Одной из важнейших задач, стоящих перед Грузинским государством, является построение информационного общества. С этой целью в качестве необходимого фундамента в стране необходимо развивать информационную и коммуникационную инфраструктуру. Информационные и коммуникационные технологии влияют практически на все аспекты жизни. Согласно статистическим данным, за последные три года число пользователей Интернет в Грузии выросло более чем в три раза; В условиях прогнозируемого роста числа пользователей и дальнейшего распространения Интернет технологий особую актуальность приобретает вопрос рыночного регулирования отношений в области интеллектуальной собственности на соответствующие товары.
В этом направлении особое значение имеет внедрение новых поколений компютерной техники и соответствующих аксессуаров, насыщение рынка техническими средствами. Для рынка особое значение приобретают такие товары, как компактные диски, которые в последные годы занимают одно из доминирующих мест на рынке интеллектуальной собственности.
Как показал анализ полученных данных, к особенностям Тбилисского рынка КД можно отнести:
1)Высокую динамичность рыночных процессов. Динамичный характер спроса на КД подвержен значительному влиянию временного фактора, динамика предложения обусловлена гибкостью отраслевой структуры;
2)Территориальную сегментацию.Формы предоставления спроса и условия функционирования диллеров и предпринимателей зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком КД;
3)Локальный характер.Под влиянием территориальных условий, рынок КД приобретает четкую пространственную форму, в рамках которой формируются отличные от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики;
4)Специфику организации поставки КД. Поставщиками КД обычно являются средние предприятия соответсвующего профиля. Они обладают мобильностью и имеют соответствующие возможности для чуткого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры;
5)Специфику процесса оказания услуги. Не предполагает объязательно личного контакта производителя и потребителя;
6)Дифференциацию рыночных процессов. Структура спроса обусловливает появление новых услуг;
7)Независимость от территориального характера расселения населения. Формирование и развитие рынка КД, в особенности на региональном уровне, не связано с характером расселения, сложившимся в территориальных границах конкретного рынка.
На основе анализа экспоненциальной кривой, можно сказать, что в Грузии, в перспективе при росте реальных доходов населения будет наблюдаться рост количества приобретения КД, приходящихся на одного человека.
Проведенный анализ маркетинга КД и тенденций его развития позволил вывести определение маркетинга компакт-дисков на Тбилисском рынке,как комплексной системы управления деятельностью предприятий на рынке, направленной на удовлетворение существующих и выявление новых специфических потребностей потребителей, путем изучения потенциального и реального спроса потребителей в конкретных рыночных условиях и формирования спроса.
Изучение практики применения инструментария маркетинга на предприятиях сферы реализации КД послужило основой для оценки соответствующего организационно-управленческого процесса удовлетворения потребностей населения и организаций, направленного на формирование постоянного клиента, путем создания и повышения их лояльности.
На рынке КД никто не может использовать информацию так, чтобы он систематически получал от этого прибыль, т.к. любая соответствующая информация уже отражена в цене товара. Рынок КД эффективен тогда, когда инвестор о нем имеет полную и легко доступную информацию. Любые значимые и достоверные данные должны быть отражены в цене данного товара.
Было установлено, что на Тбилисском рынке не наблюдается регулярных циклов изменения цен. Движение цен описывается функцией случайного переменного, если предположим, что изменения цен также не зависят друг от друга; КД имеют уравновешенную текущую цену, а изменение цен имеет случайный характер. Цена на КД изменяется только при поступлении новой информации, которую невозможно предугадать.
С целью определения рыночной неопределенности рынка КД нами были выделены уровни эффективности. Первый уровень – слабо эффективный рынок. Текущие цены на объекты интеллектуальной собственности или права на них полностью отражают всю информацию о ценах в прошлом.
Второй уровень – рынок средней эффективности: текущие цены отражают не только те цены, которые были в прошлом, но и содержат еще дополнительную информацию.
Третий уровень – сильно эффективный рынок, где цены отражают не только доступную информацию о КД, но и всю информацию, которую можно добыть как о предприятии, так и на основе анализа соответствующей отрасли. Рынок можно сравнить с идеальным аукционом.
С практической точки зрения, считаю целесообразным внести гипотезу эффективного рынка интеллектуальной собственности (Efficient Markets Hypothesis of Intellectual Property, EMHIP). Конечно, она не дает возможности точно прогнозировать цену товара на рынке, хотя цены никак бы не отразили реальную стоймость объекта (уравновешенная цена), если бы не происходило их рост или уменьшение. EMHIP концепция легко воспринимается, хорошо подтверждается фактами.
На основе экспериментальных данных можно заключить, что на Тбилисском рынке КД отмечается быстрая динамика эволюционных процессов и она имеет достаточное число атрибутов развитых рынков, хотя от них отличается высокой степенью неопределенности и нестабильности.
Библиография
1)Чиладзе Г.Б. Некоторые вопросы бухгалтерского учета, аудита и маркетинговой оценки объектов интеллектуального творчества в Грузии. //Защита прав интеллектуальной собственности. Материалы ХIII Международной научно-практической конференции. – Ялта, 2009. – С.64- 69.
2)Chiladze G.B. Economical Aspects of Evaluation of Patent. Tbilisi State University Publication. – 2005. – №. 12. – P.7-13.
3)Chiladze G.B. Some International Aspects of Regulation of Intellectual Property. International Journal “Economics”. – 2007. – №.7-9. – P. 109-115.
4)Chiladze G.B. Some Aspects of Use Intellectual Property for the Purpose of Business. International Journal “Economics”. – 2007. – №.7-9. – P. 31-37.
Библиографическая ссылка
Чиладзе Г.Б. КОМПАКТНЫЕ ДИСКИ: МАРКЕТИНГОВОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЫНКА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5751 (дата обращения: 23.12.2024).