Рекомендации из опыта работы по подготовке к ЕГЭ по физике
При подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, учитель часто сам теряется в том «море» информационного материала, в который он погружается с учениками. И поэтому учителю необходимо выделить главные направления своей деятельности.
В «копилке» у учителя должен быть банк заданий по трем уровням сложности: базовому, повышенному, высокому. Задания базового уровня – задания на знание определений физических понятий, словесных формулировок законов, понимание физических формул. Задания повышенного уровня предполагают расширенное применение полученных знаний, с их помощью проверяются умения применять знания в «действии». Решая задания третьего уровня сложности, необходимо проводить пояснения, уточнения, обоснования, использование исторических сведений. Тематические тесты, составленные по данному принципу, помогают учащемуся систематизировать учебный материал и выделить в нем самое главное. Доступна база тестовых заданий, тесты напечатаны в сборниках[1],поэтому можно подготовиться к тестированию заранее. Использование информационных технологий позволяет учителю применять тесты на электронных носителях[5] . Это позволяет повысить уровень знаний. Использовать тематические зачеты можно как на уроках, так и во внеурочное время – на консультациях, на факультативных занятиях.
На основе выделенных учителем основных понятиях по темам программы, с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта, на учебных занятиях с учащимися необходимо практиковать задания на отработку словесных конструкций: «Дайте определение…»; «Сформулируйте…»; «Напишите формулу…»; «Нарисуйте график…»; «Изобразите схему опыта…».
Одним из самых сложных моментов в решении физических задач, является использование физических законов. Выучив формулировки законов, необходимо закрепить знания по пройденному материалу. С этой целью, можно обратиться к заданиям типа: «Приведите примеры на применение законов динамики»; «Приведите примеры применения законов Ома»; «Приведите примеры применения правила рычага»; «Приведите примеры схемы опыта по наблюдению явления полного внутреннего отражения света».
Задания в «учительской копилке» следует разнообразить по содержанию и по форме, чтобы избежать неожиданности на самом экзамене: «Задания на знания физических законов», «Задания на знания терминологии», «Задания на знания основных формул», «Расчетные задачи», «Качественные задания», «Задания на графическое сложение векторов», «Задания на перевод единиц измерения», «Задания с лишними данными».
Следует учить выпускников осуществлять анализ полученного результата. Нужна проверка на соответствие единиц измерения, вникать, насколько реален результат. Не менее важно, научить обучающихся избегать ошибки при округлении полученного результата.
Уместна поговорка «На ошибках учатся». Анализируя ошибки на пробных экзаменах, необходимо сформировать систему работы над типичными ошибками.
В пособиях о подготовке к ЕГЭ встречаются некорректные задачи. Из этого можно извлечь пользу, дать возможность учащимся найти «неточность». Можно предложить составить самим задачу по теме.
Важным моментом является работа над скоростью решения задач. Нужно комментировать, насколько времени рассчитано задание. Учить учеников перестраиваться, переключать внимание на другую тему.
Каждый преподаватель имеет свои профессиональные секреты. Надеюсь, выводы из моего опыта работы помогут начинающим учителям и их ученикам.
Список использованных документов
1.Готовимся к ЕГЭ. Физика [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан.. – М. : Новый диск, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.. - Систем. требования: MICROSOFT WINDOWS 98/Ме/2000/ХР, Процессор Pentium 100 МГц, 32 МБ оперативной памяти, видеоадаптер с памятью 1 МБ, разрешение экрана 800/600 с глубиной цвета 16 бит, устройство для чтения компакт-дисков. – Загл. с этикетки диска.
2. Готовимся к ЕГЭ. Физика [Электронный ресурс] : версия 2.0. – Электрон. текстовые дан.. – М. : Новый диск, 2005. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.. – (ЕГЭ). – Систем. требования: MICROSOFT WINDOWS 98/Ме/NT/2000/ХР, Процессор Pentium 100 МГц, 32 МБ оперативной памяти, разрешение экрана 800/600 с глубиной цвета 16 бит, видеоадаптер с памятью 1 МБ, устройство для чтения компакт-дисков, Internet Explorer версия 5.0 или выше.. – Загл. с этикетки диска.
3.Кирик, Л.А. Физика. 11 класс : методические материалы для учителя / Л. А. Кирик, Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик. – М. : Илекса, 2005. – 255 с.
4.Кирик, Л. А. Физика.11 класс : сборник заданий и самостоятельных работ / Л. А. Кирик, Ю. И. Дик. – М. : Илекса, 2005. – 256 с.
5.Лебедева, И. Ю.Физика. Контрольные измерительные материалы / Лебедева И. Ю. – М.: Просвещение, 2008. – 140 с.
6. Николаев, В. И. ЕГЭ Физика: тематическая рабочая тетрадь / В. И. Николаев, А. М. Шипилин. – М. : Экзамен, 2010. – 126 с.
7. Экспресс- подготовка к экзамену. Физика [Электронный ресурс] : 9-11 класс. – Электрон. текстовые дан.. – М. : Новый диск, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM): цв.. – (Новая школа). – Систем. требования: MICROSOFT WINDOWS 98/Ме/2000/ХР, Процессор Pentium ll 500 МГц, 128 МБ оперативной памяти, разрешение экрана 1024/768 с глубиной цвета 16 бит, 16- скоростное устройство для чтения компакт-дисков. – Загл. с этикетки диска.
Библиографическая ссылка
Мариненко Е.И. Рекомендации из опыта работы по подготовке к ЕГЭ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/5996 (дата обращения: 23.11.2024).