Использование проективной методики «Дерево» в диагностике дефицитарной ситуации развития
Омарова Патимат Омаровна,
Гасанова Загидат Зайнулабидовна
Классическая возрастная психология свидетельствует о том, что каждый возрастной период характеризуется ведущим видом деятельности, новообразованиями и особой социальной ситуацией развития человека. Социальная ситуация развития по утверждению Л.С. Выготского – это особое сочетание внутренних и внешних условий развития. При всей спорности результатов проективных – графических методик нами были проведены ряд диагностических исследований.
Мы задались вопросом, как проецируются на графической продукции методики «Дерево» признаки позитивной и «дефицитарной» социальной ситуации развития [8].
Методика «Дерево» - проективная графическая методика, разработанная Карлом Кохом (1949), представляющая самостоятельный метод психологического исследования и направленный на изучение индивидуально-личностных особенностей человека и специфики осознания им пережитых трудностей и проблем [10].
Для исследования необходимо: лист белой бумаги (21х29 см.) средней плотности, простой карандаш (2в, средней мягкости) и ластик. Лист бумаги предъявляется в длину. Время не ограничено. Затем предоставляется инструкция. Существуют несколько вариантов инструкций, в данном случае была использована инструкция теста Р. Стора, где изображение дерева выполняется на двух сторонах одного и того же листа.
При предъявлении инструкции необходимо отметить, что в этой работе художественные способности не оцениваются. Время работы в большинстве случаев длится не дольше 25-30 мин. Желательно ненавязчиво наблюдать за способом выполнения задания, отмечая при этом время выполнения рисунка, возможные поведенческие реакции и спонтанные комментарии испытуемого в протоколе теста.
После выполнения рисунка дерева на одной стороне листа, испытуемого благодарят, затем делают небольшую паузу или предъявляют другое задание, после чего, перевернув лист, просят выполнить задание, заново повторив ту же инструкцию. При этом подчеркивается, что необязательно помнить предыдущее изображение дерева.
Этот вариант задания позволяет снизить контрольные механизмы личности и более открыто выразить свой внутренний мир. По завершении выполнения всего задания, испытуемому предлагается серия проективных вопросов, которые в последствии подвергаются анализу и группировке:
I. Группа вопросов направленных на оценку жизненной реальности:
- какого это вида (сорта) дерево? – дает возможность проецирования тех или иных свойств названного дерева.
- какого оно возраста? – как показатель уровня психосексуальной зрелости испытуемого.
- оно выше или ниже или на одном уровне с Вами? – как уровень адекватности восприятия себя в окружающей среде.
II. Группа вопросов направлена на выявление пережитых или переживаемых потрясений, стрессов:
- это дерево живое?
- есть ли у этого дерева мертвая часть? И где она расположена?
- в чем нуждается это дерево?
III. Группа вопросов направленных на выявление половой идентичности:
- на кого похоже это дерево? На мужчину или женщину? Что в рисунке создает это впечатление?
Затем рисунки интерпретируются по специальной схеме. Первое дерево, по мнению автора, отражает осознание респондентом пребывания в среде людей в реальной жизни. Второй рисунок позволяет получить доступ к скрытому миру личности, обнаружить ситуационно обусловленные неврозы, вызванные дефицитарной ситуацией отклонения от реального характерологического склада ребенка.
Следует признать сложность и тонкость интерпретации теста. Для получения дополнительной информации, вербальным путем, к тесту прилагается серия стандартных проективных вопросов, органично вписывающихся в основное задание. Возрастной диапазон применения теста не ограничен [9].
Отношение к проективной, графической методике «Дерево» как к психодиагностическому инструменту в психологической практике неоднозначно. С одной стороны, психологи - практики, проявляют к ней весьма большой интерес, связанный с простотой организации психодиагностической процедуры; с доступностью и понятностью заданий для испытуемых всех возрастов; минимальной задействованностью вербальной деятельности; относительной независимостью от культурно - образовательного ценза. А с другой стороны, трудность интерпретации, сложность выделения единиц анализа, а также ее нестандартизированность становится причиной снижения интереса к данной группе методик [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].
При интерпретации результатов теста «Дерево» высвечивается целостная картина личности испытуемого. Наличие бесконечного числа диагностических признаков затрудняет анализ изображенного дерева, поэтому в данной работе мы попытались привести наиболее часто встречающиеся и наиболее значимые признаки. Несомненно, для приобретения высокого уровня интерпретации методики «Дерево» необходимы соответствующая подготовка и опыт работы. Согласны, что это потребует больших усилий, но иметь возможность глубокого изучения личности, найти первопричины неразрешимых трудностей консультируемого не может оставить равнодушным ни одного практического психолога.
Методика привлекает простотой инструкции, способствующая снижению влияния контрольных и защитных механизмов личности (подавляющее большинство диагностируемых никаких затруднений в выполнении задания не испытывают и отказ от заданий крайне невелик). Интерпретация полученных результатов осуществляется на основе анализа символического значения, приписываемых тем или иным деталям изображения всего рисунка, с учетом результатов проективных вопросов.
В имеющихся источниках по психодиагностике обработка и оценка данных методики затруднена наличием большого количества признаков – информаторов, порою взаимоисключающих друг - друга, а также выраженной диффузностью, для выбора которых необходимы подтверждающие дополнительные психодиагностические данные из других методик. Особо заслуживают внимания, имеющиеся к данной методике проективные вопросы, как к источнику дополнительной информации о самовосприятии и самоотношении испытуемого.
При интерпретации рисунка необходимо помнить о психологических механизмах проекции в рисовании.
Известно, что респондент проецирует на рисунке свои неосознаваемые, скрытые для него самого комплексы переживаний, потребностей и вытеснения. Природа проблем личности, особенно в детском возрасте, достаточна скрыта, завуалирована. Она может быть в сенсорной, познавательной, эмоциональной или физической сфере человека.
Дети различны по характеру протекания нейродинамического процесса: с преобладанием процессов возбуждения, гипердинамичные, с дефицитом внимания (чьи проблемы явны и быстрее находят помощь психолога), либо наоборот – тихие, тормозимые дети (чьи зачастую весьма глубокие личностные переживания оказываются вне внимания взрослых).
Методика «Дерево» позволяет через символическое отражение в рисунке получить диагностическую информацию об этих проблемах и переживаниях.
Касаясь апробации методики в Дагестане необходимо провести небольшой исторический экскурс внедрения этого диагностического инструмента. Так в 1994 г. коллегией Министерства образования Российской Федерации был утвержден новый статус Комплексу «Детский сад – школа – ПТУ» VIII вида (Комплекс) – статус экспериментальной площадки. В течение предоставленных 5 лет были созданы достаточно благоприятные условия для проведения исследований детей с ограниченными интеллектуальными возможностями и их семей.
Помимо этого на базе Комплекса одновременно проводилась подготовка и переподготовка преподавательских кадров, велись психолого – педагогические симпозиумы, семинары, являющиеся уникальной возможностью для адаптации методики и сопоставления полученных результатов по различным клиническим группам. В 1994 году состоялась международная научно-практическая конференция «Проблемы социально – трудовой реабилитации детей с нарушением интеллекта», участники которой прошли обследование по данной методике.
Созданный одним из первых в Республике Дагестан кабинет психологической разгрузки на базе Комплекса позволил расширить географию апробации методики, так как работал на реализацию запросов семей как имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и с нормальным психофизическим статусом. При нем функционировала консультативная служба объединения специальных коррекционно - образовательных учреждений республики. Одновременно методика проходила апробацию при Институте прикладной психологии Республики Дагестан, где реализовались запросы населения, а также проводились судебно – психологические экспертизы. Это позволило апробировать методику на контингенте, кардинально отличающемся от прежних диагностических групп.
Архивация графической продукции началась с 1993 года и продолжается в настоящее время. Нами были обследованы дети из приютов, дети-сироты, дети благополучных, неполных и ассоциальных семей, и особая группа детей - с ограниченными возможностями здоровья. Также были подвергнуты анализу консультативные обращения.
Вспомогательными методами выступили метод беседы и интервью. Помимо признаков, подтверждающих нашу гипотезу, были обнаружены достаточно выраженные признаки дифференциальной диагностики, позволяющие отграничить норму и патологию психики.
Тест, как выяснилось при апробации, свободен от многих социокультурных установок.
Так, например, мусульманам не разрешено изображение человека и не рекомендуется рисовать животных, что затрудняет использование в ряде случаев таких методик, как «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи». Отказ респондента от выполнения этих методик часто ошибочно интерпретируется как задействованность реакций защитного характера. В тоже время, использование растительных элементов в рисунке является одобряемым действием, что повышает возможности использования теста «Дерево» в среде мусульман.
Следует подчеркнуть особую чувствительность теста «Дерева» к наличию нарушений в психике, снижению интеллекта и дезадаптации, как отрицательной реакции субъекта на типовые неблагоприятные жизненные условия - дефицитарной социальной ситуации развития личности. То есть, результаты теста позволяют определить не только индивидуально - личностные характеристики испытуемого, но и судить об уровне интеллекта в недавнем прошлом.
Под дефицитарной ситуацией мы понимаем такую ситуацию, которая вызывает психоэмоциональное неблагополучие ребенка, под влиянием различных неблагоприятных факторов.
В ряде исследований (Б.В.Зейгарник, 1980; Б.С. Братусь, 1988 и другие) показано, что дефицитарные условия развития личности возникают только в результате болезни или соматического неблагополучия ребенка. Однако, на наш взгляд, это сужает возможности психологического анализа и последующего выстраивания вектора коррекционно-психологической помощи.
По нашим наблюдениям, дефицитарная социальная ситуация развития оказывается возможной в силу следующих основных факторов:
- искаженное восприятие ребенком семейной микросреды – стиль воспитания - стиль семейных отношений – стиль внутрисемейного общения;
- хронического доминирования негативного эмоционального фона в семье;
- пролонгированный развод – как психическая травма – постоянный раздражитель не позволяющий выработать механизм защиты – вытеснение;
- асоциальная семья в целом или один из членов семьи;
- дефицитарная социальная ситуации развития в силу ограниченных возможностей здоровья и.др.
- разрушение эмоциональных отношений в ближайшем окружении – потеря веры, защиты - эмоциональная депривация. При этом следует отметит, что согласно исследованиям В.С. Мухиной, любая депривация влияет на психику ребенка.
Принято считать, что не всегда внутреннее состояние совпадает с внешней жизнедеятельностью человека. Это явление достаточно четко демонстрирует методика «Дерево».
Выяснилась недопустимость интерпретации только первого или только второго рисунка. По своей сути они достаточно отличны друг от друга.
По первому рисунку определяется поведение испытуемого в необычной для него ситуации под влиянием контрольных механизмов.
Второе дерево соответствует новой психологической ситуации, поскольку после паузы испытуемый полагал завершение задания, а оно напротив внезапно увеличилось. При втором рисунке ослабляются механизмы контроля, и испытуемый ведет себя естественнее (соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке), выражая этим способ адаптации в новой для него ситуации. В основе интерпретации рисунка дерева, К. Кох опирается на графическую схему Макса Пульвера, выделяя 4 зоны. Каждая зона несет в себе определенное символическое значение. Верхняя часть рисунка представляет контакт с окружающей средой, духовную и интеллектуальную зону. Центр репрезентирует собственное «Я», чувства и сознательную жизнь. Нижняя часть рисунка олицетворяет зону материального, бессознательного, эротико-сексуальную символику и инстинкты.
Левая сторона рисунка - связь с самим собой, с матерью, с прошлым, инфантильная фиксация и интраверсия. Правая сторона - связь с другими людьми, с будущим и экстраверсия.
Если рисунок дерева символизирует образ человека и репрезентирует личность рисующего, то пространство листа символизирует его жизненное пространство. Желательно чтобы задание выполнялось индивидуально, поскольку при групповой работе диагностическая ценность существенно снижается. К издержкам группового выполнения можно отнести такой факт как наличие скудности воображения у испытуемого и его попытки заглянуть к «соседу», влекущее за собой ошибки в интерпретации.
Подробному анализу мы подвергали второе изображение. После анализа рисунков детей из приютов мы предположили, что существует некоторая группа признаков, демонстрирующих неблагоприятную жизненную ситуацию.
Нами было обнаружено, что дефицитарность социальной ситуации развития находится в прямой зависимости от состояния ребенка, от его индивидуально – личностного субъективного восприятия социальной ситуации развития, в котором пребывает наш респондент.
Данные практически здоровых испытуемых, пребывающих в благоприятной психологической ситуации, резко отличны от тех, кто испытывает психологический дискомфорт.
Видна яркая взаимосвязь врожденных свойств личности с их реакцией на средовые воздействия, степень подвластности лил сопротивления этим воздействиям с помощью свойственных данному индивиду способов психологической защиты.
Так, например, дети из приютов рисуют однотипные, сильно зачерненные со скудной листвой деревья, часто располагают рисунок у нижнего края листа. Выраженность этих признаков зависит от длительности пребывания в дефицитарной ситуации и степени ее травматизирующего воздействия на ребенка.
Рисунки детей с умственной отсталостью отличны от рисунков детей с нормальным психофизическим развитием. В них ярко выражены причудливость и дисгармония; малая структурированность и вычурность деталей; дисгармония в изображаемом и схематичность; уродства и деформации.
Следует отметить малоинформативность признаков в силу их малого количества в рисунках умственно отсталых детей. При обследовании этого контингента нас интересовало наличие признаков, несущих информацию о контакте испытуемого с окружающей средой, наличие агрессии и тревоги, а также выраженность амбивалентных чувств, комплекса неполноценности, ущербности, компенсаторных механизмов.
В рисунке умственно отсталого ребенка первое и второе дерево почти не отличается (максимум добавляется 1-2 детали, не имеющих диагностической ценности). На наш взгляд, это является результатом конкретности мышления, низких адаптационных возможностей ребенка, обусловленных структурой основного дефекта.
В отличие от детей с нормальным психофизическим развитием, у умственно отсталых детей реальный мир является почти полным отражением мира скрытого, неосознаваемого. Диагностический результат в этой ситуации приобретает более верифицированный характер, позволяя очертить прогностическое пространство последующей коррекционно-психологической работы.
В результате исследования выявлено, что 72,5% детей от общего числа обследованных с нарушениями интеллекта находятся под воздействием неблагоприятных социально - психологических факторов.
При этом контакт «проблемных детей» с окружающей средой ограничен, навыки общения не выражены (рисунки с отсутствующей листвой составили 62,4%). В этой выборке детей, которым свойственны амбивалентные чувства, оказалось 35,1%, с наличием тревоги по той или иной причине - 79,7%, с агрессивными проявлениями разной степени выраженности- 81,6% детей.
Установлена четкая связь между полученной диагностической информацией проективного теста «Дерево» с данными других методик.
Почти во всех случаях тестирования, обследуемые не столько согласны с результатами теста, сколько находятся некоторое время в состоянии «озарения» от предъявленной им информации о себе. Это свидетельствует о присутствии элемента осознанности своего внутреннего мира субъектом обследования. Многолетняя психологическая практика подтверждает значение и прикладной характер методики «Дерево», возможности его применения в клинической практике.
При анализе рисунков ряда детей были получены некоторые неожиданные результаты. Сравнение первого и второго дерева показывает абсолютное несоответствие обоих рисунков.
Если мир реальный (первое дерево) выглядит изломанным, искаженным, безлистным, ярко отражающим деструктивное поведение ребенка, то мир скрытый (второе дерево) абсолютно не вписывается в эту картину. Второе дерево выполняется с большим количеством деталей, с широкой богатой кроной, занимает центральную часть листа, нет признаков агрессии и фрустрации.
Использование дополнительных диагностических процедур, позволило сформулировать весьма важные выводы:
1. существует особый контингент детей, изначально имеющих нормальное психофизическое развитие, которые длительно находясь в дефицитарной ситуации, на поведенческом уровне демонстрируют девиантность и делинквентность, не вызванные глубинными психическими нарушениями личности. Эти дети нуждаются в своевременной психокоррекционной работе.
2. через графическую продукцию методики «Дерево» мы можем «вычислить» этих детей, пока неадекватные поведенческие стереотипы не начали разрушать глубинное ядро личности и позитивного образа «Я».
Таким образом, проективная методика «Дерево» является весьма информативным диагностическим инструментом, который мы можем рекомендовать к использованию в клинической и психологической практике.
Библиографический список:
Бурлачук Л.Ф., С.М. Морозов. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
Й. Шванцара и коллектив. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, М.,1987.
Проективная психология (пер. с англ.). Апрель-Пресс, Эксмо - Пресс, М., 2000.
Романова Е.С., Усанова О.С., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1990.
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. Москва, 1991.
Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
Соловьева С.Л. Применение рисунка дерева в психодиагностике (Руководство). - М., - СПб., 1993, с.13-16.
Тест - «Дерево» К. Коха (Сост.: С.Л. Соловьева, Л.В. Огинец). СПб, 1993
Библиографическая ссылка
Омарова П.О., Гасанова З.З. Использование проективной методики «Дерево» в диагностике дефицитарной ситуации развития // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5734 (дата обращения: 23.12.2024).