(филиал) Российского государственного социального университета
Значение социального образования в общественной жизни государства представляется весьма значимой стороной бытия человека. Об актуальности социальных функций государства неоднократно упоминалось в речах Президента РФ Д.А. Медведева и Премьер-министра В.В. Путина. Здесь надо отметить признание того, что государство не снимает с себя выполнения социальных функций. Вместе с тем важным принципом демократического государства является то, что правительство осуществляет политическое управление совместно с народом, который, согласно Основному Закону РФ (статья 3), является единственным источником власти. Важнейшим же средством для эффективного осуществления законного правления являются социальные институты. Здесь термин «социальный институт» использован не в образовательном, а в общегуманитарном смысле. Существует много определений этому понятию; приведём в качестве примера несколько из них. Социальный институт – это исторически сложившийся устойчивый комплекс норм, принципов, установок, ценностей, обеспечивающих упорядоченное отношение и взаимодействие между людьми. Социальный институт – это учреждения с определенной устойчивой структурой (университет, армия, церковь). Социальный институт – это комплекс образцов, норм, ценностей, традиций, обрядов и обычаев (институт семьи и брака). Важнейшей функцией социального института является поддержание позитивной динамики общественной и политической жизни.
Вместе с тем общая тематика данной работы обращена к освещению некоторых сторон работы социального института в качестве образовательного учреждения. Сам по себе университет уже есть социальный институт, выполняющий множество функций, без осуществления которых немыслимо развитие государства. Одной из функций социального института является эффективное внедрение разумных, законных и эффективных методов социальной работы, а также подготовка кадров для обеспечения такого внедрения. Одной из сторон работы вуза, содействующих осуществлению инновационной политики региона, представляется разработка теоретического и категориального аппарата, являющего собой инструментарий и фундамент для объективного и системного осуществления социальной работы в регионе. Без теоретического обоснования ряда методов социальной работы мы можем оказаться перед фактом нарушений прав человека под вывеской социальной работы с ним, необоснованных материальных затрат и т.д. Важность теории для развития науки и практической деятельности особенно остро подчёркивалась ещё в эпоху Ренессанса. Так, Леонардо да Винчи в трактате «Книга о живописи» пишет: «Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля и компаса» [1, 367]. Именно теория характеризует любую науку и позволяет всякой практической деятельности проходить наиболее эффективно, разумно и в пределах правового поля. В этом смысле для Курской области принципиально важна роль Курского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета.
Не менее значимым является то, что КИСО (филиал) РГСУ может служить важным элементом в претворении в жизнь социальной политики Правительства РФ. Существуют различные подходы к пониманию социальной политики. Академик В.И. Жуков в качестве примера приводит несколько из таких подходов. Так, он выделяет такое понимание социальной политики, согласно которому под социальной политикой понимается система систематичных социальных мер, направленных на регулирование тех или иных сторон общественной жизни, а также на консолидацию общества, на постулирование и осуществление принципа социальной справедливости. Также В.И. Жуков освещает точку зрения Т.И. Заславской, которая видит в социальное политике систему государственных мер по поддержке тех общественных групп, которые оказались в более трудном положении, чем другие и не могут своими силами улучшить собственное положение. Здесь акцентируется внимание на совокупности вынужденных мер, призванных облегчить жизнь отдельных групп граждан [2, 224-225]. Из публичных выступлений представителей власти РФ, видно преобладание первого подхода, что выражается в регулярной, системной поддержке определённых социальных групп. Однако такое видение может объясняться элементарной многократностью указаний Президента на важность социальной политики, поскольку при ближайшем рассмотрении социальная политика в РФ выглядит малоэффективной и отнюдь не столь масштабной по сравнению с той социальной политикой, которую мы наблюдаем, например, в Финляндии или во Франции. В общем, однозначно трудно сказать, какой из подходов доминирует.
Однако главным является то, что для успешной реализации социальных проектов, предлагаемых общественности российским Правительством, необходимо образовательное учреждение, в котором вырабатывались бы конкретные, теоретически обоснованные методы осуществления социальной политики и внедрения инновационных технологий в регионе. Причём, следует сказать, что работа КИСО весьма плодотворна. Так, одинокие люди, пенсионеры, ветераны ВОВ и другие группы граждан, нуждающихся в социальной поддержке, получают регулярную социальную помощь. За каждым гражданином, нуждающимся в социальном попечительстве, закреплён конкретный социальный работник, который дважды в неделю (а при необходимости и чаще) посещает его и выполняет определённую работу по поддержанию, насколько это возможно, нормальной жизни человека. В КИСО социальные работники, прежде чем выходить на работу с людьми, нуждающимися в социальной заботе, осваивают те методы работы, которые им необходимы непосредственно при работе с социально уязвимыми людьми. Социальное образование позволяет социальным работникам внедрять методы социальной помощи в своей практической деятельности с минимальными затратами и максимальной скоростью. Таким образом, благодаря КИСО осуществляется целесообразная и плодотворная связь между Правительством и социально уязвимыми людьми.
Список используемой литературы
Леонардо да Винчи Книга о живописи / Леонардо да Винчи // Эстетика Ренессанса: Антология в 2 т. Т. 2, М.: «Искусство», 1981, с. 360-371.
Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований / В.И. Жуков. В 3 т. Т. 1. – М.: Логос, 2006. – 440 с.
Библиографическая ссылка
Панищев А.Л. Праксиология инновационной
политики региона: роль социального вуза
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5892 (дата обращения: 23.11.2024).