Заочные электронные конференции
 
     
Психолого-педагогические аспекты сопровождения семьи ребенка с особыми образовательными потребностями на этапе школьного обучения
Омарова П.О.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Психолого-педагогические аспекты сопровождения семьи

ребенка с особыми образовательными потребностями на этапе школьного обучения

П.О. Омарова

Семья призвана выполнять ныне свои функции в условиях отсутствия четкой, государственной идеологии, смены ценностных ориентаций (ускоренная ориентация на материальный достаток) как единственное средство достижения власти и социального положения.

Невольно семья явилась своеобразным полигоном и одновременно индикатором всех апробируемых новых отношений в обществе. Прежние были обесценены на государственном уровне, а новые не сложились в силу их стихийности и ситуативности. Семья, по своей сути, являясь особой социальной системой отношений, оказалась наиболее уязвимой. Время от времени она пребывала на грани физического и морального выживания. С.В.Дармодехин (2001) отмечает, что негативное воздействие проводившихся в стране реформ, которые выразились в массовом обнищании, разрушении нравственно-этических норм и традиций семейного уклада, правовой, моральной и экономической незащищенности привели к резкому снижению воспитательного потенциала семьи и ее роли в социализации детей.

Современная Россия, с ее разнообразием экономико-политических взглядов, нуждается в идее общественного согласия, которой может стать идея заботы о семье и детях.

Как отмечает А.А. Коробейников (2000), «образование – возможно единственная сфера, где есть предпосылки конструктивного согласия, объединения партий и общественно-политических движений разной ориентации вокруг проблемы воспитания и обучения молодого поколения. В образовании нуждается каждая семья, каждый человек, будущее детей может стать главным делом нации и ее внутренним движущим стимулом»1.

Статистические данные социологических опросов и мнения экспертов с очевидной необходимостью подтверждают крайнюю необходимость разработки научных основ семейного воспитания детей и молодежи в современных российских условиях, которые нашли бы адекватное воплощение в практических рекомендациях. Этот тезис мы выдвигаем в связи с тем, что значительное количество научных разработок не доходит до своего конечного потребителя – родителей. Отсутствуют реальные и доступные пониманию неподготовленного педагогическим образованием родителя практические методики в конкретных областях семейного воспитания.

Сегодня ведется интенсивный поиск путей повышения роли семьи в социальном воспитании детей и школьников с ограниченными возможностями, и в первую очередь этот поиск осуществляется в новом перспективном направлении психолого-педагогической науки – социальной педагогической психологии.

Основной методологический принцип социальной педагогической психологии: семья – первостепенная ячейка общества, осуществляются базисную социализацию детей с ограниченными возможностями благодаря усилию всех основных ее функций: воспитательной, рекреативной (сюда входит физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммуникативной (общение и через него - социализация), регулятивной, фелицитологической (ощущение счастья в семье).

Сегодня на фоне общего снижения «жизненного потенциала» российской семьи отмечается устойчивая тенденция падения уровня ее психологического здоровья и соответственно, ее воспитательных возможностей. Проблематичными для этой категории семей в сложившихся условиях представляются вопросы достижения сходства семейных ценностей, сохранения социально-ролевой адекватности действий ее членов, активности семьи в отношении перспектив. Все это в целом способствует развитию внутрисемейной эмоциональной неудовлетворенности, социальной пассивности и безразличия к реальной действительности.

Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической культуры родителей как основы раскрытия творческого потенциала, совершенствования семейного воспитания. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.

Семейный кодекс, Закон «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 37, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного Кодекса РФ, статьях 17,18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании».

В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года» в качестве одной из приоритетных задач выделяется всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации.

Эти документы определяют следующие задачи формирования позиции, субъектности родителя, семейного воспитания: забота о здоровье детей, общекультурном и интеллектуальном развитии; подготовка к самовоспитанию и саморазвитию; трудовое воспитание и помощь в выборе профессии и т.п.

В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, хотя и трудно, но развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирование взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Характерная для реальных повседневных жизненных ситуаций обстановка нестабильности, тревоги, безысходности усугубляет проблемы детства и семьи. Именно в семье формируется или, наоборот, подрывается психофизическое здоровье детей.

С каждым годом возрастает число детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, фобии и т.п.), с отклонениями в развитии личности, поведении, трудностями в обучении, в общении с людьми. Как правило, такие дети воспитываются в семьях, имеющих неблагоприятные социальные и психолого-педагогические условия (эмоционально-конфликтные отношения, некомпетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, жестокое обращение с детьми и т.д.).

Негативные черты личности родителей, проявляющиеся в неадекватных воспитательных установках, способствуют психической травматизации детей. Пьянство и конфликты к семье, развод родителей встречаются в 2-4 раза чаще у детей с отклонениями в психическом здоровье, чем у здоровых. Модели семейного воспитания детей с ограниченными возможностями часто опираются на «антипедагогику», оказывающую деструктивное влияние на развитие личности ребенка в целом.

Пристальный интерес к институту семьи объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране, усложнением образовательных задач и ростом числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, поведении; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые в большинстве своем формируются в семье.

Кроме того, меняется и сам субъект процесса социализации (воспитания и обучения) – ребенок. Он становится все более информированным и развитым. Поэтому руководство его духовным и нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых, синтеза усилий всех социо-культурных институтов.

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, в том числе с ограниченными возможностями, семья во многом определяется развитие его личности в настоящем и будущем. Так фактор социализации семьи занимает значительно более высокий ранг, чем школа или другие социальные институты формирования личности.

Функциональный потенциал семьи в рамках общества огромен. Функции семьи по отношению к обществу довольно подробно рассмотрены в традиции марксизма, в частности в советской социологии семьи, где на первое место ставилась репродуктивная функция. В этой системе семья, где есть ребенок с отклонениями в развитии, инвалидность будет считаться дисфункциональной для общества и нефункциональной для индивида, а забота об инвалидах должна быть передана другому институту, чтобы семья вновь могла сконцентрироваться на социализации «нормальных» членов общества и на общественно полезном труде.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с ограниченными возможностями в развитии. От взаимоотношений ребенка с родителями зависит насколько адекватными будут его отношения с социальной средой.

Отношения в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями, не являются постоянными. В литературе взаимоотношения родителей с детьми с отклонениями в развитии до сих пор еще мало изучены.

Вопросы отношений в семьях, имеющих ребенка с ограниченными возможностями, в зарубежной психологии группируются вокруг трех тем: анализируются внутрисемейные отношения в зависимости от вида и тяжести дефекта; рассматриваются семья как единое целое и ее индивидуальные характеристики: величина, сплоченность, экономический уровень, удовлетворенность супружескими отношениями, компетентность родителей в обращении с ребенком, социальные контакты семьи как целого; изучается зависимость отношений в семье от более широкого окружения, социально и культурно обусловленного, в том числе от профессиональной и непрофессиональной поддержки.

Проблемы детей с ограниченными возможностями не могут быть поняты вне социокультурного окружения – семьи.

Семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку с неограниченными возможностями члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций.

Структура и функции каждой семьи видоизменяются с течением времени, воздействуя на способы семейных отношений. Жизненный цикл семьи обычно состоит из семи стадий развития, в каждой из которых стиль ее жизнедеятельности относительно устойчив и каждый член семьи выполняет определенные задачи сообразно своему возрасту: брак, рождение детей, их школьный возраст, подростковый возраст, «выпуск птенцов из гнезда», постродительский период, старение.

Семьи детей с ограниченными возможностями должны быть готовы к тому, что их стадии развития могут быть не свойственным обычным семьям. Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают.

Главной задачей семьи ребенка с ограниченными возможностями развития выступает превенция конструирования у такого ребенка стигматизированного образа «Я» как «больного» человека, субъекта с ограниченными возможностями, со строго социально заданным кругом притязаний. Необходимо всячески препятствовать формированию у ребенка представления о границах своих возможностей, о том, что ему доступно и в каких пределах. В противном случае существует риск появления у него нежелательных поведенческих реакций, дискомфорта, фрустрации, аномии.

Однако снижение роли семьи, в ряде случае объективная невозможность выполнения ею своих функций – неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных трудностей на первом месте стоит самоустранение семьи в вопросе воспитания детей.

Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных учреждений. Единственный выход из сложившейся ситуации – организация систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям в социализации детей. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей.

Важную роль в психолого-педагогическом сопровождении такой семьи играет взаимодействие родителей с образовательным учреждением. Сотрудничество школы и семьи всегда представляло собой полиаспектную, многоуровневую проблему. И у педагогов, и у родителей в российском обществе в большинстве случаев сформированы искаженные установки на сам процесс продуктивного интеракционирования. В настоящих условиях развития этнокультурного полинационального социума необходима разработка иных форм взаимодействия семьи и школы в решении задач социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с нарушениями психофизического развития.

Наше российское общество на подступах к созданию наиболее конструктивных механизмов безболезненного включения в социальную среду семей с детьми с особыми потребностями здоровья. Позитивными факторами выступают следующие:

- целенаправленная подготовка специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии (педагогов-дефектологов для работы с детьми с отклонениями в развитии, учителей-логопедов, социальных педагогов и педагогов-психологов);

- открытие по всей стране (в том числе и в Республике Дагестан) реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями развития);

- расширение сети консультативных пунктов на базе центров помощи семье и детству;

- выпуск специализированной литературы, в том числе и адаптированной для родителей;

- введение в школах программ по миротворческому образованию и толерантности к людям с различными формами инаковости (в том числе с нарушениями психофизического развития).

Позитивные изменения в отношении специального образования в обществе, их социально-психологическая направленность накладывает особую ответственность на практических работников специального образования.

Расширились и функции, выполняемые дефектологами в работе с семьей. В силу этого педагоги-дефектологи должны владеть не только определенными специфическими знаниями для проведения социальной адаптации, коррекции, реабилитации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и множеством знаний, умений и навыков диагностической, коррекционной, консультативной и психопрофилактической работы в рамках своей компетенции. Педагог-дефектолог должен обладать необходимой социально-психологической готовностью и активностью к процессу формирования социальной идентичности ребенка с отклонениями в развитии.

Исследованиесостояния проблемы организации психолого-педагогической службы в коррекционных образовательных учреждениях VII -VIII вида детей с нарушениями интеллекта позволило нам прийти к следующим выводам.

- Социальное благополучие человека во многом зависит от того, как приспособлен, адаптирован он к окружающей действительности, каковы его самоощущения в ней. Для комфортного существования в социуме человека необходимо осознание своих возможностей и умение их использовать. Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов, психологов, различных социальных институтов, всего общества в целом.

- Проблемы формирования новой философии отношений к лицам с ограниченными возможностями здоровья, к их гражданским правам находятся на пересечении различных отраслей научного знания, однако основная роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки свободного развития особого ребенка средствами образования принадлежит специальной (коррекционной) педагогике. К числу первоочередных задач данной науки относится изучение инновационных направлений создания оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями.

- Современная практика работы с детьми с нарушениями развития весьма разнообразна. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные и слабо изученные проблемы. Одной из таких важнейших проблем является разработка системы психолого-педагогической помощи по социальной адаптации, адекватной качественному своеобразию развития этих детей.

- Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии и формирование социальной компетентности. Такое внимание объясняется рядом причин: увеличением удельного веса перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости; патогенетической ролью ранних мозговых повреждений в биологической и социальной дезадаптации детей на последующих возрастных этапах; усилением гуманистических тенденций в обществе.

Анализ социально-демографических и экономических характеристик семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет констатировать, что эти семьи нуждаются в социальной поддержке государства. Одним из основных факторов выступает образовательный уровень родителей и их профессиональный статус. Эти факторы часто обусловливают получение материального дохода, необходимого для осуществления нормального функционирования семьи, а значит, осуществления ее эффективных социализирующих практик в отношении ребенка с ограниченными возможностями.

Объективному риску социальной уязвимости подвержены практически все семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, и порядка 5% семей учащихся массовой школы. Подавляющее большинство семей, имеющих детей с с ограниченными возможностями здоровья, живут за чертой бедности, уровень образования родителей крайне низок, лишь каждая десятая семья может считаться до совокупности социокультурных, психологических, экономических и других характеристик благополучной.

В этой ситуации семья не только не в состоянии оказать какой-либо действенной помощи образовательному учреждению в развитии и воспитании ребенка с умственной отсталостью, но, напротив, она выступает фактором, осложняющим реализацию процессов социализации ребенка с ограниченными возможностями.

Это актуализирует необходимость интеграции семей, испытывающих потребность во всесторонней поддержке государства в бенефициарную систему (систему льгот, пособий и т.п.), а также обеспечение тесного сотрудничества образовательных учреждений с социально-психологическими и социально - реабилитационными учреждениями, антикризисными центрами, так как в настоящее время слаженная, скоординированная работа данных социальных структур наблюдается крайне редко.

Неблагоприятная социокультурная ситуация развития ребенка с с ограниченными возможностями здоровья, детерминируемая особенностями социально-демографических характеристик их родительских семей, актуализирует необходимость развития сети комплексной социокультурной и психолого-педагогической поддержки семьи.

В настоящее время актуальными являются развитие и активизация адресной государственной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, ориентирование социальной политики в соответствии с принципами «поддержки детей через семью» и благополучие детей через благополучие их родителей (семьи), которые должны стать фокусом всей социальной деятельности российского государства.

Некомпетентность педагогов в отношении работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья еще более осложняет ее проблемы и негативно сказывается на ее участии в решении актуальных проблем в образовании, требующих данного участия.

Одна из наиболее важных проблем - большой информационный пробел у родителей в вопросах физического и психологического здоровья, планирования семьи, отсутствие навыков позитивно решать конфликты в семье.

Работа с родителями должна быть направлена на организацию сотрудничества с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизических особенностей, выработку единых требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии.

Национальная школа имеет определенный резерв психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Обращение к национальным и народным традициям, специфике воспитания в национальной школе позволит оптимизировать качество психолого-педагогических услуг, оказываемых такой семье.

1 Коробейников А.А.Человеческий ресурс России. Проблемы развития // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации.: Аналитический вестник Информационно-аналитического управления Аппарат Совета Федерации Федерального собрания РФ. – М., 2000 - №9 (40). С. 13

Библиографическая ссылка

Омарова П.О. Психолого-педагогические аспекты сопровождения семьи ребенка с особыми образовательными потребностями на этапе школьного обучения // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5698 (дата обращения: 23.11.2024).



Сертификат Получить сертификат