ПРОФЕССИОНАЛЬНОE СТАНОВЛЕНИE УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ АКМЕ-ТЕХНОЛОГИИ
Смирнова О. Б., кандидат психологических наук
(г.Тула, НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики»)
Аннотация. В данной статье психологическое сопровождение профессионального становления учителя рассматривается с точки зрения акмеологического подхода к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания, становлению учителя как субъекта профессиональной деятельности. Проанализированы основные стадии профессионального становления учителя и рассмотрены направления оптимизации процесса профессионального становления учителей.
В настоящее время возрос научный интерес к акмеологии как принципиально новой науке, истоки которой находятся в педагогике и психологии. Междисциплинарный характер акмеологии позволяет находить новые возможности решения проблемы повышения качества образования, которая сейчас активно исследуется.
Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания, управлению учебными заведениями позволяет перевести образование из режима функционирования к развитию, при этом значительно повышается и его качество, так как у всех субъектов образования основными оказываются познавательные мотивы, обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление действительности – ведущей. Акмеологические приемы, акме-технологии предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха, а акмеологическое сопровождение становления учителя ведет к полноценной реализации его профессионально-психологического потенциала как личности и удовлетворение потребностей как субъекта педагогической деятельности.
Основными задачами акмеологического сопровождения – это диагностика сущности возникшей проблемы; предоставление информации о проблеме и путях ее решения; консультирование на этапе принятия решения и выработки алгоритма решения проблемы; первичная помощь на этапе выполнения алгоритма решения проблемы.
Достижение высоких уровней развития в профессиональной деятельности (акме) возможно, если при этом осуществляется и личностное развитие (М.И.Плугина, 2006) [3]. При этом понятие «личность» является всегда шире понятия «профессионал». Следовательно, в процессе акмеологического сопровождения необходимо решать вопрос не только о профессиональном развития, но, в первую очередь, вопрос личностного развития учителя-профессионала.
Рассматривая проблемы акмеологического сопровождения процесса становления учителя как субъекта профессиональной деятельности, в первую очередь, учитывали то, что на современном этапе развития акмеология в качестве объекта, изучает прогрессивно развивающуюся зрелую личность, самореализующуюся, главным образом, в профессиональных достижениях (А.А.Деркач, 2004) [1; 4].
Причем, рассмотрение саморазвития как ведущей ценности, позволяет человеку наиболее рационально и согласованно осуществлять акме-ориентированные самоизменения, и как следствие, более организовывать успешное продвижение к самоосуществлению.
Представители акмеологического направления делают акцент на необходимости внедрения в практику образовательных учреждений акмеологических служб различного уровня (М.И.Плугина, 2008) [3]. По их мнению, именно сопровождения акмеологические службы являются составной частью системы акметехнологического обеспечения профессионального и личностного развития субъекта деятельности (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, Л.И.Катаева и др.).
Многообразие профессионально значимых характеристик учителя Т.В. Смолеусова условно объединяет в два крупных блока: надпредметная компетентность и компетентность предметная. Надпредметная или внепредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность, включает в себя: психолого-педагогическую культуру учителя; знание и учет возрастных особенностей; владение разными педагогическими технологиями; знание нормативно-правовой базы [1].
Предметная компетентность это, прежде всего знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами; владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.
В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В.С. Выготского: «... учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником» (В.С.Выготский, 1984).
Профессор В.Я.Синенко справедливо считает, что «профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения» (В.Я.Синенко, 1999).
Профессиональное развитие учителя проходит три основные стадии: адаптации, профессионализации и мастерства, поэтому психологическое сопровождение на каждой из стадий имеет свои особенности. В контексте идеи психологического сопровождения в период профессионального и последипломного обучения, мы выделяем частные цели и задачи каждого этапа (см. табл.1).
Таблица 1
Цели и задачи психологического сопровождения профессионального становления личности
Этапы
Цели
Задачи психологического сопровождения
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Оказание помощи в освоении профессиональной деятельности, норм профессионального поведения и поддержки при вхождении в группой коллектив
изучение и развитие профессиональных и личностных качеств молодых специалистов;
актуализация имеющегося профессионального и социального опыта, стиля профессиональной деятельности и его приспособления к требованиям профессии;
поддержка молодого профессионала в адаптационный период при вхождении в трудовой коллектив;
помощь в реальной оценки профессиональной компетентности;
формирование профессионального самосознания, адекватной профессиональной и личностной самооценки или ее коррекция;
оказание поддержки при наличии чувства профессиональной неполноценности;
формирование установки на необходимость повышения профессиональных знаний, умений, навыков на этапе последипломного обучения;
помощь и поддержка в выработке молодым специалистом новых целей профессиональной жизни;
формирование элементарной психологической грамотности и пр.
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ
Обеспечение взаимосогласованности
и взаимодействия специалиста и предприятия в профессионально-личностном развитии
согласование целей развития организации и специалиста;
предупреждение и оказание помощи в преодолении барьеров, препятствующих развитию специалиста;
формирование и уточнение критериев профессионально-личностного роста;
диагностика и оценка потенциалов профессионально-личностного роста;
оказание помощи в определении видов и форм повышения квалификации на этапе последипломного обучения;
помощь в проектировании жизненной стратегии в соответствии с новыми достижениями в профессиональной сфере;
формирование психологической и аутопсихологической компетентности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО
Развитие
профессиональной компетентности
оказание помощи в самореализации и самоактуализации;
помощь в преодолении профессиональных и личностных проблем;
внесение корректив в траекторию и темп профессионального становления;
поддержка в обретении личностного смысла профессиональной деятельности;
актуализация потенциала, связанного с наставничеством;
формирование психологической культуры.
Таким образом, можно выделить следующиенаправления оптимизации процесса профессионального становления учителей:
Разрешение имеющихся противоречий между утвердившимся в реальной практике типом деятельности учителя и содержанием сложившейся модели высшего профессионального образования (И.И.Пятибратова, 2004)
Психологизация процесса работы, предусматривающая психологическую и акмеологичекую поддержку учителей. Содержание этой работы заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки в развитии профессиональной Я-концепции учителей начальных классов (О.В.Тимофеева, 2005), путем актуализации духовно-нравственного аспекта профессиональной Я-концепции (М.В.Куприна, 2004; И.В.Лопаткова, 2003; М.Б.Фишман-Борисов, 2004), востребованности в самопознании и самореализации учителей начальных классов через: снятие социально-психологической напряженности, формирование адекватной ориентировки в ситуации, профессиональную идентификацию, становление отношений доверия и принятия себе, развитие профессионального мастерства [1].
Применение психотехнологий формирования аутопсихологической и профессиональной компетентности у учителя начальных классов, стимулирующих непрерывное самообразование.
Наряду с этим, анализ научной литературы позволил выявить ряд факторов достижения вершин и продуктивной творческой деятельности (Н.В.Кузьмина, 1990):
Объективные, связаны с реальными условиями среды, в которой осуществляется взаимодействие учителя и ученика, направленного на достижение определенного результата. К объективным факторам можно отнести социально-экономические условия жизни и деятельности человека, систему знаний, умений и ценностей, а так же уровень и этапы образования на протяжении всех этапов возрастного развития человека.
Субъективные, связаны с индивидуальными субъективными образами изначальных результатов. Данные факторы включают в себя мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, творчество. Так уровень их проявления определяет субъективные причины, влияющие на достижения вершин профессионального развития или препятствующих данному процессу.
Субъективно-объективные, связаны с инструментальными функциями руководителей, организации совместной профессиональной среды, качеством целеполагания и достижения поставленных образовательных задач учителями начальных классов и их учениками [4].
Ведущими акмеологическими факторами являются субъективные: ценностные ориентации, ответственность, способности и направленность личности (Ф.Б.Балкизова, 2005) [4].
Наряду с этим в качестве содействующих акмеологических факторов выступает высокая удовлетворенность своей профессиональной деятельностью. К препятствующим относятся завышенная самооценка, отсутствие возможностей и условий дальнейшего саморазвития и самосовершенствования, низкий уровень удовлетворенности качеством жизни (низкая заработная плата, низкие показатели здоровья и энергии личности и т.п.), низкий доступ к научной и научно-методической литературе.
А.А.Деркач и Л.А.Степнова (2005) выделили контроль и развитие как два основных направления акмеологического сопровождения, содержательно и технологически дополняющих друг друга. Так в основе любых рекомендаций программно-целевых тренингов лежат данные мониторингового контроля и результаты личностно-профессионального собеседования [2].
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что процесс становления учителя как субъекта деятельности возможен только на основе гуманитарно-методологической ориентации и акмеологического сопровождения развития путем использования личностно-ориентированных технологий профессионального развития: акмеологической диагностики; тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития; акмеологического мониторинга личностно-профессионального развития, т.е. методов наблюдения, оценки и прогнозирования психологического состояния личности, включающих комплекс диагностических методик, обеспечивающих контроль профессионально важных характеристик; технологии формирования аутопсихологической компетентности; психолого-акмеологического консультирования по проблемам социально-профессионального развития; игромоделирование развития собственного «Я» и формирование целостного его восприятия; ретроспекции профессиональной жизни; акмеологической службы, как особым образом организованной и структурированной совокупности средств, направленных на развитие личности как субъекта профессиональной деятельности.
Список использованной литературы:
Андропова Л.О. Механизмы и функции самоконтроля в структуре Я-концепции учителя начальных классов: теория и методология: Моногр. / Под ред. В.С.Агапова. – М.: МААН, 2008. – 100с.
Деркач А.А., Степанова Л.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности механизмы развития. – М.: МПСИ, Воронеж: МОДЕК, 2006. – 496с.
Плугина М.И. Сущностная характеристика психолого-акмеологического сопровождения становления личности и деятельности профессионала. – Ставрополь: РИО ИДНК, 2006. – 34с.
Смирнова О.Б. Самоотношение в структуре Я-концепции учителя начальных классов: теория и методология: Моногр. / Под ред. В.С.Агапова. – Тула: НОО ВПО НП «ТИЭИ», 2008. – 102с.
Библиографическая ссылка
Смирнова О.Б. ПРОФЕССИОНАЛЬНОE СТАНОВЛЕНИE УЧИТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ АКМЕ-ТЕХНОЛОГИИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5586 (дата обращения: 23.11.2024).