Заочные электронные конференции
 
     
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Казарина Т.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Казарина Т.В., [email protected]

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск

Ключевые слова: аудирование, умения, навыки, языковая компетентность.

За последнее время роль устного общения возросла, особенно это ощущается в профессиональной деятельности, где увеличились прямые контакты с иностранными партнерами, где требуется полное понимание получаемой звучащей информации, быстрая реакция и принятие решений при выполнении общих проектов и задач. Аудирование является очень трудным видом речевой деятельности. Аудирование, то есть слушание с пониманием, представляет сложную психологическую и методическую проблему. Одна из практических задач в этой области – обучение восприятию иноязычной речи [2]. Общеизвестно, что наибольшие трудности в иноязычном общении человек испытывает при восприятии иноязычной речи на слух. Успех же профессионального общения во многом зависит от уровня владения аудированием, от того, какие умения аудирования сформированы и в каком объеме специалист им владеет. Акт коммуникации не может состояться без речевого слуха. Развитие речевого слуха является одним из важнейших условий обучения иностранному языку. Основная задача речевого слуха заключается в том, чтобы понимать то, что говорит собеседник и контролировать то, что произносит сам говорящий.

Под речевым слухом понимается «психолингвистическая способность человека при восприятии речи улавливать слухом и одновременно воспроизводить во внутренней речи все фонологические средства языка, артикулируя и интонируя слышимую речь» [2].

Многочисленные исследования в области обучения аудированию позволяют установить основные умения. Все методисты среди умений аудирования выделяют 2 большие группы:

  1. Умения, составляющие перцептивно-сенсорную базу аудирования.

  2. Умения, обеспечивающие понимание и интерпретацию содержания прослушанного аудиотекста.

Остановимся более подробно на второй группе умений, делая основной акцент на умениях раскрытия смысловых связей и осмысления воспринятого на слух речевого сообщения. С точки зрения Л.П.Смирновой умения аудирования делятся на три уровня: глобальное, детальное и критическое понимание текста. Такое распределение умений по уровням является важным. При последовательном формировании умений аудирования решающее значение имеет иерархическая организация умений, так как более сложные умения аудирования основываются на менее сложных, более общие включают в себя более частные. Основные умения аудирования предстают в следующем виде:

  1. Умение определить тему звучащего текста [4].

  2. Умение установить факты, смысловые куски текста, определить опорные пункты каждого смыслового куска [1].

  3. Умение установить логические связи между фактами.

  4. Умение распознать существенные детали, отделить главное от второстепенного.

  5. Умение отделить новое от уже известного [3, 5].

  6. Умение выделить главную мысль текста.

  7. Умение понимать подтекст.

  8. Умение критически осмысливать, оценивать содержание текста.

Установив основные умения аудирования, можно переходить к формированию заданий, направленных на формирование и развитие этих умений. Цель этих заданий заключается в том, чтобы снять трудности и позволить слушающему сосредоточить внимание на восприятии содержания.

При формировании умений определить тему текста необходимо выполнить следующие учебные задания:

  1. Прослушайте текст и определите, соответствует ли заголовок содержанию текста.

  2. Прослушайте текст и выберите из предложенных вариантов заголовка тот, который отражает тему текста [5].

  3. Прослушайте текст и дайте ему заголовок.

Учебные задания, направленные на формирование умения членить текст на смысловые куски и выделить главное, заключаются в следующем:

  1. Прослушайте текст и определите, соответствует ли ему предложенный план [5].

  2. Прослушайте текст и выберите из предложенных вариантов тот, который наиболее полно отражает текст.

  3. Прослушайте текст и выберите из предложенных пунктов плана те, которые отражают смысловые части текста и составьте из них план.

  4. Прослушайте текст и выделите его основные смысловые части.

  5. Прослушайте текст, выделите его смысловые части и укажите тему каждой из них.

Умение устанавливать логические связи между смысловыми частями текста формируется с помощью следующих заданий:

  1. В предлагаемом плане восстановите порядок следования событий согласно тексту [5].

  2. Прослушайте текст и укажите, какое событие текста находится не на своем месте и нарушает логику изложения [5].

  3. Прослушайте текст и укажите, какой факт нарушает хронологическую последовательность событий текста [5].

  4. Прослушайте текст и поясните логические связи между событиями [5].

При овладении умением выделить существенные детали звучащего текста и отделить главное от второстепенного задания предстают в следующем виде:

  1. Прослушайте текст и в указанном отрывке выделите наиболее существенные детали происшедшего события [5].

  2. Прослушайте текст и в указанном отрывке выделите существенные детали, а также некоторые второстепенные детали.

  3. Прослушайте текст и скажите, какие из предложенных деталей являются, на ваш взгляд, существенными, а какие – несущественные, аргументируйте ваш выбор.

  4. Прослушайте текст и воспроизведите события: а) кратко передавая основной смысл; б) воспроизводя более подробно, кроме основного смысла, существенные детали [5].

От рассмотренного умения довольно легко перейти к следующему умению – отделить новое от уже известного, формулируя задание следующим образом:

прослушайте текст и скажите, что нового вы из него узнали, а что было известно.

Формирование умения выделить главную мысль текста являются довольно продолжительным процессом в силу сложности этого умения. Сначала формируется умение выделить главную мысль, эксплицитно выраженную в тексте. В связи с этим перед обучающимися ставятся следующие задачи:

  1. Прослушайте текст и скажите, соответствует ли его заглавие главной мысли текста.

  2. Прослушайте текст и укажите фразу, в которой выделена главная мысль.

  3. Прослушайте текст и скажите, в скольких фразах (одной или нескольких) отражена главная мысль и укажите местонахождение этих фраз.

Если главная мысль в тексте эксплицитно не выражена, то задания ставятся следующим образом:

  1. Прослушайте текст и выберите наиболее удачную из предложенных формулировок его главной мысли [5].

  2. Прослушайте текст и выберите из предложенных заглавий тот, который отражает главную мысль текста.

  3. Прослушайте текст и скажите, в чем заключается его главная мысль [5].

  4. Прослушайте текст и озаглавьте его так, чтобы в заглавии была отражена главная мысль текста [5].

Умение понять подтекст может быть сформировано при выполнении заданий, направленных на определение отношения автора к изложенному в тексте, к персонажам текста:

  1. Определите отношение автора к излагаемым в тексте событиям и обоснуйте свою точку зрения [5].

  2. Укажите, с какой целью автор описал данные события.

Задания, связанные с овладением умения критически оценивать содержание звучащего текста, являются многочисленными и разнообразными:

  1. Прослушайте текст и скажите, часто ли в жизни встречаются ситуации, о которых идет речь.

  2. Проследите по тексту действия персонажей и оцените их [5].

  3. Прослушайте текст и скажите, какие чувства он у вас вызвал, согласны ли вы с оценкой событий [5].

  4. Прослушайте текст и скажите, в какой области может быть использована содержащаяся в нем информация, являются ли полученные вами сведения ценными.

В процессе обучения различным профессиональным умениям аудирования продолжается работа по совершенствованию тех умений, которыми обучающиеся уже овладели. При обучении аудированию преподавателю следует уделять особое внимание взаимосвязанным этапам работы с аудиотекстом. Это обеспечит социокультурное развитие обучающихся средствами иностранного языка для подготовки их к межкультурному общению в сфере образования и профессиональных целях.

Список литературы:

  1. Алексеева И.Н. Обучение аудированию монологической речи общественно-политического характера в языковом вузе. Автореф. диссертации канд.пед.наук. – М., 1976.

  2. Гез Н.И. О взаимосвязанном обучении речеактивным видам речевой деятельности. (Психология и методика обучения устной речи в языковом вузе. – М., 1979.) Тр. МГПИИЯ им. М.Тореза; вып. 142.

  3. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // ИЯШ. 1996. №5.

  4. Смирнова Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы контроля их сформированности. Диссертация канд.пед.наук. – М., 1982.

  5. Федорова О.А. Развитие умений аудирования как компонента профессионального иноязычного общения. (Профессиональная коммуникация как цель обучения иностранному языку в неязыковом вузе. – М., 2000). Тр. МГЛУ; вып. 454.

Библиографическая ссылка

Казарина Т.В. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Теория и практика оптимизации процесса обучения".
URL: http://econf.rae.ru/article/5964 (дата обращения: 21.12.2024).



Сертификат Получить сертификат