Заочные электронные конференции
 
     
Проблемы теоретической психологии и их решение. Теория личности И. Герасимова «Психология, приближенная к реальности», как вариант интеграции психологических знаний.
Герасимов И.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

И. В. Герасимов

Проблемы теоретической психологии и их решение. Теория личностиИ. Герасимова «Психология, приближенная к реальности», как вариант интеграции психологических знаний.

В данном научном исследовании я разберу проблемы теоретической психологии глазами известных отечественных и зарубежных психологов, а так же предложу свой вариант решения этих проблем.

«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости: "Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса -- почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред". С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос...» (Михаил Веллер «Все о жизни»).

Итак, почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»? Обратимся к мнению авторитетных ученых-психологов.Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер «Теории личности»:«Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы». Орлов А. Б. [1, с. 4-8]:«Развитие психологии как самостоятельной науки, специализация знаний привели к тому, что психологи сейчас знают очень много о конкретных психических процессах и состояниях, функциях и механизмах, но крайне мало — о самом человеке».

«Аналитически расчленяя структуру исследуемого, психология изучила и описала огромное число специфических, частных феноменов. Однако при этом оказалось, что ни один из объяснительных принципов, ни одно из обобщений, сформулированных психологами в ходе такого натуралистического изучения психики человека: от «ассоциации» и «либидо» до «гештальта» и «предметной деятельности», не может вместить в себя всего многообразия научных данных, не может стянуть все более и более расходящиеся «швы здания психологической науки» (А. Н. Леонтьев). Несмотря на все усилия теоретиков, психология продолжает буквально тонуть в собственных знаниях, не может осуществить прорыв от частного знания к всеобщему, из плана феноменологии частичного человека в план онтологии его сущности».Козлов В.В. "Интегративный подход в современной психотерапии и психологии":«Основная проблема заключается в том, что ни практики, ни теоретики психотерапии не пытаются рефлексировать целостную картину психической реальности человека. В психотерапии отсутствует восприятие целостной картины психической реальности, которая проявлена на всех уровнях - от биологического до духовного».Шемет И. С. "Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности": "Применяя научную методологию, в принципе невозможно познать и изучить конкретного человека в единстве и многообразии его свойств. Индивидуальность становится материалом для интерпретаций разных научных школ, ни одна из которых не схватывает целого, а лишь проецирует на человека свою ограниченную схему". Петровский В.А., Ярошевский М.Г. «Основы теоретической психологии»:"Занимаясь историей психологии, М.Г.Ярошевский обратился к анализу причин распада некоторых психологических школ и течений. При этом выяснилось, что их создатели оказались ориентированными на один относительно изолированный, заведомо приоритетный для исследователей психологический феномен (к примеру, бихевиоризм положил в основу своих взглядов поведение, действие; гештальтпсихология – образ и т.д.). Тем самым в ткани психологической реальности ими имплицитно была выделена якобы одна инвариантная "универсалия", ставшая основанием для конструирования соответствующей теории во всех ее ответвлениях. …До сих пор ни одна из общепсихологических теорий не могла заявить о себе в качестве теории, действительно общей по отношению к совокупному психологическому знанию и условиям его обретения. Теоретическая психология изначально ориентирована на построение подобной системы научного знания в будущем".Присоединяясь к мнению данных психологов, обозначу глобальную проблему теоретической психологии, как ее не способность одной единой системой, целостно и развернуто схватить всю психическую деятельность человека – это первый момент, и второе, не способность одной, единой, объясняющей системой схватить и описать все разнообразие человеческой индивидуальности.Отсутствие такого целостного системного знания о человеке, в свою очередь, порождает массу других основополагающих теоретических проблем. Вот лишь некоторые из них...Б.С. Братусь, «К проблеме человека в психологии»«… Определение нормы относится к числу, наверное, самых не любимых вопросов, который стараются по возможности обойти. Когда же избегнуть этого уже нельзя, то все продолжает сводиться в конечном итоге либо к статистическим критериям (быть таким, как большинство), либо к адаптационным, гомеостатическим критериям (главное – хорошая приспособляемость, уравновешенность со средой), либо к негативным критериям (пока явно не болен, то здоров) и т.п.»«… Решение спора возможно, на наш взгляд, только при условии разведения, различения понятий "человек" и "личность". Отечественная психология, сделавшая столь много для различения понятий "индивид", "личность", "характер", "индивидуальность" и т.п., прошла почему-то мимо этого, столь принципиально важного вопроса. … В свою очередь, личность необходимо разделять, разводить с "психическим", на чем настаивал А.Н.Леонтьев, говоря о "личностном" как об особом "измерении".Абульханова-Славская К. А. «О путях построения типологии личности»:"Большинство существующих типологий личности остались классификациями, построенными по разным (случайным, частичным и т. д.) основаниям, поскольку не удалось выявить причины возникновения, движущие силы развития и условия изменения того или иного типа. Последнее возможно только через раскрытие диалектики социального и биологического, индивидуального и общественного, диалектики общего, особенно, единичного.

...Очевидно, построение типологии потребует выявления новых, более существенных модальностей. Возможно, что современная психологическая наука еще не доросла до построения типологии. Однако в свете требований системного изучения личности поиски такой типологии, попытки ее построения, несомненно, приведут к большей интеграции психологических знаний о личности"... "Однако идея типов личности, наличия более-менее устойчивых корреляций между качествами внутри каждого типа, потребность в отнесении себя к тому или иному типу с целью самопознания и т. д. волнует и будоражит." Шемет И. С. "Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности": «Выявилось огромное несоответствие между академической наукой и потребностями практической психологии. Академическая наука нацелена на всеобщие, универсальные явления, на поиск закономерностей. Для этой цели разработаны и методы, и тесты. Всё индивидуальное, особенное подводится под норму. Конкретного человека наука не видит, она взирает на людей с высоты птичьего полёта. А практика нуждается в способах познания и коррекции, применимых к отдельно взятому человеку. За помощью к психологу обращается конкретный человек, а не абстрактная схема".Что делать? Пути решения проблем теоретической психологии…

Обратимся опять же к мнению авторитетных российских ученых-психологов.

Орлов А. Б. [1, с. 21-22]:

«Сейчас, как никогда раньше, важно понять будущее, важно увидеть основную тенденцию, трансформирующую сегодняшний (в том числе и психологический) мир в мир завтрашнего дня. Такая тенденция — поиск продуктивных решений глобальных проблем. Альтернативы этому просто не существует». «… современный мир — это мир уже не столько локальных, сколько глобальных проблем. Осознание новых реальностей сегодняшнего (и в еще большей мере завтрашнего) мира неразрывно связано с формированием и формулированием принципиально нового социального заказа психологической науке — на разработку таких психологических теорий и практик, которые могут обеспечить решение глобальных проблем. Новое научное мышление, ядром которого является признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми иными ценностями и интересами, убедительно демонстрирует несостоятельность старых, традиционных форм мышления, ограниченного узким горизонтом частных проблем.

… для того чтобы стать действительной наукой о всеобщем и сущностном, релевантной эволюции психической жизни всего вида homo sapiens, психологии еще предстоит решить труднейшую методологическую задачу синтезирования существующих научных школ и направлений, задачу подлинной интеграции своего предмета и, следовательно, самой себя как научной дисциплины. Сегодняшняя психология — это конгломерат психологии, которые с помощью индуктивного метода, отталкиваясь от изучения той или иной частной конкретизации психической жизни человека, пытаются перейти к формулированию всеобщих закономерностей психической жизни человеческого вида в целом».

Петровский В.А., Ярошевский М.Г. «Основы теоретической психологии»: "…интеграция результатов теоретических изысканий, рассыпанных по различным монографиям, учебникам, руководствам, издаваемым в России и за рубежом, до сих пор не была осуществлена. В связи с этим в значительной степени не сложились теоретические основания для обращения отраслей, научных школ, различных течений психологии к самим себе, своим собственным основаниям". Козлов В.В."«Некоторые размышления об интегративной психологии»:«Обобщение научных знаний о человеке в единое целое способно не только выявить и ликвидировать пустоты, белые пятна последних на рубежах традиционных наук, но и расширить горизонты психологии за счет интеграции знаний и прикладных технологий из других наук и тех направлений, которые в соответствии с картезианской парадигмой считались ненаучными и даже антинаучными». Итак, в чем же загвоздка, в чем вопрос? Знаний психологических предостаточно, надо просто взять и сложить имеющиеся концептуальные схемы в одно целое.. как конструктор… Тем не менее целого, на мой взгляд, все равно не получится… Почему?- а потому что в «конструкторе» под названием «психология» надо в первую очередь сложить ее главную, фундаментальную конструкцию под названием «душа», где находится все главное, что есть в человеке- его суть…, выраженная в системе отношений к себе, к людям, к жизни… в способности жить и достигать поставленные цели. А в психологии эту конструкцию до сих пор принято называть бессознательным, «оно» и это в лучшем случае, а в худшем- «черным ящиком» или «бесформенным хаосом, не поддающимся никаким логическим связям»…Б.С.Братусь «Психология - наука о психике или учение о душе?» «Кто же не знает, что «психология» в переводе с греческого есть «учение о душе»? Однако каждый, решившийся углубиться в психологические сочинения и учебники с целью узнать нечто о душе человеческой, будет разочарован и озадачен: не только знаний и размышлений, но и самого-то слова «душа» он в них, практически, не найдет». С.Л. Франк «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию» «Будущий историк нашей современной духовной культуры, вероятно, с удивлением отметит, как один из характернейших ее признаков, отсутствие в ней какого-либо определенного и признанного учения о сущности человеческой души и о месте человека и его духовной жизни в общей системе сущего. Гегель некогда удивлялся "зрелищу народа без собственной метафизики". Еще более, быть может, изумительна возможность отсутствия и той части метафизики, которая касается вопроса о существе самого человека и разъясняет человеку его жизнь; замечательно, что в течение относительно длительных периодов (измеряемых несколькими десятилетиями) человечество, по-видимому, способно терять научный интерес к себе самому и жить, не понимая смысла и существа своей жизни. Так, по крайней мере, обстоит дело с нашей эпохой, начиная с момента, когда единственным официально признанным философским учением о человеческой жизни стала так называемая эмпирическая психология, которая сама объявила себя "психологией без души". Не замечательно ли, в самом деле, что со времени, по меньшей мере, "Микрокосма" Лотце вплоть до работ Бергсона, лишь в наши дни обративших на себя внимание, не появилось, кажется, ни одного заслуживающего упоминания научно-философского произведения о природе души?»Б.С. Братусь «К проблеме человека в психологии»: «... Психология начала разрывом с философией, этикой, теологией, с потери понятия души, с постулата естественнонаучного подхода к человеку как к объекту, вещи среди вещей, с деградации, редукции духа к материи, сугубой объектности, телесности. Душа и дух надолго исчезли из поля внимания, вернее, стали рассматриваться производными, вторичными от материального (телесного, вещественного) мира».«… Беда и драма дальнейшего развития психологии состояла в том, что условность, временное допущение отвлечения от души стало в дальнейшем постоянным и безусловным. И вся психология стала без оглядки строиться так, словно сокровенной души и нет вовсе. Ученые перестали себе отдавать отчет, что они исследуют вторичное — явления, проекции души, но не душу как таковую. В результате эти явления, проявления, проекции, тени стали главными, «все объясняющими».Итак, подводя итог всему вышесказанному, ответим, для начала, на один из главных философских вопросов, вопроса "свободы и детерминизма"- а именно, "до каких пределов поведение человека детерминировано факторами, которые частично или полностью находятся за пределами его осознания?"

В общих словах- все зависит от индивидуальной выраженности основных психических систем- "сознания" и "души"... Просто надо четко понимать, что они из себя представляют, как устроены, как работают и как взаимодействуют друг с другом... А дальше- что сильнее выражено, а что слабее, что гармоничнее, а что нет... Что сильнее, то и управляет- а это уже законы природы, бытия…

В общем, о проблемах психологии такого уровня можно говорить много и по-разному… При этом психология живет и выполняет свои функции… другое дело- как? - это с одной стороны.

А с другой- на современном этапе, на мой взгляд, мало говорить как и о проблемах, так и о путях их решения- пора уже предлагать конкретные варианты решения этих проблем.

В.В. Козлов в статье "Психология и психолог- проблемы и задачи" предлагает следующие пути движения нашей отечественной теоретической психологии.«У современной русской психологии в этом аспекте существует три возможности:# перекрасить одежды старой психологии, обновив некоторые формы и препарировав совсем сгнившие части тела; # усыновить (удочерить) какую-нибудь западную психологию в качестве духовного единоутробника;# родить свою психологию с душой и с духовностью». По первым двум пунктам здесь более или менее понятно- примерно в таком направлении современная отечественная психология и движется в последнее время... А вот что касается 3 пути, то профессор Козлов В.В. по этому поводу высказывается следующим образом:«Что касается возможности рождения “психологии с душой”, то, на наш взгляд, эти роды должны и могут состояться как некий срединный путь между первым и вторым вариантом. Именно на стыке переосмысленной российской психологии и трансформированной через русский менталитет западной психологии может родиться новая психология, имеющей предметом душу человека, а не психические процессы, поведение, деятельность, установку или что-то другое. На уровне синтеза двух направлений, вариантов, образовался интеллектуальный бульон, из которого, надеюсь, через некоторое время, выкристаллизуется новая психология. Методологические сумерки, которые сгустились над российской психологией, не дают больших надежд и оптимизма в отношении быстрого и безболезненного рождения жизнеспособной, здоровой духовной психологии. Человек не живет, а собирается жить завтра. Для человека важно не только то, где, как, с кем, в каких условиях он живет. Важнее перспектива. Важны базовые смыслы человеческого существования. К великому сожалению психология без души не может дать на них ответ»…

Теория личности «Психология, приближенная к реальности», как инновационный вариант интеграции психологических знаний.

Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего- это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей- это «психология, приближенная к реальности»… И. Герасимов.

Итак, опираясь на свой собственный разнообразный, осознанный жизненный опыт, наблюдения, опыт общения с различными людьми в различных жизненных ситуациях, на достаточное знакомство с различными теориями различных психологических школ, на умение анализировать и синтезировать информацию, а так же на долгий и упорный умственный труд в правильном, как мне думается направлении, я создал вариант интегративной теорию личности, которая логично и системно уложила в своей системе многие психологические концепции известных мне психологических школ и направлений.

Прежде, чем вводить основные концептуальные положения разработанной мною теории, пару вводных слов о том, на что я опирался, каких принципов придерживался, создавая теорию «Психология, приближенная к реальности».

Основная задача теории личности (или вернее сказать, ученого, который ее создает)- выстроить системное знание о человеке, которое при помощи своих концептуальных схем будет объяснять психологические особенности индивида, его поступки, поведение в различных жизненных ситуациях…

Итак, каким критериям, на мой взгляд, должна соответствовать инновационная теория личности, чтобы на уровне целостной, всеобщей и развернутой системы объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком в реальности?

Для того, чтобы объяснять все психические проявления конкретного человека, выраженные в его поступках, особенностях поведения, чертах характера, жизненном пути...- современная, инновационная теория личности, на мой взгляд, должна решить 3 основные задачи:

1) четко объяснить, как устроена и функционирует человеческая психика; 2) чем определяется то, что психика одного отличается от психики другого; 3) провести четкие параллели между всевозможными психическими комбинациями и реальными индивидуальными социальными проявлениями...

Подробнее...

1.Инновационная теория личности должна создать развернутую, целостную модель человеческой психикиОписать закономерности, принципы ее работы, функционирования и взаимодействия ее элементов. Все то, что будет давать четкие ответы на следующие вопросы:- как устроена человеческая психика, из каких элементов она состоит, какие функции они выполняют...- как они работают, как взаимодействуют между собой, каким образом осуществляют психическую деятельность в целом(поведение, мотивы, интересы, отношения, восприятие…)- каким образом эти психические элементы определяют индивидуальные характерологические особенности индивида- какой зарождается человеческая психика и по каким принципам, законам развивается, а так же- как, по каким законам строится ее нормальное и противоречивое развитие- что есть все различные изменения, которые могут происходить с психикой в общих и в индивидуальных случаях и т.д.Т.е. необходимо создать такую систему психической деятельности, чтобы спорных вопросов по поводу того, что «что есть что» и «как все это устроено, работает, взаимодействует…» по большей части, не возникало. 2. Инновационная теория личности должна выстроить развернутую типологию индивидуальности.Вернее сказать, создать систему, которая будет объяснять все разнообразие человеческих проявлений.

И именно целостная и развернутая система будет задавать основополагающие критерии определения индивидуальности… именно система охватит все, а не что-то отдельное… именно система будет объяснять, почему все разные и чем определяется эта разность, исходя из единого, и главного, а именно того, что определяет человеческую суть…

3.Инновационная теория личности должна быть максимально приближена к реальности.Т.е. соединять в единой системе все научное, объясняющее, и все реальное, бытийное, социальное. А именно:а) при помощи своих схем, закономерностей функционирования психики объяснять поведение, характер, жизнь человека в целом и каждого индивида в отдельности...б) и наоборот, объяснять, как жизнь, события, поступки, взаимоотношения влияют на изменение психических состояний и психики человека в целом и опять же, каждого индивида в отдельности...Вроде как естественный момент, но не редко схемы психической жизни человека, разрабатываемые учеными, далеки от реальной жизни и поэтом мало понятны, особенно обычным, не искушенным в психологии людям.И наоборот, описываемые те или иные психические феномены, жизненные явления, происходящие с людьми, лишены системного глубоко научного обоснования, т.е. не отвечаю на вопрос того, что лежит в основе этих феноменов и жизненных явлений...В целом, именно такая теория, как научная система, позволит отвечать практически на любые вопросы, касающиеся человека и человечества в целом... К примеру, почему у одних людей имеется стремление развиваться, а у других- деградировать, или почему одних тянет вредить, убивать, а других творить, созидать..., или почему люди в принципе за тысячи лет не поубивали друг друга... а продолжают жить, существовать, развиваться во всем многообразии своих душевных проявлений?...И "что" в принципе правит этим миром…? Каковы законы человеческого развития, человеческой природы, мироздания?

Изучая человека, я не смотрел на людей через призму каких-то отдельных элементов, черт или психических проявлений- я смотрел на человека целостно, учитывая все, что влияет на его мысли, чувства, желания, поступки…

И я не экспериментировал на выборках из одного и более человек, потому что такие выборки, на мой взгляд, и делают психологию во многом ограниченной, поверхностной, не точной, а значит и не объективной… Моя выборка- это все люди всех времен и народов... Мои методы исследования- это наблюдение за их жизнью и поведением в различных стандартных и не стандартных жизненных ситуациях... И именно такое исследование, а так же анализ и синтез полученной информации дает мне возможность целостно посмотреть на человека, на его сущность, и сложить системное, развернутое знание о его внутреннем мире, психике, душе, жизни, поступках... во все различных социальных проявлениях…

Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять жизнь, индивидуальные особенности, поступки, поведение любого человека...? Первое. Модель человеческой психики, ее структура и функционирование.Итак, у человека есть мысли, чувства, желания…, настроения, состояния, представления, отношения… есть характер, есть поведение… и есть жизнь, большая, длинная и не всегда гладкая… И что самое главное, у каждого человека все это- разное…Для того, чтобы все это психическое и это разное объяснять, необходимо понимать, что стоит за этим поведением, как устроена человеческая психика и психическая жизнь в целом, по каким принципам она работает и что не мало важно - чем психика одного отличается от психики другого (а масштабы таких различий, как известно, безграничны)...Поскольку увидеть психику, ее строение нельзя ни каким вооруженным глазом, то построение ее модели- это умозаключение, которое опираясь на силу, глубину и развернутость индивидуального сознания (в моем случае), должно создать систему, демонстрирующую и как все работает, и из чего состоит, и как в целом обеспечивает психическую жизнедеятельность человека.

В своих исследованиях я исходил во многом из того, что если каждый индивид наделен определенными мыслями, желаниями, чувствами, которые выражаются в определенных отношениях, состояниях, поступках..., то есть и внутренняя психическая система, которая эти мысли, желания, чувства задает и определяет. Постоянно наблюдая за людьми в жизни, в кинофильмах, в средствах массовой информации… я анализировал их поведение (особенно в нестандартных ситуациях, где нет необходимости вести себя социально желаемом образом), выделял типичные проявления, укладывал их в единую схему..., проводил параллели, искал общее, различия,… интегрировал… В результате- получилась схема психической жизни человека- ее структура, параметры, динамика, конфигурации, наполнение определенным содержанием...

Психика человека, в моем видении- сложная высокоорганизованная система, которая состоит из определенных подсистем и элементов, которые взаимодействуя друг с другом, обеспечивают внутреннюю, психическую и внешнюю, социальную жизнедеятельность человека. В структуре психики, как системы, я выделяю основные блоки- подсистемы, которые осуществляют основную психическую жизнедеятельность человека и ряд функциональных элементов, способствующих этой жизнедеятельности и в своей качественно выраженности, подчеркивающих индивидуальность.

3 основных блока, подсистемы- это:

1) подсистема сознания,

2) подсистема души и

3) подсистема отображения реальной жизни индивида.

Каждая подсистема психики имеет свою структуру и выполняет определенный набор функций. Непрерывновзаимодействуя друг с другом, психические подсистемы, как я уже говорил, обеспечивают в целом психическую жизнедеятельность индивида.Поэтому, психика у меня- это не только душа, а душа- это далеко не вся психика, и точно не сознание...- здесь четкие разграничения...

Именно такое представление психики позволяет в достаточно полном объеме понимать, как происходят различные психические процессы человека, как развивается психика, что есть для нее норма, и как образуются противоречия, что на что влияет, и почему влияет... чем определяется индивидуальные характеристики, и что, соответственно, стоит за мыслями, чувствами, желаниями и поступками конкретного индивида…

Несколько слов об основных подсистемах психики.

Сознательная подсистема- это совокупность элементов, основная задача которых, выполнять разумную, социально-адаптивную функцию индивида.

В структуре сознательной подсистемы я выделяю следующие основные элементы:

а)сознание (функция анализа и переработки информации),

б) подсознание (автоматические, шаблонные действия),

в) сверхсознание (функция творческой активности) и

в) информационный элемент сознания (субъективное знание о мире, понимание вещей и т.д.).

Карта отображения реальной жизни, как психическая подсистема- это информационное поле индивида, которое отображает стабильный, текущий период жизни индивида - его текущий образ жизни, текущие потребности, проблемы, задачи, их решение, переживание успехов и неудач и общее текущее отношение к себе, к жизни, к людям…

Карта отображения реальной жизни имеет трехслойную структуру:

а) слой текущего, стабильного периода жизни с определенными ценностями и приоритетами жизнедеятельности,

б) слой сегодняшнего дня, где отображаются насущные, актуальные планы, цели, задачи, намерения, обязательства, текущие проблемы и ежедневные потребности;

в) слой текущей ситуации, как конкретное взаимодействие, поведение и переживание результатов этого поведения.

Важным моментом в создании мною психической системы является определение, моделирование ее основного элемента, подсистемы, которую в психологии до сих пор принято называть расплывчатым и поэтому толком не понятным словом- «бессознательное», «оно»... или еще лучше- «бушующим котлом», «слепым царем», «черным ящиком», «необузданной лошадью», «невидимой частью айсберга», «бесформенным хаосом, не поддающимся не каким логическим связям» и т.д. Почему?- а потому, что не смогли его никак системно определить. А на самом деле многое из того, что находится под сознанием – это далеко не «оно»- это целостная система, которая имеет определенную структуру, работает по определенным законам, принципам и в целом определяет истинное «Я» любого индивида, его духовно-нравственную суть, характер, жизненную позицию, систему мировоззрения- именно то, что он есть на самом деле, то, что его отличает от других со всеми нюансами, нормами и противоречиями.Как я назвал эту психическую подсистему? Я не стал искать какое-то свое, новое слово (их и так уже не мало придумано)- а взял то, которое по моему мнению должно стоять в основе любой психологической научной концепции… простое русское слово- душа… («психо» в переводе с греческого) … тот самый «черный ящик», «потемки», в который ученые до сих пор так и не смогли толком заглянуть…

Я оправдал название «душа» тремя основными причинами:

1) именно понятие «души» отражает название и идеологию моей теории «Психология, приближенная к реальности», а в нашей реальности все главное исходит из души, и на душу влияет…

2) избавляет научную психологию от ее глобального недоразумения- «психология без души» (С. Франк "О понятиях и задачах философской психологии").

3) и потому, что основной психологической особенностью любого индивида является все же его духовно-нравственная суть, а не различные динамические характеристики

Еще «Л.С. Выготский подчеркивал, что «сама попытка научно подойти к душе, усилие свободной мысли овладеть психикой, сколько бы она ни затемнялась и ни парализовалась мифологией, т.е. сама идея научного строения о душе содержит в себе весь будущий путь психологии, ибо наука и есть путь к истине, хотя бы ведущий через заблуждения» (Выготский, 1982, с. 428).Есть ли у нас шанс понять, во что верил Л.С. Выготский? …. Эти слова о главном в жизни Л.С. Выготский адресовал своим ученикам и соратникам. Их можно считать его духовным завещанием. В это нельзя не верить…» (Н.А. Низовских "Во что верят российские психологи").Думаю, что Л. С. Выготский этими строками говорил о том, что без научного обоснования души, как конкретной психической конструкции, не получится системного понимания психической деятельности в целом, потому что именно в душе заложена и отображается вся основная индивидуальная психическая суть, «истинное Я», характер индивида…

«Душа человеческая- потемки»- говорят в народе- и я постарался просветить эти потемки… раскрыть человеческую душу во всей ее глубине и разнообразии… - и «добрую, светлую душу», и «черную, злую», и «противоречивую» и «широкую, большую душу», и «простодушную», и прагматичную» и «жалкую, ущербную...» и многое-многое другое... Другими словами, гипотетически, я построил модель основного психического элемента, который выполняет следующие основные функции:1) Определяет характер индивида, в контексте его личностной, межличностной и духовно-нравственной сути, которая выражается в системе отношений к людям, к себе, к жизни в целом..., а так же в способности достигать поставленные цели и преодолевать трудности…

Некоторые психологические теории объясняет индивидуальность человека либо его характером, набором устойчивых черт (Олпорт, Кеттел), либо тем, как этот характер, возможно, формировался (к примеру, базальные конфликты К. Хорни) и т.д., но не объясняет главного, а именно того, что стоит за этим характером, чем определяются этот устойчивый набор все различных черт, и где, в принципе, находятся (фиксируются) все эти приобретенные жизнью «базальные конфликты»...

Созданная мною модель человеческой души и психики в целом, демонстрирует, как устроена психологическая индивидуальность любого из нас, как целостная, динамическая, высокоорганизованная система.

2) Регулирует, поддерживает баланс, гармонию внутренних психических состояний, включая, к примеру, так называемые механизмы психологической защиты...3) Является хранителем и накопителем всего жизненного опыта человека, выраженной в последовательности значимых и не значимых событий и выработанных к ним отношений.Что такое душа в принципе, где она находится, из чего состоит? Есть ли она вообще?- есть, как есть черты характера, есть мысли, чувства и желания, которые выражаются в конкретных душевных состояниях, общих и конкретных отношениях, ценностях, интересах, ведущих побуждениях, стиле жизни и т.д. - все это и есть содержание души.Душа каждого индивида, в прочем, как и вся психическая система, закладывается родительскими генами, точно так же, как закладываются любые внешние и физические данные. Т.е. именно в своего ребенка родители вкладывают часть своей души, формируя новую душу в виде основополагающих представлений, отношений к жизни, к людям, к себе… + что-то закладывается "коллективное" + что-то свое, индивидуальное возможно закладывается и "сверху" (я этого не исключаю)...Ну а затем, в процессе социализации душа и психика в целом развивается, меняется, приобретая свою особую, уникальную форму и содержательную суть... Где находится душа- в сердце, или в голове? А почему она иногда «уходит в пятки»? А почему когда плохо - и сердце ноет и голова болит? - получается, что она во всем теле? В реалии, человеческая душа- это не «нечто» в виде лучезарного шарика- это сеть, которой опутана все нервная система человека, от головного, до спинного мозга. Все главное, я думаю, находится в головном мозге, в виде сети нервных клеток, где хранится и куда записывается вся информация, определяющая мировоззрение индивида, характер его поведения в тех или иных жизненных ситуациях... А через нейронные пути спинного мозга, эмоционально душа отзывается во всем теле, и, прежде всего, в сердце - именно оно ноет, болит, когда плохо, и радуется, когда радостно, хорошо...И тут как не режь, все равно не найдешь- здесь понять надо...Зачем нужна душа? Каков ее смысл?

Душа (по моему определению)- основной элемент психической системы, который выполняет ряд определенных функций и в целом, как я уже говорил выше, определяет истинное "Я" любого индивида, его характер, духовно-нравственную суть, и в том числе, смысл его жизни.

Есть, к примеру, обычные, обывательские смыслы во всех различных вариациях, а есть и уникальные, необычные, а есть и вовсе определенные миссии…

В зависимости от духовно-нравственной направленности индивида, смысл его жизни может быть направлен, как в разрушительном (во вред), так и в созидательном (на благо), так и вовсе в прагматичном, эгоистичном направлении…

А основной, общий смысл любой души- это сама жизнь- со всеми ее радостями и разочарованиями, удачами и невзгодами, целями и полным их отсутствии, начиная от зачатия и заканчивая смертью.

А вот смерть как раз и является подтверждением истинного смысла жизни каждого из нас: для чего, для кого она было прожита, что осталось после тебя родным и близким, просто людям и обществу в целом... Кто и каким словом тебя вспомнит?...Что происходит с душой после смерти? Не хочу никого разочаровывать, но я рассматриваю душу, как материальное явление, состоящее из нервных клеток, которые, к сожалению, умирают вместе со смертью всего организма.

А при жизни душа «улетает» в своих детей (они наследники и психического и физического и материального, социального), а так же в свои жизненные творения, которые полностью или частично отражают мысли, желания и чувства, а это и есть душа, ее порождение, и соответственно, продолжение жизни… И именно поэтому, бессознательно, люди стремятся продолжать свой род или что-то придумывать, изобретать…- чтобы часть их души осталась и продолжала существовать веками в своих потомках, делах, творениях… А умирать раз и навсегда, теряя свой «след» никому не хочется… И это на бессознательном уровне понимают все... и огорчаются, когда не могут родить детей, или когда дети вырастают не такими, как хотелось бы, или когда жизнь проходит впустую, бесследно, не найдя определенного смысла, пользы… Это и есть истинное «переселение души»…Недостаток, к примеру, психоанализа, который делал активные попытки раскрыть то, что находится под сознанием, или, проще говоря, заглянуть в человеческую душу- это размытость, неопределенность рамок бессознательного- потребности, отношения, состояния… где все это находится, как организовано? по каким принципам функционирует...? Отсюда, и душа (бессознательное) в психологии- это «хаос», это «бушующий котел», это «необузданная лошадь»...- похоже на ветер, который гуляет внутри каждого из нас- отсюда и не понятно, «откуда, что, как, куда???»… Итак, я думаю, уже пришло время сделать серьезный шаг к тому, чтобы "хаос", под названием "бессознательное" превратить в высоко организованную систему, под названием "душа"...

Второй момент. К вопросу движущей силы.

Если смотреть глобально, то сама жизнь является основной движущей силой любого индивида. И именно психика человека в целом наполнена всем необходимым для того, чтобы он жил, стремился, развивался…

Причем базовая, основополагающая человеческая потребность- это потребность в комфорте, постоянстве, гомеостазе. И именно душа конкретного индивида со всем своим базовым содержанием определяют потенциально комфортный для него образ жизни и жизненный путь, движение к собственному смыслу, области своего идеального, где будет раскрыт полностью заложенный личностный потенциал, где будет все, чтобы человек чувствовал себя комфортно, благополучно, счастливо…

В свою очередь, повседневная жизнь индивида- это комплекс повседневных жизненных потребностей, которые требуют своего удовлетворения- какие-то из них более значимые, какие-то менее… Здесь и социальные и физиологические потребности, и интересы, и планы, и то, что надо делать, в силу взятой на себя ответственности, здесь и текущие все возможные проблемы, которые требуют своего разрешения…

Ну, а конкретные ситуации и поступки, поведение индивида определяется либо его характером (душой, ее устойчивыми характеристиками), либо силой сознания (разумное, обдуманное поведение), либо сферой подсознания (автоматическое «стимул-реакция»), либо текущим состоянием, настроением (доминантным актуальным психическим возбуждением)…

Третий момент. К вопросу психической нормы и отклонения от нее…

В общих словах, как я уже говорил выше, глобальное состояние души будет определяться тем, с чем индивид родился и каким жизненным содержанием она будет наполняться на протяжении жизни. Если это содержание в целом будет соответствовать заложенной, базовой сути, то индивид будет испытывать душевный комфорт, если нет, то, соответственно, различного рода, интенсивности, эмоциональной и поведенческой выраженности душевные противоречия…

Жизнь, сама по себе такова, что не все и не всегда получается так, как того хотелось бы, как заложено духовной сутью… Социальная среда, начиная с детско-родительских отношений, оказывает свое влияние на психику индивида, его душу… И то, в какую сторону ее развернет, в не малой степени будет зависеть от того, кто и какое влияние на нее будет оказывать и как будет перерабатываться полученный опыт, какие отпечатки будет накладывать на развитие души…

Т.е. не удовлетворительная жизнь, способность или не способность ее регулировать, понимать, улучшать, преодолевать различное деструктивное жизненное влияние, накладывает свои отпечатки как на текущее душевное состояние (настроение), так и на душевное состояние в целом… От того, как индивид перерабатывает полученный жизненный опыт, какова его душа в потенциале, насколько она устойчива к различным социальным воздействиям, будет складываться и его жизнь и его реальное душевное содержание- будет ли оно такой, как предписано в начале, либо будет отклоняться от намеченного пути, наполняясь другим, не комфортным душе содержанием, порождая или не порождая тем самым все различные противоречиями, а то и вовсе меняя свою суть, формируя тем самым новую социальную позицию, новое отношение к себе, к жизни, к людям, и соответственно, новый жизненный путь.

Противоречия могут возникать как в сфере духовно-нравственной направленности (к примеру, изменение отношения к жизни с позитивного на негативное), так и в сфере личностной самооценки (к примеру, когда вместо того, чтобы чувствовать себя большим и сильным, ощущаешь себя маленьким и ничтожным), так и в сфере простой неудовлетворенности жизнью, со всеми вытекающими раздражениями и их проявлениями…

Подытоживая вышесказанное, в рамках психического здоровья душа индивида будет развиваться нормальной (гармоничной) в двух случаях:

1) если жизнь, социальная среда соответствует изначальной, базовой духовной сути и личностному потенциалу... Т.е., если индивид живет благоприятной своей душе жизнью, то он испытывает внутренний комфорт, если его жизнь расходится с потенциальными установками относительно себя, других людей, жизни в целом- появляются определенные противоречия.

2) если сила сознания и воли способны управлять жизнью, жизненными ситуациями, какими бы сложными, негативными и психотравмирующими они не были, при этом адекватно перерабатывая полученный жизнью опыт…А невротическая норма и отклонения от нее в свою очередь- отдельный случай- вариаций здесь масса- все они в принципе описаны в учебниках по психиатрии- мое дело- дать им обоснование, исходя из разработанных мною схем... Четвертый момент. Типология индивидуальности.

Для чего нужна типология индивидуальности? - для того, чтобы по внешним, типичным признакам, поведению легко заглядывать в душу индивида, быстро оценить ее состояние, выявить возможные противоречия… а на основе этого можно объяснять психологические особенности, поступки того или иного индивида...Что лежит в основе моей типологии?

Считаю, что развернутую и глубокую типологию индивидуальности стоит выстраивать выделяя типичное в основном психическом элементе- душе, а не во второстепенных, как это делали многие психологи-теоретики, беря за основу в построении типологий, к примеру, различные свойства темперамента (холерики, сангвиники…), или способы взаимодействия с людьми (подавляющий, отстраненный, зависимый и т.д.), или особенности телосложения (пикнический, атлетический…), или, как, к примеру, у З. Фрейд –отношение детей к сексу и к своим гениталиям (анальный, оральный тип…), или, как, к примеру, О. Вейнингер- отношение женщин к семье (матери и проститутки), или как, к примеру, сторонники НЛП- органы восприятия действительности (кинестетики, визуалы…) и т.д. - возьмите любую и все поймете… в целом- это все правильно, это все есть, но в целом- ограничено и не отражает главного- человеческую суть…

Итак, если структура психического аппарата, ее элементов едина для всех, то их качественная, содержательная выраженность у всех разная. Это и определяет уникальность, индивидуальность каждого индивида, его характер, жизненную позицию, систему мировоззрения...

Таким образом, определив, что есть человеческая психика, и душа в частности, я определил и те параметры, которыми задается их индивидуальная выраженность, а соответственно и все их разнообразие. Таким образом, выстроилась система, внутри которой упорядочено разместилась человеческая душа во всех ее вариациях... «Аристотель объявил типизацию и индивидуализацию альтернативами, сформулировав свой знаменитый парадокс: как возможно объяснение индивидуального с позиций науки, изучающей типическое, если индивидуальное неповторимо? Этот парадокс не раз воспроизводился в разные конкретно-исторические эпохи, принимая различные формы» (Абульханова-Славская К. А. «О путях построения типологии личности».)Я отвечу, что точно так же, как, к примеру, автомобили, имея схожесть по основным элементам своей структуры (тип кузова, объем двигателя и т.д.) относятся к определенному классу-типу, но при этом не теряют своей уникальности, отличительных особенностей, индивидуальности…

Как я создавал типологию индивидуальности...а) исследовал все основные житейские проявления человеческой сущности, выделил в ней ключевые признаки.Главное здесь- это системо образующие характеристики, опираясь на которые я отделял одних людей от других…

б) создал систему, которая демонстрирует все разнообразие человеческих проявлений и объясняет главное из того, что его человек во всем многообразии своей сути- и это истина, подтвержденная тысячелетиями мировой истории, а не какие-либо эксперименты над какими-либо людьми…Эту систему я называю "Вселенная человеческой души"- своего рода макрокосм и здесь находится все разнообразие человеческой души...

в) и, наконец, совместив первое (систему) и второе (житейские проявления), выстроил типологию индивидуальности. Т.е. каждому житейскому описанию (набору характеристик, черт) дается системное психическое обоснование- объяснение особенностей и функционирования психики рассматриваемого индивида.

В принципе, я думаю, это и есть истинное приближение научной психологии к реальности, к жизни, которая окружает каждого из нас… Пятый момент. Психология развития.В общих словах, психологию развития я выстраиваю исходя из следующих концептуальных положений:

а) все зарождаются с определенными индивидуальными психологическими особенностями, врожденным потенциалом по всем психическим характеристикам и свойствам

б) в процессе социализации, определенного влияния со стороны родителей, близких людей, различных жизненных обстоятельств, событий, врожденная психологическая суть приобретает свою уникальную индивидуальную качественную форму и содержание, которая внешне выражается в определенных чертах характера.

в) изменение врожденной, потенциальой духовной сущности индивида зависит от жизненного пути, которым он идет и того, каким образом он перерабатывает полученный жизненный опыт… (об этом я уже говорил).

В данной статье я изложил основные концептуальные моменты своей теории, обходя главное- ее конкретное содержание, разработанные схемы (прим. автора: готовится монография), но в целом, скажу, что выстроенные мной концептуальные схемы, дают возможность на уровне глубокой, целостной и развернутой системы подходить к объяснению психологических особенностей любого индивида, его поведения в различных жизненных ситуациях. - теория для этого демонстрирует довольно четкие закономерности того, каким образом психический аппарат индивида и качественная выраженность его элементов влияет на его поведение, его поступки и жизнь в целом… и, соответственно, каким образом жизнь, поступки влияют на развитие и изменения психологической, душевной сущности индивида... Это в общем и есть основное предназначение теории личности, знания о человеке…

PS. В дополнение ко всему, считаю, что качественная (глубокая, системная и развернутая) теория личности является крепким основанием для создания качественной теории брачных взаимотношений. Почему? Потому что именно в брачном союзе индивидуальность проявляется во всем многообразии, глубине своей сути: в виде психологической, социальной и личностной совместимости супругов, а так же способности строить и развивать отношения и т.д… Не у кого из великих психологов таких схем я не видел- не у З. Фрейда, не у Э. Берна, не у Э. Фромма , не у К. Хорни, не у К. Роджерса, не у А. Маслоу... не у кого другого - никаких сопоставлений, все довольно описательно, и в принципе, ограничено… Такая теория тоже есть…

Литература.

1. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

2. Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер Теории личности // Самопознание и саморазвитие. Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры. URL: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/txt01.html (дата обращения 12.09.2010.)

3. Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии // Сайт Института интегративной психологии профессионального развития. URL: http://www.integratio.ru/article/016.html (дата обращения 11.08.2010.)4. Шемет И. С. Интервью о второй конференции «Психология индивидуальности // сайт журнала «Спортивный психолог». URL: http://lib.sportedu.ru/Press/SP/2009n2/p86-88.html (дата обращения 12.11.2010.)5. Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии // Самопознание и саморазвитие. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. URL: http://psylib.org.ua/books/petya01/txt00.htm (дата обращения 19.09.2010)

6. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Самопознание и саморазвитие. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. URL: http://psylib.org.ua/books/_bratu01.htm (дата обращения 12.09.2010)7. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Сайт Института психологии РАН http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/publikacii/stati_sotr/abulhanova1.html (дата обращения 12.09.2010)8. Козлов В.В. Некоторые размышления об интегративной психологии // Сайт Института интегративной психологии профессионального развития. URL: http://www.integratio.ru/article/036.html (дата обращения 18.12.2010.)9. Братусь Б.С. Психология - наука о психике или учение о душе? // сайт Психологос, энциклопедия практической психологии URL: http://www.portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1096464017&archive=&start_from=&ucat=1&: (дата обращения 02.09.2010)10. С.Л. Франк Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Самопознание и саморазвитие. Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры. URL: http://psylib.org.ua/books/frans01/index.html (дата обращения 03.11.2010)11. Козлов В.В. Психология и психолог- проблемы и задачи // Сайт Института интегративной психологии профессионального развития. URL: http://www.integratio.ru/article/025.html (дата обращения 21.09.2010.)

12. Низовских Н.А. Во что верят российские психологи // Сайт Института психологии РАН. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/nizovskih_.html (дата обращения 30.07.2010.)

Библиографическая ссылка

Герасимов И.В. Проблемы теоретической психологии и их решение. Теория личности И. Герасимова «Психология, приближенная к реальности», как вариант интеграции психологических знаний. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5845 (дата обращения: 20.11.2024).



Сертификат Получить сертификат