СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ»
С.С. Столярова, И.С.Назметдинова
Россия, г. Астрахань
Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных. Практика показывает, что решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей одной медицине в настоящее время не под силу. К тому же установка на здоровье (а соответственно, и на здоровый образ жизни), как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
Необходимость воспитания потребности детей дошкольного возраста в здоровом образе жизни, а также увеличение количества детей с туберкулезной интоксикацией, потребовало некоторой переработки и адаптации существующих здоровьесберегающих технологий, цель которых – развитие у детей навыков здорового образа жизни в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом развитии.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития. В связи с этим выделим основные объективные и субъективные факторы, влияющие на здоровье детей дошкольного возраста.
К объективным факторам отнесем:
Экологические: Солнечная радиация, качество питьевой воды, температура воздуха, влажность воздуха, загрязнения окружающей среды, нахождение вблизи промышленных предприятий, автодорог, железнодорожного полотна, в районах с высоким напряжением электромагнитного поля, т.е. в экологически неблагополучных зонах города.
Биологические: наследственность, состояние здоровья матери до и во время беременности, состояние здоровья новорожденного, особенности пренатального и постпренатального развития, развитие ребенка в первые годы жизни, питание ребенка.
К субъективным факторам:
Социокультурные:
семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень, религиозные традиции);
отношение родителей к ребенку (желанный – нежеланный, любимый – нелюбимый), стиль воспитания, традиции семьи, в которой растет ребенок, тип привязанности к матери, особенности семьи (полная – неполная семья, благополучная – неблагополучная);
социальное окружение ребенка в ДОУ (психологическая атмосфера в группе, успешность адаптации к саду).
Психолого - педагогические:
организация образовательно-воспитательного процесса;
организация и формы физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
формы и методы здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения;
наличие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактика вредных привычек, половое воспитание, использование средств физического воспитания и спорта и т. п.);
функциональная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья, знание каждого ребенка (его состояния здоровья, характера, наклонностей, интересов);
психологический фон занятий и режимных моментов, прогулок, благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность, мудрость воспитателя);
количественная и качественная характеристика контингента воспитанников.
Медико - санитарно – гигиенические:
качественная оценка здания, санитарно-технического, спортивного оборудования и оснащения;
организация системы питания с учетом требований санитарных правил и норм;
проветривание помещений, температурное соответствие, чистота, световое и цветовое оформление;
двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики); медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры;
динамика хронической и общей заболеваемости.
Сопровождение детей с туберкулезной интоксикации включает в себя несколько направлений: диагностику, профилактику и консультирование.
Диагностическая работа: это направление определяется ориентацией на углубленное психологическое, физическое изучение ребенка на протяжении всего периода пребывания в детском саду, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании, развитии. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей.
В русле диагностического направления решаются следующие конкретные задачи:
изучение медико-психологических и возрастных особенностей,
выявление позитивного и негативного влияния условий жизни на воспитание детей,
диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и нервно-психического состояния детей на каждом этапе развития ребенка.
Диагностическая работа проводится не только «на входе» и «выходе» на каждой возрастной ступени, но и в промежуточные периоды.
Профилактическая работа:задачи данного направления определяются необходимостью формирования у воспитанников потребности в специальных психологических, валеологических знаниях, желания использовать их в жизни, создание условий для полноценного психофизического развития на каждом возрастном этапе, своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности, развитии интеллекта, а также межличностного общения и взаимодействия.
В русле профилактического направления осуществляются следующие конкретные мероприятия:
Валеологическая организация образовательно-воспитательного процесса;
Проведение работы по адаптации ребенка к детскому саду. Конкретные рекомендации родителям, воспитателям по оказанию помощи детям в адаптационный период.
Психолого-социальное сопровождение детей, испытывающих трудности в адаптации к саду.
Организация медико-психолого-валеологических условий по сохранению уровня здоровья детей.
Обеспечение психологического комфорта (организация работы по сохранению благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе и развитие психологического комфорта воспитанников (развитие у детей навыков взаимодействия в группе, обучение пониманию требований воспитателей и родителей; преодоление симбиотических отношений с матерью).
Организация психологической работы по стабилизации эмоционального состояния, снижения тревожности воспитанников.
Организация мероприятий оздоровительного цикла: специальная работа по закаливанию воспитанников в любое время года, физико-терапевтические мероприятия (общеукрепляющий массаж, водные процедуры, Милта-терапия, аромо-терапия и т.д.), физкультурно-оздоровительные мероприятия (дыхательные занятия, песочная терапия и т.д.).
Консультативная работа: данное направление предполагает индивидуально-ориентированный подход воспитателей, психолога, медицинского работника к личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь воспитателям в индивидуализации воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становлении личности.
В русле консультативного направления решаются следующие конкретные задачи:
Формирование ответственности за соблюдение в саду условий, необходимых для полноценного психологического, физического и личностного развития воспитанников, посредством проведения консультаций, родительских собраний.
Проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми по вопросам ЗОЖ
Содействие родителям в осознании мотивов своего отношения к ребенку, собственных внутренних конфликтов и личностных качеств;
Формирование у родителей конструктивных форм взаимодействия с детьми;
Повышение компетентности педагогических работников и администрации по вопросам психического развития и адаптации детей.
Общие принципы работы детьми с туберкулезной интоксикации: единство диагностики и коррекции,
системность коррекционных, профилактических и развивающих задач,
комплексность методов психологических воздействий, последовательность усложнения стратегий и тактик, формирующих воздействий,
деятельностный принцип,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей,
опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию его развития.
Следует выделить три основных направления: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми.
Задачами работы с родителями и педагогами являются оказание психолого-педагогических воздействий на родителей и воспитателей; устранение психотравмирующих ситуаций в семье и дошкольном образовательном учреждении; психологическое просвещение по вопросам адаптации и преодоления психологических проблем детей, испытывающие трудности в адаптации.
В соответствии с поставленной целью определены темы для родительских собраний, проводимых с использованием разнообразных форм (семинары, тренинги, дни открытых дверей, лектории, дискуссионный клуб, мамины школы и т.д.), и постоянно действующего семинара для воспитателей, касающиеся психологических проблем этой категории детей.
Методика работы с родителями “Родительский семинар” была предложена А.С. Спиваковской [1] для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и реальных форм взаимодействия в семье. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни апробируются родителями. Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. Родители обучаются элементарным способам профилактики простудных заболеваний, дыхательной гимнастики, способам быстрого снятия напряжения, агрессивности ребенка.
В рамках работы также предусмотрены индивидуальные консультации для родителей, имеющие своей целью оказание психологической помощи в решении их личных проблем.
Постоянно действующая школа психологической грамотности для воспитателей включает занятия, направленные на повышение профессиональной компетенции в работе с детьми с туберкулезной интоксикации. Примерные темы занятий:
Занятие 1. «Дети с туберкулезной интоксикацией. Какие они?»
Занятие 2. «Трудности и условия адаптации в детском саду».
Занятие 3. «Как общаться с родителями детей с туберкулезной интоксикацией».
Занятие 4. «Формы и методы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности дошкольного учреждения».
В процессе проведения занятий с воспитателями также используются лекционные приемы, активные формы, обмен опытом.
В целях психологической поддержки детей с туберкулезной интоксикацией проводятся коррекционно-развивающие занятия для детей педагогом-психологом.
Основные принципы проведения занятий:
1) добровольность участия детей;
2) безоценочность;
3) увлеченность педагога (способствует заражению детей соответствующими эмоциями);
4) время проведения занятия строго не регламентировано – 30-40 минут в зависимости от состояния детей (степени интереса, пресыщения или утомления);
5) регулярность проведения занятий – 2 раз в неделю;
1. Эмоциональное отреагирование (свободное выражение собственных эмоций, принятие эмоционального переживания участников группы по отношению к себе расширяет сферу эмоциональных отношений).
2. Расширение сферы осознания своей проблематики (актуализация проблем приводит к осознанию мотивов поведения; осознание способствует отрицанию прежних форм поведения и стимулирует потребность в поиске новых, более приемлемых).
3. Формирование новых приемов и способов поведения (приобретение навыков конструктивного взаимодействия в процессе работы в группе, опыта эмоционального отреагирования помогает выстроить иную, более адекватную модель межличностного взаимодействия).
В занятиях используются приемы игровой терапии, арттерапии, сказкотерапии, рациональной терапии, психодрамы, психогимнастика и музыкальная релаксация.
Работа ДОУ, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Литература:
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья: Т.2. – М., 2000.
Библиографическая ссылка
Назметдинова И.С., Столярова С.С. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5657 (дата обращения: 22.11.2024).