РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ
Мышление, как известно, является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях»[3,c.276].
Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Что касается мышления младшего школьника, то оно тесно связанное с чувственным познанием мира.
Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает примерами мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте, то к средним классам он обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении задачи развития мышления детей выступает создание в начальных классах школы условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.
Однако такие условия обеспечиваются в современном начальном обучении пока не в полной мере. Проведенные в последние годы разносторонние исследования отечественных педагогов Л. А. Аристовой, Ю. К. Бабанского, Л. В. Занкова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Н. А. Половниковой и др. убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированным приемам умственных действий.
Особенность рассматриваемых вопросов заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.
Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда для ее освоения. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.
Основа грамотности учащихся - усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Ведётся огромная работа, направленная на обучение и умение пользоваться на письме орфографическими правилами. Навык использования орфографических правил заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных.
Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Говоря о задачах преподавания русского языка в школе, нужно подразумевать овладение нормами литературного языка. Как известно, характерной чертой любого литературного языка, в отличие от других разновидностей общенародного языка, является наличие определенных норм. А что такое литературный язык? Что такое норма?
Литературный язык – это высшая, образцовая, обработанная и нормированная форма общенародного языка. Общенародный язык – это необработанный, сырой язык, частью которого являются и литературный язык, и диалекты, и жаргонизмы, и профессионализмы, и индивидуальная речь каждого.
Выразительные возможности русского литературного языка как одного из могущественных языков мира почти безграничны: его грамматическая система сложна и многогранна, его лексический и фразеологический состав неисчерпаем, его жанрово-стилистические разновидности многочисленны, тонко разработаны, многие орфографические и пунктуационные правила его трудны и сложны для усвоения.
Норма – это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех «правила» произношения и правописания слов, образования их форм и построения предложений [1,с.77]. Соблюдение норм ведёт к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи.
Различают произносительные, лексические, грамматические, орфографические и другие нормы. Орфографические нормы представляют специфику письменной формы литературного языка.
Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:
1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре [4,с. 24-25].
Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека» [2,с. 3].
Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков [5,с. 3].
Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В работе над развитием логического мышления младших школьников в процессе изучения орфографии необходимо:
- опираться на знание основных принципов орфографии в школе;
- учитывать индивидуальные особенности детей и пути формирования мышления;
- использовать различные приемы, формы и методы в процессе работы над орфограммами;
- систематически и целенаправленно работать над орфографическими ошибками.
ФРАГМЕНТ УРОКА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОРФОГРАФИИ
Постановка целей урока
Учитель: Прочитайте текст.
Россия – великая страна. Мы решили посетить памятные места и познакомиться с ее достопримечательностями.
Путешествие наше началось с обозрения городов нашей малой Родины. Мы побывали в Белгороде, Воронеже, Губкине, Старом Осколе. Посетили памятные места поселка Прохоровка: храм святых апостолов Петра и Павла, памятник Звонница, музей Танкового Сражения. Побывали у истоков реки Северский Донец.
- Найдите и прочитайте название страны.
- Найдите названия городов, поселков.
- Как написаны названия страны, городов, дпоселка?
- Что еще написано в тексте с большой буквы?
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Работа над новой темой.
Учитель: Великая, могучая, родная наша Россия. Как не восхищаться ее лесами, морями, полями, городами.
- А как вы думаете – Белгород, Прохоровка, Северский Донец – это собственные или нарицательные имена. Вспомните, как пишутся имена собственные. Так как же мы будем писать названия стран, городов, деревень, улиц и рек?
Закрепление
- Прочитайте слова. Выделите пары слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых пишется с маленькой буквы, другое – с большой. Напишите слова парами в том порядке, в каком записана тема.
Река, Москва, улица, Петрович, Россия, Ворскла, город, Советская, страна, Елена, отчество, имя.
(Дети выходят по одному к доске и записывают получившиеся словосочетания).
Учитель: Почему одно слово вы писали с маленькой буквы, а другое с большой?
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М., 1991
2.Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
3. Российская педагогическая энциклопедия. В 2т. Т. 2./Под ред. Давыдова В. В. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 780 с.
4. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей//Начальная школа. –1990. №7
5. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.,1982.
Библиографическая ссылка
Юрьева Е.С. Развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения орфографии // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5786 (дата обращения: 23.11.2024).