Научный анализ учебной деятельности преподавателя вуза.
Качество преподавательской деятельности в вузе зависит от шести факторов: статуса вуза как научного и учебного центра, его готовности к саморазвитию в этом плане, сплоченности педагогического коллектива на основе современных концепций образования, педагогического потенциала организации и лиц, входящих в данный вуз, владения преподавательским составом новыми вузовскими технологиями, уровня профессиональной культуры преподавателей. Последний фактор является системообразующим и одновременно выступает в качестве критериального показателя развития и саморазвития вуза.
В современной вузовской педагогике росту профессионального мастерства преподавателя придается большое значение, поскольку в нем проявляются важнейшие стимулы активности студенчества, и он выступает потенциалом роста вуза. Однако серьезных научных исследований по диагностике, анализу и оценке качества преподавательской деятельности в вузе пока еще не проводилось. В той или иной мере определились некоторые общие позиции по анализу и оценке деятельности преподавателя вуза, которые включают:
высший показатель профессиональной культуры преподавателя, т.е. гармоническое сочетание его преподавательской и научно-исследовательской деятельности;
взаимосвязь знаний, умений и навыков при ведущей роли знаний; соотношение теории и фактологии, знания и опыта;
качество работы преподавателя, определяемое его умением осваивать современные дидактические технологии и соединять их соответственными авторскими методиками;
мастерство преподавателя, напрямую связанное с его способностью мотивировать учебную деятельность студентов и организовывать ее как исследование, творчество и самостоятельное решение проблемы;
отношение преподавателя к своему труду, зависящее от его общей культуры, владения универсальными знаниями.
Поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно - человек высокого уровня воспитанности и как таковой обладает ведущими свойствами современного человека: гражданственностью, гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием. Как коллеге, преподавателю вуза свойственны опытность, коллегиальность, принципиальность, требовательность и самокритичность к себе.
Высшее образование служит обновлению культуры, поэтому так важны качества личности преподавателя как инноватора: чувство нового, восприимчивость к новому, способность к творчеству, потребность в обновлении своего дела в целом.
Все блоки личностных характеристик преподавателя вуза выходят на одни и те же интегративные качества, которые и выступают основными объектами анализа и оценки его преподавательской деятельности.
Ответственность - основной интегративный показатель мастерства преподавателя вуза. В нем проявляются и концентрируются все качества личности.
Профессиональная компетентность - следующий критерий, характеризующий преподавателя вуза. Как гражданин, человек он служит обществу и делу, которому отдает себя, свой опыт и способности. Как мастер своего дела он, несомненно, должен разбираться в преподаваемой науке, педагогике и психологии обучения и воспитания. Как ученый он проявляет достаточную информированность по своему учебному предмету, организует сам исследовательскую деятельность студентов. Он же является экспериментатором и новатором, когда совершенствует методику вузовского обучения, осваивает новые дидактические технологии. Таким образом, профессиональная компетентность преподавателя вуза реализует все его качества как человека, мастера своего дела, ученого-мыслителя, новатора.
Все признаки профессиональной компетентности проявляются в таком показателе, как исследовательская направленность учебной деятельности преподавателя, включающая непрерывную педагогическую диагностику, научный анализ результатов обучения и осуществление необходимой педагогической коррекции.
Потребность в профессиональном самосовершенствовании - неотъемлемая характеристика человека культуры, науки, профессионала высшего уровня. Преподаватель вуза должен успевать за быстротекущим временем, соизмерять свою деятельность с развитием науки, культуры.
Готовность и потребность во взаимопонимании и сотрудничестве - также важнейшие критерии мастерства преподавателя вуза. Существуют основные постулаты эффективности работы преподавателя: наличие социальной цели, научной организации труда преподавателей и студентов, единые педагогические позиции и требования в коллективе вуза, кафедры, единый стиль общения, выполнения всеми преподавателями и студентами устава вуза, прав и обязанностей.
Таким образом, вычленяются основные объекты научного анализа учебной деятельности преподавателя вуза, которые реально охватывают всю объемную совокупность требований к специалисту и как к члену общества, и как к ученому, и как к профессионалу, обучающему студентов, и как к творцу нового в своем деле.
Указанные критерии и показатели, их проявления в реальной практике служат основанием для создания системы анализа профессионального уровня преподавательских кадров. Она включает в себя:
Карты профессиональной самооценки преподавателя, в которых сами работники вуза отмечают критерии и показатели, устойчиво проявляющиеся в их деятельности. На основе анализа полученных данных составляется план работы кафедры по совершенствованию профессионального мастерства преподавателей.
Стандартные оценки профессионального мастерства членов кафедры. Они предполагают два варианта: по ведущему признаку каждого из вышерассмотренных критериев или по взаимным оценкам членов кафедры по ним же, после чего ведущие члены кафедры отмечают наличие или отставание каждого из показателей.
Психологические тесты для преподавателей по вопросам профессиональной культуры, где ответы преподавателей характеризуют их позицию и установки.
Социологические опросы среди студенчества по указанным критериям, в которых каждый из опрошенных указывает на присуждение преподавателем номинации по определенным категориям.
Все указанные методики применяются в комплексе и одновременно позволяют преподавателям объективно оценивать себя, свою работу, свой статус, свое место в коллективе.
Перспективы нового качества вузовского образования совпадают с критериями качества преподавательской деятельности. Это дает надежду на серьезное реформирование современной высшей школы.
Таким образом, можно сделать вывод, что качество научного исследования и сам процесс исследовательской работы сущностно едины. Преподавательская деятельность в вузе оказывается тесно связанной с процессом достижения результатов исследовательской деятельности. Поэтому качество вузовского образования определяется взаимосвязью научно-исследовательской, методической работы с практической деятельностью кафедр по совершенствованию процесса образования и компетентностью педагогических кадров.
Библиографическая ссылка
Федотова Е.С. Научный анализ учебной деятельности преподавателя ВУЗа // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5685 (дата обращения: 22.11.2024).