ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Козубцов И.Н., к.т.н., проф. РАЕ, (Военный институт телекоммуникаций и информатизации НТУУ «КПИ»)
Козубцова Л.С., (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.)
Козубцов Н.К., (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Козубцов И.Н., к.т.н., проф. РАЕ, (Военный институт телекоммуникаций и информатизации НТУУ «КПИ»)
Козубцова Л.С., (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.)
Козубцов Н.К., (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.)
С внедрением Болонского процесса в высшую школу возник вопрос оценивания и перерасчет оценок и результатов сдачи экзаменов и дифференцированных зачетов студентами – участников ЕСТS, поскольку в Европе сосуществуют много разных национальных систем оценивания. Толкование оценок значительно отличается в одной стране от другой, от одного предмета к другому, и от одного заведения к другому, а это может привести к тому, что ошибка при перерасчете оценки может иметь серьезные последствия для студентов.
Разработанная шкала оценивания ЕСТS позволяет в учебных вузах осуществлять перевод между национальными оценками [1]. Она представляет дополнительную информацию относительно работы студентов, а не заменяет общие оценки. Поэтому студент на занятиях получает не оценки, а условные баллы при этом, не понимая, их связь с национальной системой оценивания. Однако, учитывая то что, высшие учебные заведения принимают собственные решения, относительно использования шкалы оценивания в своей собственной системе. Поэтому-то следовало бы рекомендовать усовершенствовать существующую рейтинговую систему оценивания (РСО) в контексте Болонского процесса.
Другими словами, чтобы шкал ЕСТS внесла ясность, но не помешала бы нормальному процессу выставления оценок преподавателями в пределах каждого заведения.
Рассмотрим алгоритм образовательной модель рейтинговой системы оценивания результатов текущего контроля студентов в контексте Болонского процесса, по определению семестровой средней арифметической (СА) оценки и превращения в общий семестровый рейтинг. Он состоит из этапов:
Этап 1. Определение системы текущих контрольных мероприятий по кредитному модулю. Построим систему, которые будут определять максимальные баллы с каждого контрольного мероприятия ( – весовые баллы) с учетом важности, трудоемкости и объема определенной учебной деятельности студента. К этой системе следует отнести ответы студентов: на семинарских ; практических ; лабораторных занятиях ; за выполнение самостоятельной работы ; за выполнение модульного контроля . Для общей оценки потока лектором следует проводить выборочный опрос на лекциях .
Этап 2. Выбор шкалы значения максимальных баллов из каждого контрольного мероприятия. Как известно в Украине национальной является четырехбальная система оценивания: „отлично”, „хорошо”, „удовлетворительно” и „неудовлетворительно”. Следовательно, максимальным баллом с каждого контрольного мероприятия рационально брать оценку 5 – по национальной шкале оценивания.
Этап 3. Определение соотношения всех контрольных мероприятий по кредитному модулю. В общем, виде рейтинговая оценка из кредитного модуля, семестровая аттестация из которого предусмотрена в виде экзамену, имеет вид:
сумма рейтинговых баллов текущей успеваемости , , и поощрительных / штрафных баллов , определяются как от общего рейтинга, и составляет 10 баллов; в общем, виде баллов);
– экзаменационных баллов . Составляющая экзаменационного контроля должна быть не менее 50-40%, что соответствует баллам.
В результате максимально возможная рейтинговая оценка принимает следующего вида: баллов.
Этап 4. Определение коэффициента весомости для каждого текущего контрольного мероприятия кредитного модуля. В течение учебного семестра, студент накапливает текущую успеваемость – стартовый рейтинг, который определяется путем делением значения баллов максимально возможного стартового рейтинга на максимальную оценку по национальной шкале. Воспользовавшись определением [2], получим коэффициент весомости =12, то есть (60 / 5 = 12), где 60 – максимальное количество баллов, которое может набрать курсант, студент, слушатель на текущих занятиях; 5 – максимальная оценка по национальной шкале оценивания.
Этап 5. Расчет значения семестровой средней арифметической оценки с каждого текущего контрольного мероприятия кредитного модуля. СА оценка курсанта, студента, слушателя вычисляется путем деления суммы кодов (5, 4, 3), полученных на занятиях в течение семестра позитивных оценок, на их количество. Расчет продемонстрируем на примере, оценки «хорошо»
.
Если подсчет СА оценки составит не целое, а дробное число, то закругление целесообразно осуществлять за установленными правилами максимум к сотым, это обеспечит прирост баллов по шкале ЕСТS
.
Этап 6. Пересчет семестровой СА оценки по национальной шкале в баллы за шкалой ЕСТS. Пересчет следует осуществлять как произведение СА оценки и коэффициента весомости =12, результаты подсчетов приведены в табл. 1. Произведение будет следовать до 60 баллов.
Для первого примера пересчет соответствует: балам, а для второго соответственно: балам.
Таблица 1.
Пересчет семестровой средней арифметической оценки
Национальная оценка
1
2
3
4
5
Коэффициент переводу
12
Оценка в баллах ЕСТS
12
24
36
48
60
Как видно с подсчетов значения СА оценок от 1 до 5 по равномерному закону, распределяются в пределе от 0 до 60 баллов. Рассмотрим варианты подсчета семестровой СА оценки допуска студента к сдаче экзамена. Варианты расчета семестровой СА оценки в зависимости от количества модулей учебной дисциплины. При одном учебном модуле дисциплины СА оценка допуск студента к сдаче экзамена вычисляется по уже известной формуле СА оценки и преобразуется в баллы допуска умножением на соответствующий коэффициент весомости . При двух и более модулей, вычисляем СА оценки всех модулей. Возможно, уместнее подсчет проводить как средне взвешенную оценку (относительно распределения учебных часов дисциплины за модулями в течение семестра). Средняя взвешенная оценка (СВО) в данном случае рассчитывается по формуле:
,
где: САОМ1, САОМ2 – средне арифметическая оценка за модуль; КД – общее число кредитов учебной дисциплины; КМ1, КМ2 – число кредитов с которых проводится модульный контроль.
Таким образом, учитывалась весомость отдельно за модуль. Очевидно, что при одинаковом бюджете времени модуля отпадет смысл средней взвешенной оценке.
Этап 7. Расчет значений области баллов допуска к сдаче экзамена. Предварительный рейтинговый балл пропорционален пределу оценок от 2 до 5 примет область допустимых значений в баллах системы оценок ЕСТS от 24, что отвечает оценке 2 до 60 соответственно оценке 5. Согласно [3] воспользуемся условием допуска студента к сдаче экзамена, что предварительная рейтинговая оценка со всех кредитных модулей должна быть не меньше , Числовой области значений баллов соответствует САО 2,08 и не противоречит рекомендациям [3].
Этап 8. Расчет значений области баллов допуска к автоматическому зачислению сдачи экзамена. РСО предусмотрено, что по решению экзаменатора без дополнительного опроса (при согласии студента) выставлять оценку “хорошо” (“В” или “С” в системе ECTS) в том случае, если стартовый рейтинг студента составляет: баллов. Если САО по национальной системе умножить на коэффициент весомости =12, получаем пропорциональное значение в соответствии с оценкой по системе ЕСТS. Отличием от предложенных решений, например [2], где расчет весовых баллов осуществляется интуитивным методом, с подгонкой суммы баллов .
В рекомендациях [3] отмечается, что рейтинг, учащий из дисциплины, например из 18 групповых занятиях студента опросят 2 разы при условии, что на одном занятии опрашиваются 7 студентов при максимальной численности группы не больше 25 лиц. Это является не допустимым занижение возможной суммы баллов учащего за счет уменьшения числа раз его опрос. Рекомендация действует в противоречии с принципом всестороннего независимого и выборочного оценивания. Поэтому есть факт, что с увеличением числа групповых занятий будет увеличиваться количество раз опросов студентов. Учитывая, что баллов, то, очевидно, что и общая сумма баллов студент сможет набрать баллов. Чтобы это исключить следовало бы уменьшить соответственно пропорционально все коэффициенты весомости . Так как и предлагается в [3]. Это приводит к тому, что на разных кафедрах и из одних и тех видов деятельности, например лабораторного занятия студенты будут получать разные баллы и соответственно оценки. Все это в совокупности приводит к полному непониманию студентов, почему те за одни и те же действия оценивают в разные баллы.
Поскольку система оценок ЕСТS предназначена в первую очередь для пересчета зачисление баллов с одной национальной в другую систему оценивания. Очевидно, в Украине должны оценивать знания студентов и выставлять оценки в национальной системе. Из рассмотрения предложенной образовательной модели можно сделать следующие основные выводы, что:
– использование условных баллов во время оценивания знаний и умений курсантов, студентов, слушателей снимают стрессовую напряженность;
– отсутствуют, обоснованы рекомендации по выбору коэффициентов весомости , которые бы всесторонне учитывали важность, трудоемкость и объем учебной деятельности студента;
– отсутствует связь между баллами и национальной системой оценивания;
– студенты не понимают зависимость между важностью, трудоемкостью и объемом учебной деятельности от коэффициента весомости ;
– использование средней арифметической оценки не противоречит национальной системе оценивания, и обеспечит в системе высшего военного образования возможность миграции студент-курсант в пределах одной страны.
Список литературы
1. Європейська кредитно-трансферна система (ЕСТS). [Електронний ресурс] // Європейська комісія. Довідник для користувачів ЕСТS. – Режим доступу URL: http://www.nau.edu.ua/uk/EduProcess/Bologna/ECTS.
2. Положення про організацію навчального процесу за кредитно-модульною системою у Львівському державному університеті внутрішніх справ (зі змінами та доповненнями, затвердженими наказом ЛьвДУВС від 31.08.2010 № 347) / укладачі: В.К. Грищук, Ю.Ц. Жидецький, Н.І. Мачинська, С.Б. Романов. – Львів: ЛьвДУВС, 2010. – 60 с.
3. Методичні рекомендації щодо розробки та застосування рейтингових систем оцінювання успішності студентів з навчальних дисциплін / Уклад. В.П. Головенкін. – Вид. 2-ге, виправл. і доповн. – К.: Нац. техн. ун-т України «Київ. політех. ін-т», 2008. – 20 с. – 450 прим.
4
Библиографическая ссылка
Козубцов И.Н., к.т.н., проф. РАЕ, (Военный институт телекоммуникаций и информатизации НТУУ «КПИ»)
Козубцова Л.С., (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.)
Козубцов Н.К., (Мощенская Общеобразовательная школа І-ІІІ ст.) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5951 (дата обращения: 23.12.2024).