В развитых странах рыночной экономики коммерциализация интеллектуальной собственности (изобретений), как правило, реализуется в научных и научно-технологических парках, являющихся инфраструктурными организациями в области поддержки и развития малого инновационного бизнеса. Задача технопарков – оказывать разностороннюю поддержку малым инновационным предприятиям, действующим в научно-технической сфере и области высоких технологий, особенно на начальном этапе их становления. То, что технопарки являются одним из факторов ускорения инновационного пути развития отечественной экономики, несомненно. Вопрос заключается в весомости данного фактора при действующей законодательной базе РФ в области инноваций, а точнее – в ее отсутствии.
Индийские технопарки, по данным экспертов, обеспечивают около 8% ВВП страны. Справедливости ради отмечу, что производство и экспорт программного обеспечения были и остаются приоритетной сферой индийской экономики и обеспечены государственной поддержкой.
Российские же реалии таковы, что на сегодняшний день закон об особых экономических зонах, в рамках которого планируется развивать технопарки, мягко говоря, не соответствует поставленным целям. Во всяком случае, для сферы информационных технологий. При таком подходе со стороны власти к решению поставленной задачи IТ-технопарки не только не станут катализатором отечественной экономики, но и не смогут выдержать жесткой конкуренции с технопарками Индии или Китая.
Многолетний опыт создания и функционирования технопарков в странах Европы и США подтверждает перспективу и жизненную необходимость развития не только крупных технопарков, с высокоразвитой научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, но и небольших бизнес-инкубаторов, с меньшей степенью «насыщенности» высокими технологиями, но оказывающих серьезное влияние на развитие малого инновационного бизнеса, особенно на муниципальном уровне малых и средних городов.
Ключевым фактором, влияющим на повышение инвестиционной привлекательности технопарков, является в общем случае прибыльность. Другими словами, необходимы соответствующие законы и интересные разработки. Однако даже при благоприятном правовом инвестиционном климате инвесторы доверят свои деньги не просто тем, кто умеет сделать инновационный конкурентоспособный продукт, а тем, чья деятельность имеет четкую перспективу и ориентирована на рынок. Применительно к технопаркам это может означать только одно – их деятельность должна строиться на рыночных принципах и поддерживаться информационно-маркетинговыми мероприятиями.
Построение технопарков по принципу свободных экономических зон оправданно с той точки зрения, что невозможно снизить издержки на старте без специальных условий, которые могут обеспечить такие зоны. С другой стороны, как можно привлечь бизнес к инвестированию в науку и образование, если не создавать благоприятного налогового и таможенного режима? К сожалению, соблазн велик.
Российский бизнес, прошедший через горнило «инвалидных», «спортивных» и прочих льгот, вполне может заинтересоваться внешней стороной дела, не вникая во внутреннюю идеологию технопарков как технологических форпостов нашей экономики. Чтобы минимизировать саму эту вероятность, необходимо обратить особое внимание на снижение административных барьеров, конкретные методы стимулирования развития науки и высокотехнологичных отраслей, а также на исключение возможности использования благоприятной экономической среды технопарков для непрофильной деятельности.
Проблема эффективности продвижения инновационных технологий в современной постсоветской России не может быть решена без развития малого, в том числе производственного, бизнеса в муниципальных образованиях.
Как известно, создание технопарков – проект на основе частно-государственного партнерства. Иными словами, государство должно вкладывать средства в инфраструктуру технопарка и обеспечивать условия для частных инвестиций. Создание технопарков навряд ли мгновенно изменит сырьевую зависимость российской экономики. Однако развитие технопарков и создание конкурентоспособных ИКТ-продуктов и услуг могли бы сдвинуть приоритеты в сторону увеличения доли технологической составляющей. Это предположение тем более трудно оспорить, что существуют примеры из мировой экономической практики, и Россия, двигаясь в направлении технологического и научного развития, вряд ли станет исключением. Однако, на мой взгляд, выход России на уровень развитых в области IТ стран не может быть осуществлен только за счет создания технопарков. При государственной поддержке инициатив по стратегическому развитию экономики страны технопарки могут стать точкой опоры для быстрого развития IT-отрасли. Нельзя «загнать» все компании, работающие на этом рынке, в рамки технопарков. Кто-то, безусловно, сможет и будет развиваться вне их.
С одной стороны, казалось бы, выгоднее создавать технопарки на территории промышленных предприятий, особенно если организация технопарков осуществляется по отраслевому признаку. Но мгновенно возникают другие проблемы. Прежде всего это попадание в зависимость от руководителей предприятий. Как правило, это характерно для тех регионов, где руководитель обладает неоправданно большой властью. Подобная зависимость без законодательно закрепленного разделения полномочий неизбежна. Необходимо предусмотреть меры для ограничения власти таких руководителей и одновременно продумать систему их стимулирования за предоставление территории предприятий под технопарки.
Технопарк должен быть независим. Тесно сотрудничая с научными организациями, вузами, научно-производственными предприятиями, технопарк становится инструментом по вовлечению создаваемой ими инновационной системы в хозяйственный оборот. Если он создается крупным промышленным предприятием, где нет научной деятельности и подпитки идеями профильной научной организацией, то это не технопарк, а «бизнес-инкубатор» или что-то другое, и называть такую организацию нужно иначе.
Концентрация (в рамках технопарков) инновационных идей и разработок способствует созданию инновационных продуктов и услуг, которые будут пользоваться спросом за рубежом. В этом случае российский инновационный продукт найдет своего покупателя значительно легче и быстрее. При грамотной информационно-маркетинговой поддержке инновационный продукт, конечно, будет иметь успех на рынке, равно как и его разработчик. Не всегда мелкие и средние компании способны грамотно выстроить продвижение своих инновационных продуктов или услуги. Если информационно-маркетинговая поддержка технопарков будет осуществляться в рамках специально разработанных государственных программ, небольшие компании, работающие в технопарках, получат преимущества.
Библиографическая ссылка
Мигачёва Ю.С., к.э.н. Филиппова И.А. Создание технопарков в России: плюсы и минусы // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5703 (дата обращения: 20.11.2024).