анализ сформированности фасилитационной компетентности
педагога профессионального обучения
Парунова Е.Ю.
Уральский государственный колледж
Челябинск, Россия
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных нестандартных ситуациях [2]. Научить обучающегося действовать в различных нестандартных ситуациях невозможно при традиционном обучении, так как оно направлено на формирование системы ЗУНов (знаний, умений и навыков), регламентированных государственным образовательным стандартом, и основывается на трансляции готового знания и умении применять это знание на практике в «упакованном виде».
Знания и умения как единицы результата подготовки будущего специалиста необходимы, но недостаточны для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Знания, умения и навыки становятся действительно ценными лишь в том случае, если они приобретены через практический, субъектный опыт обучающегося, его готовности «учиться в течение всей жизни». «Единственный, кто образовывается, – пишет К. Роджерс, – это тот, кто научился учиться, кто способен адаптироваться и изменяться, кто понял, что никакое знание не надежно, что только процесс поиска знания дает основу для уверенности» [3].
Выделение личностно ориентированного и компетентностного подходов связано с повышением качества подготовки студентов, организацией образовательного процесса на основе фасилитации учения, актуализации у педагогов внутренне присущей (часто латентной) фасилитационной компетентности как ведущего компонента профессионально-педагогической культуры.
Фасилитационная компетентность – это интегративное качество педагога, отражающее уровень его способности и готовности к стимулированию развития личностного потенциала обучающихся как субъектов когнитивной деятельности.
Изучение фасилитационного взаимодействия педагога и обучающихся как показателя сформированности фасилитационной компетентности, проводилось с учетом теоретических подходов зарубежных (К. Роджерс, Флеминг Фанч и др.) и отечественных психологов (В.В. Бойко, И.В. Жижина, Э.Ф. Зеер, С.Д. Смирнов и др.) и основывалось на применении метода наблюдения.
С этой целью была разработана карта наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога и обучающихся, представленная в таблице 1. В основе работы с картой лежит фиксация способом балльных оценок внешне наблюдаемых признаков, принадлежащих амбивалентному диадическому сочетанию «фасилитация-ингибиция», и проявляющиеся у субъектов образовательного процесса [4].
В исследовании приняло участие 24 педагога профессионального обучения Уральского государственного колледжа г.Челябинска, участвовавшие в процедуре аттестации на соответствие квалификационной категории.
Для проведения наблюдения были привлечены эксперты из числа преподавателей колледжа, имеющих высшую квалификационную категорию. В задачу эксперта входило посещение урока педагога, подсчет среднего балла по блокам и итогового среднего балла, являющимся показателем уровня сформированности фасилитационной компетентности. Оценка проводилась по следующей шкале: 1-3 балла (низкий уровень), 4-6 баллов (достаточный), 7-9 баллов (высокий).
Таблица 1
Карта наблюдения фасилитационного взаимодействия
педагога и обучающихся
Дата ___________________________________________________________________________
Ясность, логичность и доходчивость в выражении своих мыслей
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Отсутствие ясности, логичности и доходчивости в выражении своих мыслей
3.
Слушает внимательно, не теряет нить беседы
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Отвлекается, теряет нить разговора
4.
Аргументированность высказываний
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Аргументация высказываний отсутствует
5.
Взаимопонимание в процессе общения
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Разногласия в процессе общения
6.
Достойно поведение в конфликтных ситуациях
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Не умеет решать конфликтные ситуации, провоцирует усугубление конфликтной ситуации
Средний балл
Итоговый средний балл
Образовательная деятельность обучающихся
№
Признаки фасилитации
Баллы
Признаки ингибиции
1. Познавательная активность обучающихся
1.
Высказывание собственных суждений, выводов, оценок
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Уклоняются от высказывания собственных суждений, выводов, оценок
2.
Свободное оперирование материалом
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Материалом не владеют
3.
Самостоятельная формулировка вопросов
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Затрудняются в самостоятельной формулировке вопросов
4.
Выделение существенных и второстепенных фактов и деталей
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Затрудняются в выделении существенных и второстепенных фактов и деталей
Продолжение табл. 1
1
2
3
4
5.
Владение различными способами получения и обработки информации
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Не проявляют владение различными способами получения и обработки информации
6.
Проявление гибкости и оперативности мышления
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Отсутствует гибкость и оперативность мышления
7.
Устойчивость внимания
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Внимание не устойчиво
8.
Оперативность памяти
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Оперативность памяти не характерна
9.
Креативность в решении учебных задач
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Применяют стандартные способы решения учебных задач
10.
Владение различными приемами фиксации учебного материала
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Не владеют различными приемами фиксации учебного материала
11.
Применение новых информационных и мультимедийных технологии
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Не применяют новые информационные и мультимедийные технологии
Средний балл
2. Поведенческая активность
1.
Активность, целеустремленность в достижении образовательных целей
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Пассивность, инертность в достижении образовательных целей;
2.
Умение доводить начатое до конца
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Не проявляется умение доводить начатое до конца
3.
Инициативность в обсуждении вопросов
9
8
7
6
5
4
3
2
1
При обсуждении вопросов проявляется безразличие
4.
Проявление твердости, настаивании на собственной точке зрения
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Равнодушие при высказывании собственной точки зрения
5.
Соблюдение дисциплины, правил проведения занятия
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Недисциплинированность, правила проведения занятия не соблюдаются
6.
Уважительное отношение к мнениям других членов
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Нетерпимость к мнению других членов
7.
Контроль и управление своим эмоциональным состоянием, проявление выдержки
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Не сдерживают эмоции, не выдержаны
8.
Открытость, искренность, доброжелательность в общении
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Закрытость, неискренность, недоброжелательность в общении
9.
Бесконфликтность, доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии
Продолжение табл. 1
1
2
3
4
10.
Групповая ответственность за происходящее; эмоциональное единение «один за всех и все за одного»
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Обособление, разобщенность в группе, изолированность, «каждый сам по себе»
Средний балл
3. Рефлексия
1.
Способности к самоанализу и саморефлексии
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Не проявляются способности к анализу собственной образовательной деятельности
2.
Выявляют причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации образовательных задач
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Отсутствует стремление к выявлению причин успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации образовательных задач
Средний балл
Итоговый средний балл
В результате проведенного исследования были получены следующие данные: 45,8% (11 чел.) педагогов имеют высокий уровень, 29,2% (7 чел.) – достаточный уровень, 25% (6 чел.) – низкий уровень сформированности фасилитационной компетентности.
Педагоги, имеющие высокий уровень сформированности фасилитационной компетентности, в своей работе ориентированы на организацию субъект-субъектного взаимодействия, в котором педагог и обучающиеся выступают как личности, активно и сознательно ориентированные на совместную деятельность, на формирование у обучающихся интереса к познавательной деятельности; педагоги пробуждают, актуализируют субъектный опыт обучающихся, используя такие организационные формы, которые инициируют потенциал обучающихся к саморефлексии, самоорганизации сознания (беседы, дискуссии, деловые игры, мозговой штурм, конференции и др.); проявляют толерантность в восприятии обучающихся, коммуникабельны, тактичны, уверены в себе, владеют выразительной, ясной и точной речью; проявляют эмпатийность, конгруэнтность, корректируют собственное поведение в зависимости от ситуации общения, проявляют готовность к сотрудничеству с обучающимися в решении взаимно согласованных задач.
Обучающиеся на занятиях таких педагогов показывают высокую познавательную и поведенческую активность: высказывают собственные точки зрения, проявляют инициативу, целеустремленность, бесконфликтность; в общении для обучающихся характерна открытость и доброжелательность и рефлексия образовательной деятельности.
Педагоги с достаточным уровнем проявляют стремление к продуктивному взаимодействию с обучающимися, использованию методов, приемов и форм, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулированию саморазвития и самосовершенствования и удовлетворяющих познавательные потребности обучающихся. Но у педагогов проявляются недостаточно сформированные речевые, перцептивные, коммуникативные компетенции и компетенции в сфере саморегуляции психоэмоционального состояния.
Обучающиеся эпизодически проявляют активность, целеустремленность, инициативность в образовательной деятельности, недостаточно сдержаны в общении, но стремятся к бесконфликтному общению и рефлексии образовательной деятельности.
Низкий уровень сформированности фасилитационной компетентности характеризуется проявлением у педагогов признаков ингибиции. Педагоги проявляют стремление к созданию благоприятного психологического климата при проведении занятия, но не отслеживают отношение обучающихся к занятию, не стимулируют и не инициируют процесс учения, склоны к проявлению конфликтности, не владеют приемами педагогической техники.
В образовательной деятельности педагоги ориентированы на использование традиционных методов и форм обучения, выступая в роли транслятора готовых знаний, в деятельности не опираются на субъектный опыт обучающихся и не учитывают их образовательную потребность; стремление к импровизации, творчеству отсутствует.
Со стороны обучающихся проявляется зависимость от педагогов, инертность, конфликтность в общении, пассивность на занятиях, нежелание вступать в диалог, вести беседу, принимать участие в дискуссии; неспособность к аргументированному отстаиванию собственного мнения и влиянию на позиции других, преобладает неадекватная самооценка собственной роли в образовательной деятельности. У обучающихся слабо проявляются аналитические и рефлексивные способности.
Таим образом, разработанная карта наблюдения фасилитационного взаимодействия педагога и обучающихся позволяет определить сформированность фасилитационной компетентности у педагогов колледжа, профессионально-педагогическая деятельность которых является наглядным образцом для формирования личности будущих педагогов, их профессионально-педагогической направленности, профессионально-важных качеств личности, а также их профессиональных умений и навыков.
Для получения расширенных данных и уточнения полученных рекомендуется использовать стандартизированные тестовые методики на определение сформированности выделенных признаков фасилитационной компетентности, а применение карты должно носить лонгитюдныйхарактер.
В целом полученные результаты о сформированности фасилитационной компетентности свидетельствуют о том, что большинство педагогов колледжа, участвовавшие в исследовании:
свою профессионально-педагогическую деятельность организуют через субъект-субъектное взаимодействие, в котором педагоги и обучающиеся выступают как личности, активно и сознательно ориентированные на совместную деятельность, характеризующуюся наличием гуманистических ценностных ориентаций, уважением прав другого человека, творчески-практическим отношением к делу и окружающему миру;
проявляют способность и готовность к стимулированию развития личностного потенциала обучающихся как субъектов когнитивной деятельности.
Примечание: работа выполнена под научным руководством д.п.н., профессора Челябинского государственного педагогического университета Р.С. Димухаметова.
Библиографический список
1. Димухаметов, Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. … д-ра пед. наук / Р.С. Димухаметов. – Магнитогорск, 2006. – 480 с.
2. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПКиПРО, 2003.
3. Орлов, А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (К 100-летию со дня рождения К. Роджерса / [Электронный ресурс] / А.Б. Орлов // Режим доступа: http://www.trialog.ru/library/scipubl/rogers100.html, свободный.
4. Шахматова, О. Н. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие для вузов / О.Н. Шахматова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008.
Библиографическая ссылка
Парунова Е.Ю. АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ ФАСИЛИТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием.
URL: http://econf.rae.ru/article/5567 (дата обращения: 30.12.2024).