывается, – пишет К. Роджерс, – это тот, кто научился учиться, кто способен адаптироваться и изменяться, кто понял, что никакое знание не надежно, что только процесс поиска знания дает основу для уверенности» [3].

Выделение личностно ориентированного и компетентностного подходов связано с повышением качества подготовки студентов, организацией образовательного процесса на основе фасилитации учения, актуализации у педагогов внутренне присущей (часто латентной) фасилитационной компетентности как ведущего компонента профессионально-педагогической культуры.

Фасилитационная компетентность – это интегративное качество педагога, отражающее уровень его способности и готовности к стимулированию развития личностного потенциала обучающихся как субъектов когнитивной деятельности.

Изучение фасилитационного взаимодействия педагога и обучающихся как показателя сформированности фасилитационной компетентности, проводилось с учетом теоретических подходов зарубежных (К. Роджерс, Флеминг Фанч и др.) и отечественных психологов (В.В. Бойко, И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер, С.Д. Смирнов и др.) и основывалось на применении метода наблюдения.

С этой целью была разработана карта наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога и обучающихся, представленная в таблице 1. В основе работы с картой лежит фиксация способом балльных оценок внешне наблюдаемых признаков, принадлежащих амбивалентному диадическому сочетанию «фасилитация-ингибиция», и проявляющиеся у субъектов образовательного процесса [4].

В исследовании приняло участие 24 педагога профессионального обучения Уральского государственного колледжа г.Челябинска, участвовавшие в процедуре аттестации на соответствие квалификационной категории.

Для проведения наблюдения были привлечены эксперты из числа преподавателей колледжа, имеющих высшую квалификационную категорию. В задачу эксперта входило посещение урока педагога, подсчет среднего балла по блокам и итогового среднего балла, являющимся показателем уровня сформированности фасилитационной компетентности. Оценка проводилась по следующей шкале: 1-3 балла (низкий уровень), 4-6 баллов (достаточный), 7-9 баллов (высокий).

Таблица 1

Карта наблюдения фасилитационного взаимодействия

педагога и обучающихся

Дата ___________________________________________________________________________

Образовательное учреждение ______________________________________________________

Курс, группа ____________________________________________________________________

Дисциплина _____________________________________________________________________

Преподаватель __________________________________________________________________

Наличный состав учебной группы__________ чел.

Образовательная деятельность педагога

Признаки

фасилитации

Баллы

Признаки

ингибиции

1

2

3

4

1.Организация деятельности обучающихся

1.

Обеспечение перевода темы занятия в образовательную задачу

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не обеспечивает перевод темы занятия в образовательную задачу

2.

Обеспечение осознания обучающимися конечного образовательного продукта

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не обеспечивает осознание обучающимися конечного образовательного продукта

3.

Обеспечение единства предметного содержания, формы занятия и образовательной потребности обучающихся

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствует единство предметного содержания, формы занятия и образовательной потребности обучающихся

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

4.

Четкость формулировки вопросов и заданий

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствие ясности и четкости в формулировке вопросов и заданий

5.

Использование различных видов творческих работ

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Творческие виды работ не применяются

6.

Создание проблемных ситуаций, вопросов, заданий; организация операций анализа, сравнения, обобщения

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Проблемные ситуации, вопросы, задания не применяются

7.

Отслеживание тесной связи с субъектным опытом обучающихся

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Тесная связь с субъектным опытом обучающихся не прослеживается

8.

Отслеживание и контроль включенности обучающихся в работу

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не отслеживает включенность обучающихся в работу

9.

Применение различных способов убеждения и внушения

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствие убеждения и внушения

10.

Применение различных способов заражения и подражания

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствие заражения и подражания

11.

Помощь в переключении обучающихся с оценки на самооценку образовательного продукта; организация рефлексии

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не создает условия для переключения обучающихся с оценки на самооценку образовательного продукта; не организует рефлексии

12.

Применение новых информационных и мультимедийных технологий

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не использует информационные и мультимедийные технологии

Средний балл

2. Стимулирование деятельности обучающихся

1.

Создание атмосферы открытости, искренности, доброжелательности и психологической безопасности

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствует атмосфера открытости, искренности, доброжелательности и психологической безопасности

2.

Побуждение обучающихся к самостоятельной постановке вопросов и самостоятельным выводам

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствуют условия для самостоятельной постановки вопросов и самостоятельности выводов

3.

Создание условия для свободного обсуждения

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Условия для свободного обсуждения отсутствуют

4.

Уважение индивидуальности каждого обучающегося

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствует проявление уважения индивидуальности каждого обучающегося

5.

Создание ситуаций успеха

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Ситуации успеха не создаются

6.

Поощрение различных идей безотносительно к их ценности

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Поощрения отсутствуют

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

7.

Поддержка дисциплины, отслеживание соблюдение правил поведения

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не поддерживается дисциплина, не соблюдаются правила поведения

8.

Принятие позиции равноправия

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Стремится занимать позицию «сверху»

Средний балл

3. Владение педагогической техникой

3.1. Речевые компетенции

1.

Темп речи, достаточный для понимания обучающимися

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Быстрый или медленный темп речи, затрудняющий восприятие информации

2.

Чистота речи

9

8

7

6

5

4

3

2

1

В речи присутствуют слова-паразиты, засоряющие речь

3.

Убедительность, доходчивость, сила воздействия речи

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не убедительная речь, объяснения не воспринимаются обучающимися, сила воздействия речи низкая

4.

Выразительность, эмоциональность речи

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Выразительность и эмоциональность речи отсутствует, сухость речи

Средний балл

3.2. Перцептивные компетенции

1.

Отслеживание настроения, состояния обучающихся, проявление участия (эмпатия)

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не замечает общего фона, состояния обучающихся, безучастен

2.

Безусловное позитивное принятие обучающихся

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не проявляется безусловное позитивное принятие обучающихся

3.

Проявление подлинности, открытости, честности (конгруэнтность)

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не проявляется открытость, честность (не конгруэнтен)

Средний балл

3.3. Компетенции в области саморегуляции психоэмоционального состояния

1.

Проявление толерантности

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Нетерпимость к мнениям учащихся, перебивание

2.

Контроль и управление своим эмоциональным состоянием, проявление выдержки

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не управляет своим психоэмоциональным состоянием, невыдержан

3.

Уверенность, точность в своих действиях

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Страх перед ошибками, неудачей, неуверенность в своих действиях

4.

Уверенный тон голоса

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не уверенный тон голоса, присутствуют паузы, заикание

5.

Гармоничность внешнего облика (цвет, прическа, стиль)

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отвлекающие (отталкивающие) черты внешнего облика, слишком строгийcтиль

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

6.

Жизнерадостное выражение лица, улыбка

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Понурое, грустное выражения лица

7.

Богатство, выразительность мимики

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Бедность, невыразительность мимики

8.

Богатство, выразительность жестов

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Бедность жестикуляции

9.

Открытость жестов, позы, контакт глаз

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Жесты закрытости, замкнутости, «зажимы», отсутствует контакт глаз

Средний балл

3.4. Коммуникативные компетенции

1.

Богатство словаря, разнообразие лексики

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Бедность словарного запаса

2.

Ясность, логичность и доходчивость в выражении своих мыслей

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствие ясности, логичности и доходчивости в выражении своих мыслей

3.

Слушает внимательно, не теряет нить беседы

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отвлекается, теряет нить разговора

4.

Аргументированность высказываний

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Аргументация высказываний отсутствует

5.

Взаимопонимание в процессе общения

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Разногласия в процессе общения

6.

Достойно поведение в конфликтных ситуациях

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не умеет решать конфликтные ситуации, провоцирует усугубление конфликтной ситуации

Средний балл

Итоговый средний балл

Образовательная деятельность обучающихся

Признаки фасилитации

Баллы

Признаки ингибиции

 

1. Познавательная активность обучающихся

1.

Высказывание собственных суждений, выводов, оценок

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Уклоняются от высказывания собственных суждений, выводов, оценок

2.

Свободное оперирование материалом

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Материалом не владеют

3.

Самостоятельная формулировка вопросов

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Затрудняются в самостоятельной формулировке вопросов

4.

Выделение существенных и второстепенных фактов и деталей

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Затрудняются в выделении существенных и второстепенных фактов и деталей

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5.

Владение различными способами получения и обработки информации

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не проявляют владение различными способами получения и обработки информации

6.

Проявление гибкости и оперативности мышления

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствует гибкость и оперативность мышления

7.

Устойчивость внимания

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Внимание не устойчиво

8.

Оперативность памяти

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Оперативность памяти не характерна

9.

Креативность в решении учебных задач

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Применяют стандартные способы решения учебных задач

10.

Владение различными приемами фиксации учебного материала

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не владеют различными приемами фиксации учебного материала

11.

Применение новых информационных и мультимедийных технологии

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не применяют новые информационные и мультимедийные технологии

Средний балл

2. Поведенческая активность

1.

Активность, целеустремленность в достижении образовательных целей

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Пассивность, инертность в достижении образовательных целей;

2.

Умение доводить начатое до конца

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не проявляется умение доводить начатое до конца

3.

Инициативность в обсуждении вопросов

9

8

7

6

5

4

3

2

1

При обсуждении вопросов проявляется безразличие

4.

Проявление твердости, настаивании на собственной точке зрения

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Равнодушие при высказывании собственной точки зрения

5.

Соблюдение дисциплины, правил проведения занятия

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Недисциплинированность, правила проведения занятия не соблюдаются

6.

Уважительное отношение к мнениям других членов

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Нетерпимость к мнению других членов

7.

Контроль и управление своим эмоциональным состоянием, проявление выдержки

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не сдерживают эмоции, не выдержаны

8.

Открытость, искренность, доброжелательность в общении

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Закрытость, неискренность, недоброжелательность в общении

9.

Бесконфликтность, доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

10.

Групповая ответственность за происходящее; эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Обособление, разобщенность в группе, изолированность, «каждый сам по себе»

Средний балл

 

3. Рефлексия

1.

Способности к самоанализу и саморефлексии

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Не проявляются способности к анализу собственной образовательной деятельности

2.

Выявляют причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации образовательных задач

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Отсутствует стремление к выявлению причин успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации образовательных задач

Средний балл

Итоговый средний балл

В результате проведенного исследования были получены следующие данные: 45,8% (11 чел.) педагогов имеют высокий уровень, 29,2% (7 чел.) – достаточный уровень, 25% (6 чел.) – низкий уровень сформированности фасилитационной компетентности.

Педагоги, имеющие высокий уровень сформированности фасилитационной компетентности, в своей работе ориентированы на организацию субъект-субъектного взаимодействия, в котором педагог и обучающиеся выступают как личности, активно и сознательно ориентированные на совместную деятельность, на формирование у обучающихся интереса к познавательной деятельности; педагоги пробуждают, актуализируют субъектный опыт обучающихся, используя такие организационные формы, которые инициируют потенциал обучающихся к саморефлексии, самоорганизации сознания (беседы, дискуссии, деловые игры, мозговой штурм, конференции и др.); проявляют толерантность в восприятии обучающихся, коммуникабельны, тактичны, уверены в себе, владеют выразительной, ясной и точной речью; проявляют эмпатийность, конгруэнтность, корректируют собственное поведение в зависимости от ситуации общения, проявляют готовность к сотрудничеству с обучающимися в решении взаимно согласованных задач.

Обучающиеся на занятиях таких педагогов показывают высокую познавательную и поведенческую активность: высказывают собственные точки зрения, проявляют инициативу, целеустремленность, бесконфликтность; в общении для обучающихся характерна открытость и доброжелательность и рефлексия образовательной деятельности.

Педагоги с достаточным уровнем проявляют стремление к продуктивному взаимодействию с обучающимися, использованию методов, приемов и форм, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулированию саморазвития и самосовершенствования и удовлетворяющих познавательные потребности обучающихся. Но у педагогов проявляются недостаточно сформированные речевые, перцептивные, коммуникативные компетенции и компетенции в сфере саморегуляции психоэмоционального состояния.

Обучающиеся эпизодически проявляют активность, целеустремленность, инициативность в образовательной деятельности, недостаточно сдержаны в общении, но стремятся к бесконфликтному общению и рефлексии образовательной деятельности.

Низкий уровень сформированности фасилитационной компетентности характеризуется проявлением у педагогов признаков ингибиции. Педагоги проявляют стремление к созданию благоприятного психологического климата при проведении занятия, но не отслеживают отношение обучающихся к занятию, не стимулируют и не инициируют процесс учения, склоны к проявлению конфликтности, не владеют приемами педагогической техники.

В образовательной деятельности педагоги ориентированы на использование традиционных методов и форм обучения, выступая в роли транслятора готовых знаний, в деятельности не опираются на субъектный опыт обучающихся и не учитывают их образовательную потребность; стремление к импровизации, творчеству отсутствует.

Со стороны обучающихся проявляется зависимость от педагогов, инертность, конфликтность в общении, пассивность на занятиях, нежелание вступать в диалог, вести беседу, принимать участие в дискуссии; неспособность к аргументированному отстаиванию собственного мнения и влиянию на позиции других, преобладает неадекватная самооценка собственной роли в образовательной деятельности. У обучающихся слабо проявляются аналитические и рефлексивные способности.

Таим образом, разработанная карта наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога и обучающихся позволяет определить сформированность фасилитационной компетентности у педагогов колледжа, профессионально-педагогическая деятельность которых является наглядным образцом для формирования личности будущих педагогов, их профессионально-педагогической направленности, профессионально-важных качеств личности, а также их профессиональных умений и навыков.

Для получения расширенных данных и уточнения полученных рекомендуется использовать стандартизированные тестовые методики на определение сформированности выделенных признаков фасилитационной компетентности, а применение карты должно носить лонгитюдныйхарактер.

В целом полученные результаты о сформированности фасилитационной компетентности свидетельствуют о том, что большинство педагогов колледжа, участвовавшие в исследовании:

  1. свою профессионально-педагогическую деятельность организуют через субъект-субъектное взаимодействие, в котором педагоги и обучающиеся выступают как личности, активно и сознательно ориентированные на совместную деятельность, характеризующуюся наличием гуманистических ценностных ориентаций, уважением прав другого человека, творчески-практическим отношением к делу и окружающему миру;

  2. проявляют способность и готовность к стимулированию развития личностного потенциала обучающихся как субъектов когнитивной деятельности.

Примечание: работа выполнена под научным руководством д.п.н., профессора Челябинского государственного педагогического университета Р.С. Димухаметова.

Библиографический список

1. Димухаметов, Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. … д-ра пед. наук / Р.С. Димухаметов. – Магнитогорск, 2006. – 480 с.

2. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПКиПРО, 2003.

3. Орлов, А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса / [Электронный ресурс] / А.Б. Орлов // Режим доступа: http://www.trialog.ru/library/scipubl/rogers100.html, свободный.

4. Шахматова, О. Н. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие для вузов / О.Н. Шахматова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008.

Библиографическая ссылка

Парунова Е.Ю. АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ФАСИЛИТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5567 (дата обращения: 26.04.2024).



Сертификат Получить сертификат