Заочные электронные конференции
 
     
Концепция модели «Психологическое сопровождение эффективности профессиональной деятельности средствами технической фиксации аудио-видео-фото»
Ридецкая О. Г. Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Организационной психологии», тренер-консультант, акмеолог.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Концепция модели «Психологическое сопровождение эффективности профессиональной деятельности средствами технической фиксации аудио-видео-фото»

Ридецкая О. Г.

Московский Государственный Университет Экономики, Статистики Информатики

г. Москва. Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Организационной психологии», тренер-консультант, акмеолог. [email protected], т.8-910-424-49-95.

Актуальность психологического сопровождения эффективной профессиональной деятельности через средства фиксации аудио- фото- видео- обусловлена целым комплексом социальных и профессиональных факторов, а именно прозрачностью и объективностью механизмов общественного контроля и оценки профессиональной деятельности в организации. Это позволит оценивать эффективный и успешный результат профессиональным сообществом, и всеми заинтересованными в образовании социальными институтами и субъектами. Оценка в психологическом сопровождении профессиональной деятельности в настоящее время напрямую связано результатами деятельности организации и осуществляется как внутри отрасли образования, так и другими социальными системами. Как один, из возможных механизмов фиксации, объективации реальных результатов профессиональной деятельности работника.

1. Содержание и форма этой концепции как механизма фиксации оценки эффективной профессиональной деятельности, определяются современными подходами к определению качества профессиональной деятельности. (3, 10,11)

Действующие в настоящее время механизмы оценки профессионального уровня имеют ряд существенных недостатков:

- узкопрофессиональная ориентация, когда оценке подвергаются отдельные аспекты профессиональной деятельности;

- отдельные профессиональные знания, умения и навыки и др.

2. В настоящее время, недостаточно эффективно проходит оценка профессионального уровня работника в организации. Любая профессиональная деятельность обязана затрагивать все основные аспекты функционирования работника в профессиональной деятельности в целом и конкретной организации на данный момент его работы, это должно выражается в объективированных показателях работы учреждения.

«….рассматриваются возможности применения инновационных педагогических технологий, в частности, – ИКТ технологий, в обучении… с целью развития профессионально значимых компетенций специалистов» (2, 11)

3. Психологическое сопровождение эффективной профессиональной деятельности средствами фиксации позволяет целенаправленно оценивать деятельности как основной показатель эффективности работника и его профессиональной компетентности, (3) позволяет выявлять его потенциал к осуществлению деятельности на высоком уровне. Каждая повторная аттестация должна подтвердить, что этот потенциал реализуется качественно и систематически. Для этого, необходимо показать способность и готовность к эффективной деятельности, сколько качественные результаты своей работы в межаттестационный период.

4.Важным требованием в построении современных систем качества, является включение в механизмы оценки качества эффективности профессиональной деятельности, процедуры самооценки. Аспект влияния самооценки на успешность профессиональной деятельности недостаточно освящен в психологии, много ученых работали в этом направление, такие как Б.Г. Ананьев, Н.Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л.И. Божович, Ю.А. Борисов, И.А.Кудрявцев, Н.А. Гульянова, У. Джемс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, Р. Мейли, И.Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С.Л. Рубинштейн, Е.Т.Соколова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Н.Е. Шафажинская, Т. Шибутани и др.

Таким образом, результатами функционирования в организации и условиями аттестации эффективной профессиональной компетентности, являются методы психологического сопровождения, одним из которых являются такие технические средства как аудио-видео-фото. (3)

5. В настоящее время, что особенно ценно, это позволяет расширять возможности восприятия своей профессиональной деятельности в целом или по периодам. Информирование через видео- и аудио- это процесс передачи информации и др.

6. Отображения личности и ее имиджа в виде электронной, целостной информации о профессионале в конкретной деятельности; (где указано его образование, статьи, литературные труды, квалификационные сертификаты и дипломы и др.)

7. В психологическом сопровождении работника, портфолио и электронной портфолио, являются основой самоанализа работником своей индивидуальной профессиональной деятельности и собственного профессионального развития в организации, выступают своеобразным «досье успехов», в котором отражается все, что происходит в профессии. «В XXI веке изменяются цели и задачи образования» (4) дальнейшее накопление информации заключается не в суммировании знаний, а в вооружении инструментом, который можно использовать, как «непременное наличие трансцендентальной рефлексии, требующей от мыслящего субъекта самоотчета» (Калинников Л.А., 2003).

8. В мировой и в отечественной практике, портфолио рассматривается как средство диагностики, как метод оценки профессионализма и профессиональной компетенции.

9. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста использует портфолио, как способ повышения компетенции человека и выработки собственного индивидуального стиля в организации; рефлексивного опыта в периоды в той или иной должности; при выполнении той или иной в этой должности задач. Психологическое сопровождение через видео-аудио-фото- позволяет собирать Кейсы лучших результатов для использовании повышения потенциала специалиста, его мотивации в деятельности и его значимости в организации и передачи уникального опыта молодым, новым работникам в профессии.

10. Психологическое сопровождение в формировании вектора направления профессиональной деятельности специалиста создается по определенным пунктам, формирования профессионально важных качеств и способностей работника (Дружинин В.Н, Теплов Б.М., Шадриков В.Д. и др.)

11. В организации, эффективную профессиональную деятельность через средства фиксации видео- аудио- фото- необходимо чередовать в психологическом сопровождении работника, как факты конкретной целевой направленности.

12. Технологическая карта информации в современной организации это накопитель важной эффективной профессиональной информации о человеке, биографический материал психологического сопровождения в профессиональной деятельности.

13. Существуют принципы работы по оформлению технических средств видео -аудио- фото- работающего. Разработанная нами Концепция модели «Психологического сопровождения эффективной профессиональной деятельности» совершенствуется и возможно будет мотивационной основой в профессиональной деятельности работника в организации, оказания помощи в формировании личности. Теоретическим основам для создания этой модели

специалиста были изучены труды Талызиной Н. Ф., Печенюк Н. Г., Хихловского Л.Г., Розова В.К., Лаврикова Ю.А., Сластенина В.А.;

методологическим вопросам этой проблемы - работы Анисимова BE., Пантиной Н.С.; общепедагогическим аспектам - труды Лернера И.Я.;

моделированию деятельности специалиста - труды группы учёных под руководством Смирновой Е.Э.; сравнительному анализу решения этой проблемы в зарубежных странах - работы Рыжова В.А., Северцева В.А., Чащихина Б.Д., Казакевича Н.М. и др. В то же время разработку этой проблемы не следует считать завершенной. Необходимо позволит работнику, индивидуально стремиться к самореализации через этапы самосовершенствования и систему оценивания личной успешности в профессиональной деятельности.(3) Такая «психологическая готовность к жизни в информационном обществе, компьютерная грамотность, культура использования компьютера как средства решения задач деятельности становятся в настоящее время необходимыми каждому человеку независимо от профессии»(1.)

В организации главным должно быть стремление применять достигнутые работником в разнообразных видах профессиональной деятельности успехов: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской. «Это не только новые технические современным инструментом для обработки информации, средства, но и новые формы, методы воспитания.. в которой развернется творческая деятельность..» любого работника организации.(1)

Это позволит формировать траекторию успеха самой организации и ее успешной профессиональной деятельности в производственной среде техническими средствами фиксации, а так же расширением рефлексивных возможностей получать новые направления в расширении по реализации своих форм работы и тематических направлений

Литература:

  1. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии. М.,Ростов –на –Дону, 2006.

  2. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М., 2005.

  3. Акмеология и психология профессиональной деятельности. М, 2004г, под. ред. А.А Деркача.

  4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. С-Пб., 2003.

  5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. М.2003.

  6. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969.

  7. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы .1986. № 3

  8. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1989

  9. Бугаец В.И.- Портфолио учителя – Фестиваль педагогических идей 1 сентября “Открытый урок 20.

  10. Е. Могилевкин. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов. Источник: Управление персоналом № 5 2006.

  11. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html.

Библиографическая ссылка

Ридецкая О. Г. Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Организационной психологии», тренер-консультант, акмеолог. Концепция модели «Психологическое сопровождение эффективности профессиональной деятельности средствами технической фиксации аудио-видео-фото» // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5899 (дата обращения: 26.11.2024).



Сертификат Получить сертификат