Заочные электронные конференции
 
     
ДИССЕРТАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И.Н. КОЗУБЦОВ (к.т.н., профессор РАЕ) (Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев, Украина)


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

И.Н. КОЗУБЦОВ (к.т.н., профессор РАЕ)

(Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев, Украина)

ДИССЕРТАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Постановка задачи. Диссертация является квалификационной научной работой. При подготовке диссертации целью диссертанта должно быть выявление новых и уточнение известных ранее, но недостаточно исследованных фактов, формулировка научно значимых выводов, рекомендаций, закономерностей. Диссертация должна иметь внутреннее единство и свидетельствовать о собственном взносе ее автора в науку. Автор публично защищает новые научно обоснованные теоретические или экспериментальные результаты, научные положения, которые аргументированные и критически оцененные сравнительно с уже существующими результатами. В процессе подготовки диссертационной работы соискатель ученой степени формирует теоретические и практические навыки в работе в научной среде как исследователь. Следует отметить, что научная работа является основной составляющей научно-педагогического работника. Поэтому следует четко различать особенность деятельности научного и научно-педагогического работника. Рассмотрим это на примере Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности», кто и каким видом деятельности должен заниматься за основным местом работы. Научный работник – ученый, который за основным местом работы и в соответствии с трудовым договором (контракту) профессионально занимается научной, научно-технической, научно организационной или научно педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию независимо от наличия научной степени или ученого звания, подтвержденную результатами аттестации. Научно-педагогическая деятельность – это педагогическая деятельность в высших учебных заведениях и заведениях последипломного образования III-IV уровней аккредитации, связанная с научной и (или) научно-технической деятельностью. Очевидно, что во время обучения в аспирантуре (адъюнктуре) вопросу подготовки будущего ученого, как научно-педагогического работника, не уделяется значительного внимания, формированию педагогического мировоззрения и создания системы передачи полученных новых знаний. В большинстве случаев полученный научный результат соискателем так и остается на бумаге. Объяснением этому есть междисциплинарный процесс подготовки ученого, и, как следствие, такой научный работник не формирует систему передачи полученных новых знаний в учебный процесс высшей школы. Каким же образом возникает междисциплинарное исследования? Междисциплинарное исследование – это организация исследовательской деятельности и взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителями различных дисциплин. В настоящее время междисциплинарное исследование следует рассматривать, прежде всего, как проблему исследовательской практики и перевода ее результатов в систему новых знаний. Эта задача, хотя и не всегда в явной форме, стоит перед будущими кандидатами в ученые.

Целью работы является рассмотрение структуры диссертации научного и научно-педагогического работника как елемент междисциплинарных исследований.

Основная часть. Поскольку диссертация является квалификационной работой, ее оценивают не только исходя из теоретической научной ценности, актуальности темы и прикладной значимости полученных результатов, но и по уровню общей подготовки, которая, прежде всего, находит отражение в композиции работы. Понятно, что не может быть единственного стандарта композиции диссертации. Каждый автор может произвольно выбирать такой порядок изложения научных материалов, который, по его мнению, лучше и убедительней всего раскроет его творческий замысел. Такое содержание диссертации будет отвечать требованиям оригинальности, уникальности и неповторимости приведенных положений. Следует отметить, что традиционно сложилась определенная композиция диссертационной работы с такими основными элементами:

1) содержание;

2) перечень условных обозначений (при необходимости);

3) вступление;

4) разделы основной части;

5) вывод;

6) библиография;

7) дополнения (при необходимости).

Наличие композиционной основы диссертационной работы упрощает ученому эксперту анализировать ее на предмет научности на основе формальных признаков. Наличие формальной структуры (модели структуры) квалификационной работы соискателю ученой степени упрощается написание плана на подготовительном этапе. Следует отметить, что успешное осуществление междисциплинарных исследований предполагает одновременное решение трех видов проблем: методологической, организационной и информационной. Методологическая основа предполагает формирование предмета исследований, в котором объект был бы отражен таким образом, чтобы его можно было изучать, используя знания соответствующих дисциплин. Организационная основа предполагает созданию взаимодействия исследователей соответствующих дисциплин для профессионально изучения объекта. Информационная основа обеспечивает передачу прикладных результатов исследования в практику принятия решений, их технологического воплощения, экспертизы, формирования системы дисциплинарного знания. Ключевую роль играет информационная составляющая. Она, в условиях все большей глобализации науки, приобретает проблемы, связанные с передачей результатов междисциплинарных исследований. Речь идет не только о передаче научных результатов для экспертизы, но и включение их в систему знаний соответствующих изучаемых дисциплин высшей школы. В связи с этим следовало бы четко различать ученых-целевиков, которые в дальнейшем будут заниматься только научной или педагогической деятельностью. Безусловно, ученый должен совмещать оба вида деятельности. Решение сложившейся проблемы в следующем: создать модель структуры содержания разделов диссертационной работы научно-педагогичного работника. Предлагаю дополнить традиционно составленную композицию диссертационной работы дополнительным разделом, в котором будет изложена методика формирования перевода полученных результатов в систему новых знаний в учебном процессе высшей школы. Это позволит научно-педагогическому работнику сформировать педагогическое мастерство выбора методов и средств обучения переноса полученных новых знаний в учебный процесс. В лингвостилистическом оформлении диссертации следует учитывать научный стиль языка, выражать научную информацию четко и ясно, и аргументировано изложить содержание и результаты научных исследований, избегая общих слов, бездоказательных утверждений, тавтологии. Простота изложения наблюдается тогда, когда текст диссертации читается легко, а мнение автора доступно для круга ученых, на которых эта работа рассчитана и воспринималась бы без осложнений.

Заключительная часть. Таким образом, в настоящее время диссертацию следует рассматривать как междисциплинарное исследование, прежде всего, как проблему исследовательской практики и перевода ее результатов в систему знания. Для формирования системы перевода результатов диссертационного исследования в систему знаний, внедрения результатов диссертационного исследования в учебный процесс высшей школы рекомендуется в конечном разделе. В этом же разделе следует рассмотреть вопрос, каким образом и в каком объеме внедрять полученный результат в учебный процесс. Этот подход позволит в процессе подготовки соискателя показать его способности и уклоны к педагогической или научной деятельности. Таким образом, в междисциплинарных исследованиях ученые сталкиваются с целой совокупностью проблем, определяющих практику исследовательской деятельности.

Полученные результаты носят сугубо теоретический характер, что не противоречит очевидным явлениям. Для практического внедрения полученный результат должен получить всеобщее согласование и признание.

Библиографическая ссылка

И.Н. КОЗУБЦОВ (к.т.н., профессор РАЕ) (Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», г. Киев, Украина) ДИССЕРТАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5745 (дата обращения: 23.11.2024).



Сертификат Получить сертификат