(филиал) Российского государственного социального университета
Преподавание учебного материала в рамках гуманитарных дисциплин имеет множество особенностей и специфику, которая, с одной стороны возвышает эти предметы, одухотворяет их, но, с другой стороны, делает их преподавание сложным, подчас чреватым конфликтом мировоззренческих установок, не лишённым субъективной компоненты. Разумеется, преподавателю важно стремиться к объективности, однако, такое стремление на практике принимает условный характер, поскольку, если преподаватель принадлежит к какой-либо культуре, то так или иначе он будет её проводником, ибо ход и логика мыслей сами собой будут предполагать доминирование и предпочтение ценностей и норм именно своей культуры. Преподаватель же вне культуры являет собой пример антипедагогики, поскольку человека вне культуры не существует, может быть лишь беспринципная особь, приспосабливающаяся к той или иной ситуации в зависимости от практической целесообразности. Таким образом, субъективный компонент в преподавании неизбежен, ибо мы не в праве заставить преподавателя отказаться от своей культуры, так сказать стать предателем, но и ему вырвать из своей профессиональной деятельности свои сущностные ориентиры невозможно. Стремление к абсолютной объективности противоречит принципу активного отражения действительности, а активность отражения естественна для природы человека. Поэтому так важно найти такие методы преподавания, которые обращали бы студентов к самостоятельной работе, самостоятельному мышлению, не зависимо от преподавателя, независимо от политики государственной власти (если речь идёт о защите духовных ценностей, которые государственная власть игнорирует). В практической работе это достигается путём обращения студентов к первоисточникам. Например, при преподавании культуры иудаизма, православия, ислама целесообразно делать ссылки на Священные Писания этих религий (Библия, Коран). Каждое положение, которое преподаватель преподносит студентам важно подкреплять точной ссылкой. Это позволит преподавателю достичь максимально возможной объективности, а сам учебный материала будет легко проверяем студентами. Так, вопросы: есть ли в исламе призывы убивать немусульман легко решаются, если сделать соответствующие ссылки на суры и аяты из Корана. Правовые нормы христианства также легко осмысливаются, если сделать нужные ссылки на Библию, прежде всего, Тору, признаваемую и почитаемую как иудаизмом, так и христианством. При таком подходе мы вырабатываем нормы корректного изложения учебного материала, который студент может самостоятельно перепроверить и проанализировать. Одновременно мы обращаем учащихся к работе с первоисточниками, что также содействует образовательному процессу. Этот методологический подход в преподавании учебных гуманитарных дисциплин будет уместно назвать принципом открытости. Открытость здесь обусловлена связью учебного материала с самими текстами, носящих в конкретных культурах общепризнанный сакральный и правовой смысл, а также верифицируемостью учебного материала учащимися и посторонними людьми, например, их родителями.
Разумеется, принцип открытости наиболее легко осуществим там, где есть возможности сослаться на первоисточники, а также в тех случаях, когда эти первоисточники распространены и доступны для ознакомления с ними. Например, очень легко найти Библию или Коран, однако сложнее достать фрагменты Авесты, которая нужна при изучении культуры Персов, культуры Междуречья, культуры зороастризма, или Веды, авторитет которых по-прежнему существенно влияет на жизнь индийского общества. Однако в условиях развития Интернета эта проблема решаема, поскольку есть специализированные зороастрийские или индуистские сайты, где помещена необходимая информация со всеми ссылками, а в случае надобности даются профессиональные консультации. Так или иначе, но открытость учебного материала окажется весьма полезной в преподавании, приучит студентов к самостоятельной работе с литературой, независимому от других людей мышлению, а преподавателю позволит минимизировать субъективность в своей педагогической деятельности и максимально корректно преподносить учебный материал.
Панищев А.Л. Открытость и верифицируемость учебного материала в преподавании гуманитарных дисциплин // Методика преподавания в вузе. Сборник научных трудов филиала ВЗФИ в г. Курске. По материалам VII международной научно-практической конференции «Методика преподавания в заочном вузе». Курск, 18 декабря 2009 г. Курск: ВЗФИ, 2009, с. 102-103. – 158 с.
Библиографическая ссылка
Панищев А.Л. Открытость и верифицируемость учебного материала в преподавании гуманитарных дисциплин
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5799 (дата обращения: 23.12.2024).