Заочные электронные конференции
 
     
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО В НЕРАЗРЫВНОМ КОНТЕКСТЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИИ
Козубцов И.Н., к.т.н., проф. РАЕ, (Военный институт телекоммуникаций и информатизации НТУУ «КПИ») Козубцова Л.С., (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.) Козубцов Н.К. (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.)


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО В НЕРАЗРЫВНОМ КОНТЕКСТЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИИ

Козубцов И.Н., к.т.н., проф. РАЕ, (Военный институт телекоммуникаций и информатизации НТУУ «КПИ»)

Козубцова Л.С., (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.)

Козубцов Н.К. (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.)

С внедрением Болонского процесса в высшую школу следует пересмотреть существующую концепцию подготовки научных (НК) и научно-педагогических кадров (НПК) в аспирантуре, поскольку подготовка их все еще продолжается в соответствии с положением, в котором регламентируется деятельность в отрасли подготовки НПК и НК [1]. Следует отметить, что выпускники аспиранты, владеют недостаточным уровнем знаний канонов с педагогики и психологии высшей школы, методик подготовки и проведения занятий учебных дисциплин, и отсутствие устоявшейся объективной системы оценивания знаний и умений обучаемых [2, 3]. С этой целью рассмотрим один из возможных путей решения сложившейся проблемы, повышения качественной подготовки НПК в аспирантуре. Для этого следует пересмотреть содержание существующих кандидатских экзаменов при подготовке научно-педагогических работников. Нормативный документ [1] предписывается и обязывает аспирантов к:

1) овладению знаниями, практическими навыками, профессиональным мастерством, повышать общий культурный уровень;

2) овладению методологией проведения научных исследований.

Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации НК и НПК, целью которых есть установления глубины профессиональных знаний, научного и культурного кругозора соискателя ученой степени кандидата наук, подготовленности его к самостоятельной научно-исследовательской деятельности [1]. Сдача их является обязательным условием для присуждения соискателям ученой степени кандидата наук. Кандидатские экзамены состоят из совокупности общепринятых дисциплин: общеобразовательных (философии; иностранного языка) и со специальности, по которой осуществляется защита диссертации рис. 1). Кандидатские экзамены из философии принимаются за типичными программами, утвержденными Министерством образования и науки [1]. Для написания диссертации возникает необходимость знание иностранных языков. Поэтому сдача кандидатского экзамена со знания иностранного языка не должен ограничиваться языками: английского, немецкого, испанского, итальянского, французского. Знания одного из иностранных языков (возможно только по выбору соискателя) логично позволит ученому заниматься научной и научно-педагогической деятельностью за рубежом, но только в странах носителях языка, что и предусматривается полное право соискателю на получения ученой степени доктора философии PhD. Кандидатские экзамены из иностранного языка принимаются за типичными программами, утвержденными Министерством образования и науки [1]. Кандидатские экзамены из специальности принимаются за программами, которые состоят из двух частей: типичной программы, утвержденной Министерством образования и науки, и дополнительной программы, которая разрабатывается соответствующей кафедрой, отделом, лабораторией. Дополнительная программа кандидатского экзамена из специальности должна включать новые разделы соответствующей научной специальности и вопроса, связанные с направлением исследований соискателя, а также учитывать последние достижения в соответствующей отрасли науки и новейшую научную литературу. По решению приемной комиссии кандидатский экзамен из специальности, в зависимости от объема материала, может проводиться в два этапы с выставлением общей оценки. Очевидно, что это не будет противоречить следующей предложенной модели.

Рис. 1 Сравнительные концепции моделей подготовки научных и научно-педагогических работников высшей аттестации в контексте науки и образования

Решением данной научной проблемы, авторами, предложена следующая образовательная модель подготовки педагога-ученого в неразрывном контексте науки и образовании. Она содержит содержание и порядок допуска аспирантов к сдаче кандидатских экзаменов, которые идут на замещения вакантных должностей НПК. Рассмотрим модель подробней. Для достижения цели обучения 1) и 2) следует пересмотреть существующую концепцию подготовки научных и научно-педагогических кадров. Предлагается в существующую концепцию подготовки НК и НПК несущественно дополнить рис. 1, а именно обязательной аттестацией в виде кандидатских экзаменов с основ научной и научно-образовательной деятельности. Это объективней позволить осуществлять аттестацию НК и НПК на предмет знаний с основ: педагогики и психологии высшей школы; научного исследования. Таким образом, представленная на рис. 1 модель содержит следующую совокупность экзаменов с дисциплин: философии; специальности; основ научно-педагогической деятельности; основ научных исследований; иностранного языка.

Допуск аспиранта (адъюнкта) обучающегося в очной или заочной аспирантуре к сдаче кандидатских экзаменов осуществляется на основании действующего положения [1], при условии предварительного учета рейтинга обучения. Допуск соискателя ученой степени кандидата наук, который работает над диссертациею вне аспирантуры, с целью качественной подготовки их к защите кандидатской диссертации, и углубленного теоретического изучения философии иностранного языка специальных дисциплин, сдачи кандидатских экзаменов после собеседования. Для сдачи кандидатских экзаменов научный руководитель не назначается.

Уровень знаний соискателя следует также оценивать не по четырехбалльной системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно", как это осуществляется в соответствии к [1], а по модульно-рейтинговой системе оценивания. Рейтинг аспирантов-выпускников составит объективную диагностическую картину подготовленности и результативности аспирантуры, программ подготовки. Заведующий аспирантурой на основе рейтинга объективным способностям предложит назначения на имеющиеся заполнения вакантных должности НК, НПК или рекомендовать по выбору вакантные должности в соответствии знаниями, умениями и склонностями аспирантов к видам (научной или научно-педагогической) деятельности.

Порядок приема кандидатских экзаменов, неявки соискателя на экзамен из уважительных причин, обжалования решения комиссии и выдачи соответствующего образцы удостоверения остается без изменения в установленном порядке [1]. Если ВУЗ, научное учреждение не имеет право принятия кандидатских экзаменов, то он принимается согласно установленного порядка [1].

Соискатели, которые успешно сдали кандидатские экзамены и выполнили индивидуальный план работы, допускаются к защите диссертации на получение научной степени кандидата наук.

На основе полученных знаний во время сдачи кандидатских экзаменов соискатель, в состоянии квалифицированно создать композиционную основу будущей диссертационной работы НПК [4]. Следует в диссертации уделить внимание рассмотрению вопроса, в каком объеме следует внедрять полученный научный результат в учебный процесс [4Error: Reference source not found]. Для этого в основную часть диссертационной работы следует, например, в раздел №4 „Методика формирования новых знаний и применения их в учебном процессе” [4], раскрыть сущность внедрения таких результатов. Такая структура диссертации НПК будет отображать систему воплощения, полученные им новых знаний в учебный процесс. Знания, накопленные позволят педагогу-ученому безошибочно формировать новых знания, умения и внедрять их в учебный процесс. Следовательно, за счет внедрения новой образовательной модели, которая включает дополнительные кандидатские экзамены, с формирования междисциплинарных знаний с основ психологии, педагогики и научных исследований позволит с помощью междисциплинарных исследований решить научную проблему [2, 3, 5].

Очевидно, что только накопленные знания и умения соискателем в аспирантуре ему в последующей научно-педагогической деятельности позволять решать, и другие проблемы связаны с учебой студентов (курсантов) сложным профессиональным (военно-профессиональным) дисциплинам в различных условиях [6]. Педагог-ученый всегда сможет сложный в понимании учебный материала дисциплины преподнесет всем обучающим в простой и доступной для понимания форме. Таким образом, предложенная модель обеспечить достичь цели обучения в аспирантуре и сформировать систему знаний. В условиях реформирования высшего образования предложено направление является актуальным как при решении проблемы сохранения НПК в высшем военном образовании [5] так и обеспечении сохранения сформированного квалификационного военный научно-педагогического коллектива в условиях изменчивой численности обучаемых курсантов [7]. Предложенная концептуальная образовательная модель основывается на логике и обосновывает существующие знания и не противоречит сложившейся модели подготовки НК и НПК, а также возможной вариативностью между научной и научно-педагогической деятельностью ученого.

Литература

1. Положення про підготовку науково-педагогічних і наукових кадрів. Постанова Кабінету Міністрів України від 1 березня 1999 р. N 309.

2. Козубцов И.Н., Козубцова Л.С. Проблема подготовки молодых научно-педагогических кадров в аспирантуре. Научно-технический журнал "Новые технологии в образовании". Часть I. – Воронеж. 2009. – 5 с. – ISSN 1815-6835.

3. Козубцов И.Н., Козубцова Л.С. Проблема подготовки молодых научно-педагогических кадров для высших военных учебных заведений в адъюнктуре. // Становление и развитие военной педагогики в России; материалы Всероссийской НПК с международным участием, (г. Пенза 7 – 9 октября 2009 г.). – Пенза. Пензенский государственный педагогический ун-т им. В.Г. Белинского, Военный ун-т МО РФ, 2009. - С. 182 – 185.

4. Козубцов И.Н. Диссертация научно-педагогического работника как элемент междисциплинарных исследований. [Электронный ресурс] // Научный электронный архив академии естествознания. – Режим доступа URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2011/01/5737034557.pdf.

5. Козубцов І.М., Козубцова Л.С., Козубцов М.К. Проблема збереження кадрових науково-педагогічних працівників у вищій військовій освіті України. // Повышение качества, надежности и долговечности технических систем и технологических процессов: Сборник трудов VIIІ Международной НТК, 5-12 декабря 2009 г., г. Хургада, (Египет). – Хмельницкий: Хмельницкий Национальный ун-т, 2009. – С. 183 – 186. (укр., рус., англ.). – 978-966-330-076-4.

6. Козубцов И.Н. Обучения электротехнических дисциплин методом виртуальной компьютерной игры. // Электротехнологии, электропривод и электрооборудование предприятий: сборник научных трудов II Всероссийской НТК: в 2 т. Т. 2 / редкол.: В.А. Шабанов и др.– Уфа: Изд-во УГНТУ, 2009. – С. 107-110. – ISBN 978-5-7831-0867-9.

7. Козубцов І.М. Напрям вирішення проблеми збереження кадрових військових науково-педагогічних працівників у вищій військовій освіті України. [Электронный ресурс] // Журнал. Известие науки. – Режим доступа URL: http://www.inauka.ru/blogs/article103159.html.

Библиографическая ссылка

Козубцов И.Н., к.т.н., проф. РАЕ, (Военный институт телекоммуникаций и информатизации НТУУ «КПИ») Козубцова Л.С., (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.) Козубцов Н.К. (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО В НЕРАЗРЫВНОМ КОНТЕКСТЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5844 (дата обращения: 04.05.2024).



Сертификат Получить сертификат