Заочные электронные конференции
 
     
Актуальная функциональность культурной среды в процессе модернизации высшей школы
Кострица Е.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

КАТЕГОРИИ «КУЛЬТУРА» И «КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА»:

КОМПЛЕКСНОСТЬ

В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТРАКТОВКЕ

Кострица Е.И.

Читинская государственная медицинская академия, г. Чита

Чита, Забайкальский край, Россия

Структурное разделение категории культурной среды включает культуру и среду. Универсализация трактовки культуры невозможна, вследствие её динамичности, изменяемости, комплексности и тотальности. Первоначально данная категория использовалась в качестве термина аграрного порядка, позднее понятие получило всеобъемлющее распространение практически на все сферы человеческой жизни. Существует ряд комплексных объяснений термина «культура», как одного из фундаментальных понятий социально-гуманитарного познания1. Эффективные попытки систематизации сущности и понимания категории культуры привели к возникновению следующей иерархии определений: описательные, антропологические, ценностные, нормативные, адаптивные, исторические, функциональные, семиотические, символические, герменевтические, идеационные, психологические, дидактические, социологические2.

Описательные трактовки культуры содержат перечисление отдельных элементов и проявления культуры (обычаи, верования, виды деятельности); антропологические – исходят из того, что культура представляет собой совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком («вторая природа»); ценностные – трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми, нормативные – утверждают, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей; адаптивные – культура понимается, как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям; исторические – подчёркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению; функциональные – характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней; семиотические – рассматривают культуру, как систему знаков, используемых обществом; символические – акцентируют внимание на употреблении символов в культуре; герменевтические – относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми; идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти; психологические – указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики; дидактические – рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически); социологические – культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Соотношение понятий «культура» и «среда» присутствует при проекции антропологических, социологических, ценностных, адаптивных, функциональных и идеационных подходов к культуре на категорию среды3. Антропологическое содержание категории среды подтверждается её способностью непосредственно влиять на жизнь людей, создавших «вторую природу»  среду своей деятельности. Недавно возникло прогрессивное разделение научной мысли на две теории среды: молекулярную и факторную. В данной системе особую актуальность приобрело выявление единицы среды – места деятельности и сферы влияния. Лингвист С.И. Ожегов даёт обобщающее объяснение понятия «среда»: «Среда – окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»4. Учёный делает акцент на материальной категории совокупности людей, приравнивая её к среде, тем самым преобразуя концепт «среда» в персонифицированную систему, в рамках которой осуществляется жизнь социальных групп и отдельных их представителей.

Ценностная сущность категории среды заложена в её способности к удержанию и сохранению компонентов, присутствующих в ней. Сам термин «среда» был введён И. Тэном, французским философом, родоначальником культурно-исторического направления, и изна­чально был крайне популярен в сфере философии и социологии, впоследствии, диапазон его применения стал значительно шире. В свете указанного расширения категории среды в науке, она приобрела адаптивную функцию, помогающую ориентироваться на меняющиеся явления действительности и стать потребителем благ, воспроизведённых культурой. Итак, адаптивность среды заключается в её способности преобразовываться согласно требованиям эпохи её существования. Функциональность среды обусловлена её непосредственной реакцией на актуальные социо-культурные преобразования, то есть функциональность видится в координации средой тех или иных социальных событий. Идеациональный подход подчёркивает тесную связь между культурой и средой в рамках культурологии, так как в нём заложены духовные характеристики обозначенных концептов. Кроме того, идеациональный подход реализован в интенции сближения5 категории среды с категорией культуры в рамках терминологического единства «культурная среда». Следовательно, корреляция между культурой и культурной средой наблюдается на общенаучном уровне исследования при рассмотрении характерных черт и свойств обозначенных феноменов в культурно-социальном плане.

\r\n

1См. Чижиков В.В. Дизайн среды учреждений культуры [Текст] / В.В. Чижиков – М.: Наука, 2005 – 128с., С.56-73.

2См. Фёдоров А.А. Европейская мистическая традиция Средних веков и Нового времени в философии и истории идей [Текст] / А. А. Фёдоров – М.: Мысль, 2004 − 146с., С.130-140.

3См. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки [Текст] / П. Фейрабенд − М.: Слово, 2004 − 230с., С.123.

4См. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 2005 – 848 с., С.702.

5См. Купина Н.А. Языковое строительство: от системы идеологем к системе культурем [Текст] / Н.А. Купина – М.: Азбуковник, 2004 − 146с., С.44.

Библиографическая ссылка

Кострица Е.И. Актуальная функциональность культурной среды в процессе модернизации высшей школы // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5576 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат