(филиал) Российского государственного социального университета
Мир, теряющий чувство требовательности…
а чувство тайны пытающийся… развеять
приёмами психоанализа и психотерапии; мир,
хвалящийся, что он отменил все табу, но
одновременно очень эффективно заново
табуирующий определённые слова и понятия,
а именно те, которые выражают «софийную»
идею девственности, чистоты, аскезы.
С.С. Аверинцев1
Построение человеческих отношений, тем более государственных, есть процесс весьма сложный, требующий больших духовных сил не только отдельно взятых людей, но и сил всей нации. Если мы обратимся к основам государственности, как формы общественного бытия человека, то увидим в его основе последовательное постулирование и жёсткую защиту ряда свойств человеческой природы, прежде всего, целомудрия. Именно это понятие станет объектом для данного исследования. К сожалению, слово «целомудрие» сейчас отсутствует в мышлении очевидно большей части российского общества. Разврат же настолько вжился в повседневную жизнь, что воспринимается уже как норма, а присутствие в Государственной Думе РФ С. Хоркиной в качестве депутата, её членство в патриаршем совете и вместе с тем непотребная фото сессия для порножурнала «Playboy» уже почти никого не смущает. Спортивные успехи С. Хоркиной, конечно, радуют всех россиян, однако это не даёт спортсменке право на публичное бесстыдство. Примечательно, что в феврале 2011 года из ВМФ Индии был уволен офицер по следующей официальной причине — за незаконную половую связь с женщиной. В Индии понимают, что человек, запачканный развратом, не имеет права защищать Родину, а в современной России таких допускают не только к воинскому делу, к мундиру офицера, но и в Правительство РФ, и даже в патриарший совет. В современной России возможна даже такая ситуация, когда министр обороны А. Сердюков может сквернословить в присутствии подчинённых и матерной бранью, находясь рядом с православным храмом, оскорблять людей (как это было в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище в сентябре 2010 года). Согласно Соборному Уложению 1649 года, А. Сердюков был бы казнён, а в исламских странах и в XXI веке его, объявив холопом сатаны (мат – это язык сатаны), побили бы камнями. (Разумеется, в России нет и не должно быть смертной казни, однако и негоже допускать скверных граждан до социально значимых ответственных должностей, тем более осквернённость министра обороны не внушает уважения к России со стороны мусульман). Всё это заставляет задуматься о том, что есть целомудрие и что есть скверна, почему в культурах так трепетно относятся к духовной чистоте человека и так нетерпимо к блудодейству (в том числе словесному).
Целомудрие (от греческого слова, переводимого в значении благоразумие) – это идеальная аксиологическая норма природного состояния2. Иначе говоря, целомудрие есть высшая добродетель из всех возможных добродетелей в естественном состоянии человека. Преподобный Иоанн Лествичник под целомудрием понимал совокупность всех добродетелей человека. Целомудрие есть важнейшая составляющая человеческой природы, призванная воплотиться в телесной чистоте, в непорочных отношениях между людьми, в частности между супругами. Целомудрие в культурах понимается, как важнейшая и обязательная сторона супружества и материнства. Московский митрополит святитель Филарет точно отметил, что, если девство не для всех людей, то целомудрие для всех. Символичным выражением одной из наиболее чистых форм целомудрия – девства – является единорог, изображения которого встречаются не только в христианстком искусстве, но и в искусстве городов хараппской, шумерской, персидской, древнегреческой, древнеримской цивилизаций. Единорог часто рассматривается как царственное животное, однако следует понимать, что царственность даётся по чистоте. Подойти к единорогу может только девушка, а держать его возможно только на золотой уздечке, цвет которой указывает на сопричастность девства божественному сиянию.
Целомудренный человек обладает, прежде всего, чистым сердцем, а поэтому ясным мировидением; его ценностная иерархия соответствует принципам человеческой природы. Целомудрие по своему существу выражает состояние самодостаточности человека. Целомудрие, как считает Павел Флоренский, рассматривается как блаженство, которое мыслится в качестве само-заключённости, само-собранности, само-цельности личности3. Можно сказать, в целомудрии выражается идея самодостаточности и полноценности человека. Внешней, хотя и крайне важной органичной частью целомудрия, является девство или супружеская верность. По существу в целомудрии человек осмысливает то, что он, как единый целостный духовно-телесный организм, сопричастен Богу и призван быть Его образом и подобием. Чрез это осмысление человек способен уразуметь великое своё достоинство, а потому относиться к своему телу с уважением и большим духовным вниманием.
Супружеская измена, утрата девства (или попрание девства) вне брака или без заключения брака после телесной близости – это крайне тяжкое преступление, подрывающее возможность достичь полноты счастья. «Потеря невинности до законного брака или оскорбление чужой чести одно из самых ужасных нравственных и церковно-канонических преступлений, которые по своим субъективно-психологическим последствиям можно сравнить с изгнанием человека из первозданного рая»4. По существу это есть более тяжкое преступление, чем умышленное убийство; кроме того, блуд рассматривается как форма сатанизма, даже если его участник атеист. Нецеломудренному человеку крайне сложно разумно воспитать ребёнка, создать настоящую семью. Разумеется, вероятность расторжения брака никто не отрицает, однако целомудренный человек понимает смысл такого печального процесса, осознаёт то, что он допустим лишь тогда, когда его сохранение окажется пагубным для души, а потому после семейных неурядиц он способен сохранить человеческое достоинство и духовную чистоту.
Одной из негативных сторон утраты целомудрия является двуличность, скрытность, то есть состояние, в котором индивид подаёт себя обществу в облике, не соответствующем его сути, в котором индивид обманывает других людей, выдаёт себя за того, коим в действительности не является. Такое положение дел в обществе приводит к отчуждению людей друг от друга, к взаимному недоверию, а социальная жизнь из духовного служения людям, своей стране превращается в серию хитроумных комбинаций, связанных с созданием определённого имиджа, с решением собственных корыстных задач. Целомудренный же человек открыт к людям, ему, в общем, нечего скрывать от общества и социальных институтов, он везде такой, какой есть по своей сути, он естественен. С такой личностью возможно строить общенациональные проекты, ему можно доверить какое-либо дело государственной важности.
Значимость целомудрия осознавалась во всех культурах и была всегда актуальна, особенно для тех людей, кто по своим должностным обязанностям отвечает также и за других людей. Так, в клятве Гиппократа врач клянётся быть чистым и непорочным. Такого рода требования важны не только для области медицины, но также сферы образования и государственного управления. Одной из форм целомудрия является девство, то есть духовно-телесное состояние человека до вступление в брак.
Девство – целомудрие безбрачной жизни. Состоянию духовно-телесного девства Церковь уделяет особое внимание. Григорий Нисский пишет о девстве следующее: «Такова сила девства, что оно и на небесах у Отца духов пребывает, и с премирными силами торжествует, и к человеческому спасению имеет отношение, – потому что собою вводит Бога в общение с человеческой жизнью, а человека окрыляет желанием небесного…». Епископ Карфагенский Киприан (III век) о девстве пишет так: «Девы – это цвет церковного отростка, высокое украшение благодати духовной, природа весёлая, чистое и неповрежденное создание хвалы и чести, образ Божий, соответствующий святости Божественной». Кстати сказать, сам Киприан обязан своим спасением девице. Нельзя забывать, что Киприан был отдан своими родителями-язычниками на обучение колдовскому делу. Согласно христианской традиции, Киприану подчинялось целое воинство бесов. Когда же он попытался склонить необычайно красивую девицу Иустинию на брак с очень богатым человеком, который был язычником и ею не любимым, она не поддалась на его чары. Тогда Киприан наслал на город, в котором жила Иустиния, болезни, однако по молитве этой девицы болезни отошли, а чародейство Киприана было посрамлено. Сам же Киприан, по молитве Иустинии, которая, согласно христианскому учению, возлюбила и врага своего, покаялся и принял крещение. Поистине, девство, сохранённое Иустинией в Духе Святом, восторжествовало над злом как в етстественном, так и в метафизическом смыслах. Сам же Киприан не просто очистился от скверны, но и явил в своей последующей жизни образец благочестия и преданности христианству.
Важнейшим условием для Боговоплощения являлось девство всех тех, кто имел к этому отношение. Так, Иоанн Креститель, Дева Мария отличались духовно-телесной чистотой, также как и Иисус Христос, проведший свою земную жизнь в человеческом естестве в абсолютной чистоте.
Различают естественное и сверхъестественное девство. В естественном девстве ребёнка есть только невинность, однако в этом нет его какой-либо заслуги, ибо оно не основано на воле и стремлении к добродетелям, а выбор между добром и злом младенец ясно не осознаёт. Осознанное же сохранение себя в чистоте ради духовного роста являет собой высшую добродетель и сверхъестественное состояние. Сохранение девства не является обязательным для человека, ибо категория целомудрия сохраняет свою силу и в супружеской жизни, но потеря девства вне брака является тяжелейшим преступлением, которое искупается ценой очень больших страданий и усилий. Также в качестве греха рассматривается сохранение девства ради тщеславия и самолюбования. Полнота девства мыслится не только в факте сохранения чистоты тела, но, прежде всего, в значении духовной чистоты. Девство есть состояние, в котором стяжание Святого Духа и обожение является наиболее вероятным и полным. Именно стяжание Святого Духа есть главный мотив к ведению небрачной (девственной) жизни. В 25-й главе Евангелия от Матфея мы можем прочесть притчу о 10 девах, 5 из которых собирали масло для своих светильников, а 5 – нет. Когда же были открыты ворота в Брачный Чертог, то 5 дев зажгли светильники и вошли в Брачный Чертог, а 5 дев, у которых не было масла, не смогли этого сделать, поэтому были лишены радости пиршества в Брачном Чертоге. В данной притче не пишется о том, что 5 дев, у которых не оказалось масла, погибнут духовно, но отмечено, что и полноты радости они не получат; а девство, сохранённое в Духе Святом, приносит истинное ликование души.
Православная Церковь рекомендует соблюдать девство лишь тем людям, которые имеют к этому призвание от Бога, ибо подвиг такой жизни, хотя и велик, но очень труден. В целом же, христианское отношение к девству и супружеству выразил Григорий Богослов в таких словах: «Сколько девство предпочтительней супружества, столько и непорочный брак предпочтительней сомнительного девства». Так или иначе, но велико счастье человека, сохранившего девство, также как и велико человеческое счастье в непорочном супружестве.
Список используемой литературы
Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. К.: Дух I Лiтера, 2001. – 460 с.
Панищев А.Л. Целомудрие как фундаментальное свойство
природы человека и ценность православной культуры
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5959 (дата обращения: 24.12.2024).