Читинская государственная медицинская академия, г. Чита
Чита, Забайкальский край, Россия
Структурное разделение категории культурной среды включает культуру и среду. Универсализация трактовки культуры невозможна, вследствие её динамичности, изменяемости, комплексности и тотальности. Первоначально данная категория использовалась в качестве термина аграрного порядка, позднее понятие получило всеобъемлющее распространение практически на все сферы человеческой жизни. Существует ряд комплексных объяснений термина «культура», как одного из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания1. Эффективные попытки систематизации сущности и понимания категории культуры привели к возникновению следующей иерархии определений: описательные, антропологические, ценностные, нормативные, адаптивные, исторические, функциональные, семиотические, символические, герменевтические, идеационные, психологические, дидактические, социологические2.
Описательные трактовки культуры содержат перечисление отдельных элементов и проявления культуры (обычаи, верования, виды деятельности); антропологические – исходят из того, что культура представляет собой совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком («вторая природа»); ценностные – трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми, нормативные – утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей; адаптивные – культура понимается, как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям; исторические – подчёркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению; функциональные – характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней; семиотические – рассматривают культуру, как систему знаков, используемых обществом; символические – акцентируют внимание на употреблении символов в культуре; герменевтические – относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми; идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти; психологические – указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики; дидактические – рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически); социологические – культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Соотношение понятий «культура» и «среда» присутствует при проекции антропологических, социологических, ценностных, адаптивных, функциональных и идеационных подходов к культуре на категорию среды3. Антропологическое содержание категории среды подтверждается её способностью непосредственно влиять на жизнь людей, создавших «вторую природу» среду своей деятельности. Недавно возникло прогрессивное разделение научной мысли на две теории среды: молекулярную и факторную. В данной системе особую актуальность приобрело выявление единицы среды – места деятельности и сферы влияния. Лингвист С.И. Ожегов даёт обобщающее объяснение понятия «среда»: «Среда – окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»4. Учёный делает акцент на материальной категории совокупности людей, приравнивая её к среде, тем самым преобразуя концепт «среда» в персонифицированную систему, в рамках которой осуществляется жизнь социальных групп и отдельных их представителей.
Ценностная сущность категории среды заложена в её способности к удержанию и сохранению компонентов, присутствующих в ней. Сам термин «среда» был введён И. Тэном, французским философом, родоначальником культурно-исторического направления, и изначально был крайне популярен в сфере философии и социологии, впоследствии, диапазон его применения стал значительно шире. В свете указанного расширения категории среды в науке, она приобрела адаптивную функцию, помогающую ориентироваться на меняющиеся явления действительности и стать потребителем благ, воспроизведённых культурой. Итак, адаптивность среды заключается в её способности преобразовываться согласно требованиям эпохи её существования. Функциональность среды обусловлена её непосредственной реакцией на актуальные социо-культурные преобразования, то есть функциональность видится в координации средой тех или иных социальных событий. Идеациональный подход подчёркивает тесную связь между культурой и средой в рамках культурологии, так как в нём заложены духовные характеристики обозначенных концептов. Кроме того, идеациональный подход реализован в интенции сближения5 категории среды с категорией культуры в рамках терминологического единства «культурная среда». Следовательно, корреляция между культурой и культурной средой наблюдается на общенаучном уровне исследования при рассмотрении характерных черт и свойств обозначенных феноменов в культурно-социальном плане.
\r\n
1См. Чижиков В.В. Дизайн среды учреждений культуры [Текст] / В.В. Чижиков – М.: Наука, 2005 – 128с., С.56-73.
2См. Фёдоров А.А. Европейская мистическая традиция Средних веков и Нового времени в философии и истории идей [Текст] / А. А. Фёдоров – М.: Мысль, 2004 − 146с., С.130-140.
3См. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки [Текст] / П. Фейрабенд − М.: Слово, 2004 − 230с., С.123.
4См. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 2005 – 848 с., С.702.
5См. Купина Н.А. Языковое строительство: от системы идеологем к системе культурем [Текст] / Н.А. Купина – М.: Азбуковник, 2004 − 146с., С.44.
Библиографическая ссылка
Кострица Е.И. Актуальная функциональность культурной среды в процессе модернизации высшей школы // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5576 (дата обращения: 23.12.2024).