Заочные электронные конференции
 
     
Культурная среда современной России: динамика в сравнительной педагогике высшего профессионального образования
Е.И. Кострица


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Читинская государственная медицинская академия

Кострица Е.И.

Культурная среда современной России:

динамика в сравнительной педагогике

высшего профессионального образования

Аннотация: Культурная среда образовательного учреждения в сфере высшего образования основана на обширном применении методики электронного образования для улучшения качества обучения.

The Annotation: Cultural environment of the educational institution in the sphere of higher education is based upon extended usage of electron education methodology for the improvement of training quality.

Мировое образовательное пространство ориентировано на определение категории российской педагогики как в позиции доминанты, так и в рамках структуры, подверженной стороннему доминированию. В контексте современности ощутимо, что основной функциональной чертой сравнительной педагогики становится анализ закономерностей развития образования, соотношения всеобщих тенденций и национальной специфики, выявления позитивных и негативных аспектов международного педагогического опыта, а также форм и способов взаимообогащения национальных педагогических культур. 1 сентября 2010 г. в Институте теории и истории педагогики РАО прошла международная научно-практическая конференция, где учёные поделились результатами своих исследований в сфере основных тенденций развития образования в современном мире.

Исследователи пришли к заключению, что культурная среда образовательного учреждения самоусложняется, т.к. самоусложняются: образовательное учреждение, которое берет на себя дополнительные функции, увеличивая целевую аудиторию, расширяя возрастные рамки целевой аудитории, а также количество предлагаемых формальных (государственно признанных: лицензированных и аккредитованных) и неформальных образовательных программ; в системе образовательной культурной среды формируются новые формальные и неформальные субструктуры (разные учебные, методические, информационные центры, клубы и т. д.). Многие вузы реализуют программы высшего дистанционного образования (E-Education), т.е. электронного образования. Библиотеки превращаются в информационные центры, которые открыты для всех учащихся.

В результате образовательная культурная среда современной России стала «в себя включающей» образовательной средой. Она развивающая среда личности человека, всего общества (сельской общины) в локальном и даже региональном масштабе. Развитие культурной среды в России тесно связано с развитием и долгосрочностью образовательной культурной среды в мировом масштабе. В сравнительной педагогике высшего образования культурная среда проявляется при применении электронного обучения (ЭО), что позволяет диверсифицировать образовательные технологии и развить образовательный и творческий потенциал отдельно взятого представителя как молодёжной среды, так и профессорско-преподавательского состава. Как известно, массовое внедрение идей электронного обучения в реальность произошло в рамках корпоративного обучения, более гибкого и более обеспеченного в финансовом плане по сравнению с академическим образованием.

Электронные образовательные ресурсы получили широкое распространении в современной образовательной практике высших учебных заведений (ВУЗов). Исследованиями и разработками в этой области занимаются специализированные фирмы: «1С», «Физикон», «Новый диск» и ряд других, а также отдельные ВУЗы. В настоящее время можно констатировать, что в нашей стране складывается промышленность, занимающаяся разработкой электронных образовательных ресурсов.

Изучение особенностей разработки и применения в учебном процессе электронных образовательных ресурсов становится все более актуальной задачей, которая обусловлена целым рядом организационных, дидактических, содержательных причин. К числу таких причин можно отнести: потребность использования видео и аудио изображений, позволяющих более наглядно отразить содержание разделов курса; необходимость быстрого изменения содержания в соответствии с новыми научными достижениями; возможность предоставить студентам доступ к обширным объемам справочных данных, касающихся специфики изучаемого объекта; необходимость использования вычислительной мощности компьютера в процессе проведения лабораторных работ; отсутствие полиграфических проблем при использовании электронных образовательных ресурсов, низкая стоимость копирования данных на электронных носителях.

Можно привести и другие причины определяющие важность данного направления работ. Основой внедрения электронных образовательных ресурсов оказывается информационно-образовательная среда (ИОС) ВУЗа. Она определяется как программная система, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в телекоммуникационной среде ВУЗа. Основные принципы формирования ИОС ВУЗа изложены в целом ряде публикаций. Основной особенностью электронных образовательных ресурсов, используемых в информационно-образовательной среде ВУЗа, является единство технологических и дидактических требований, предъявляемых к ним.

Существующая система преподавания в высших учебных заведениях основана на изучении широкого комплекса предметов и дисциплин, имеющих свои специфические особенности. Вместе с тем, содержание учебных дисциплин имеет свою собственную, характерную для конкретного ВУЗа специфику, определенную академическими традициями и методиками преподавания, сложившимися в конкретном ВУЗе. Таким образом, реализация информационно-образовательной среды ВУЗа во многом определяется электронными образовательными ресурсами, их качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения.

Следует отметить, что разработка электронных образовательных ресурсов является ресурсоёмким процессом, требующим от разработчиков высокой профессиональной квалификации. Вместе с тем, содержание электронных образовательных ресурсов (контент), применяемых в учебном процессе ВУЗа, может и разрабатывается непосредственно в данном учебном заведении. В этом случае контент ресурсов соответствует организационным, методическим требованиям, предъявляемым к средствам обучения, а также учитывает сложившиеся академические традиции. Особых усилий требует реализация технических особенностей электронных образовательных ресурсов, приведение их в соответствие с техническими возможностями информационно-образовательной среды ВУЗа.

Следует отметить, что разработка электронных образовательных ресурсов в пределах ВУЗа требует создания специальной организационной структуры, непосредственно занимающейся решением этой проблемы. В данную структуру должны входить подразделения, выполняющие следующие функции: организация учебного процесса в рамках информационно-образовательной среды; курирование разработки контента электронных образовательных ресурсов в тесном взаимодействии с кафедрами и другими подразделениями Вуза. Реализация ресурсов на основе использования конкретных технологий, например, технологии информационного интегрирования; организация и проведение внутривузовской экспертизы качества электронных образовательных ресурсов как разрабатываемых в данном ВУЗе, так и приобретаемых на внешнем рынке; обеспечение доставки информации до конечных пользователей – студентов ВУЗа с помощью телекоммуникационных технологий.

Совершенно очевидно, что выполнение этих функций должно осуществляться на основе единых стандартов, реализующих унификацию и интеграцию электронных образовательных ресурсов, а также обеспечивающих их естественное вхождение в учебный процесс. Отдельной проблемой является исследование возможных методик использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. Вероятным решением этой задачи является сочетание принципов достаточности и повсеместного использования электронных образовательных ресурсов, изложенных в работе.

Рассмотрим существующие методы применения электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, использование которых целесообразно. Целесообразность применения различных методических приемов использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе исследована в ряде работ. Как удалось установить, для использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе наиболее применимы следующие методы: метод проектов; метод информационного ресурса; метод демонстрационных примеров. Все перечисленные методы достаточно легко могут быть адаптированы для реализации заочной, дистанционной и смешанной форм обучения. При реализации традиционной очной формы обучения наиболее приемлем метод демонстрационных примеров. Его применение, вместе с тем, во многом направлено на практические и лабораторные занятия.

В наши дни, несмотря на то, что ведущие университеты всех обитаемых континентов мира в той или иной форме реализуют электронное обучение, тем не менее, первую скрипку в процессах его развития играют профессионалы корпоративного обучения. Этим объясняется и тот факт, что различные обзоры тенденций развития ЭО содержат анализ и прогнозы, полученные от экспертов соответствующих подразделений крупных корпораций или представителей вендоров, т. е. компаний-производителей инструментария электронного обучения, которые не всегда дают адекватную оценку процессов, происходящих и прогнозируемых в сфере электронного обучения в профессиональном образовании.

При этом надо отметить, что анализ достижений электронного обучения в общем образовании представлен более полно, очевидно, вследствие большей степени стандартизации управленческих и учебных процессов в этой области образования. Обзор, выполненный на всестороннем изучении существующих источников, описывающих интересующие нас процессы в зарубежных и российских университетах и колледжах, позволил бы достаточно обоснованно дать прогнозы и рекомендации, как по краткосрочному, так и среднесрочному планированию.

Представляется интересным рассмотреть основные подходы к такому планированию. Сегодня, когда говорят об электронном обучении, зачастую отдельно описывают результаты, достигаемые в формальном (formal) или в неформальном (informal или non-formal) обучении, т. е. в обучении, имеющем различные конечные цели. Как уже говорилось, ЭО также различается в корпоративном обучении и академическом образовании, на различных уровнях профессионального образования.

С точки зрения используемых ресурсов, естественно, в первую очередь всегда описываются новации в использовании технических средств и программно-технических разработок. Важным аспектом исследования в последние годы становится социально-культурная среда внедрения ЭО, хотя политико-экономические условия, очевидно, учитывались всегда.

В рамках высшего профессионального образования наиболее значимыми аспектами исследования процессов электронного и дистанционного обучения (зачастую эти понятия не различаются) в наше время можно считать следующие: управление электронным обучением в традиционном вузе (включая такие направления, как теория и практика оценивания качества и эффективности электронного обучения); развитие технического и технологического обеспечения; формирование новой педагогической теории и практики, соответствующих современным технологиям; особенности использования и развития ЭО в различных социокультурных средах.

В рамках первого направления отмечается, например, что образование «он-лайн» означает новые организационные изменения, вплоть до институциональных изменений, что конкуренция на рынке высшего образования подталкивает университеты к усовершенствованию организационной структуры для обеспечения эффективности, что новые модели требуют изменения традиционных функций, так как электронное обучение, как правило, не подгоняется в существующую университетскую структуру; что «без административного лидерства дистанционное образование в вузе развивается медленно или не развивается вообще».

В публикациях российских авторов управление ЭО рассматривается преимущественно как управление учебным процессом и формирование ресурсной базы (в первую очередь, технологической). Важность организационных изменений в университетском управлении в связи с развитием ЭО рассматривается в большей степени в постановочном плане.

Понимание необходимости комплексного управления процессами, формирующими электронное обучение, пришло еще в самом начале нового века, вследствие распространенности негармоничного развития отдельных составляющих ЭО (например, общеизвестно, что сначала закупается оборудование, а только после этого обучаются преподаватели). По словам автора обзора В.А. Канаво, если вы опубликовали электронный учебник в Интернете, это еще не электронное обучение, ведь дистанционное и электронное обучение характеризуется наличием персонального тьютора, средствами коммуникаций типа «преподаватель-студенты» и «студент–студенты», средств оценки знаний и т. д.

Несистемное управление электронным обучением отмечается не только в высшем образовании: так в хоть и отмечается количественный рост консолидированного рынка инструментария ЭО для корпоративного обучения и академического образования, в то же время подчеркивается отсутствие качественного роста вследствие неосознанности целей, непоследовательности внедрения, недостатка специалистов у покупателей, т.е. у корпораций, обучающих свой персонал, у учебных центров, у вузов.

К вопросам управления относятся и формирование инвестиционного портфеля ЭО, важнейшей составляющей которого является выбор платформы, реализующей функции системы управления обучения (the Learning Management System – LMS). Неправильный выбор системы управления обучением приводит не только к излишним финансовым издержкам, но и к неоправданным затратам преподавательского труда, возможному разочарованию, отсутствию заинтересованности со стороны преподавателей.

Анализ и прогнозирование развития процессов, обуславливающих качественное и эффективное электронное обучение в профессиональном образовании, необходимые для принятия управленческих решений, позволяет уменьшить не только материальные, но и моральные потери при реализации различных организационных моделей электронного обучения в традиционном университете.

Библиография:

  1. Casanovas I. Exploring the Current Theoretical Background About Adoption Until Institutionalization of Online Education in Universities: Needs for Further Research // El. Journ. of e-learning. 2010, Volume 8, Issue 2, pp. 73–84. [Электронный ресурс: http://www.ejel.org]

  2. Wiesenmayer R. Lori Кupczynski L., Iсе Р. Тhе Rоlе оf Pedagogical Guidance provideb to Faculty in Online Pгоgrams: Соnsiderations fоr Highеr Education Administrators // Оnline Jornal of Distance Learning Administration. 2008. Vol. 11, № 4. Winter. University of West Georgia, Distance Education Center Back to the Online Journal of Distance Learning Administration Contents.

  3. Журавлева О.Б., Крук Б.И., Соломина Е.Г. Управление Интернет-обучением в высшей школе / под ред. Крука Б.И. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 224 с.

Библиографическая ссылка

Е.И. Кострица Культурная среда современной России: динамика в сравнительной педагогике высшего профессионального образования // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6016 (дата обращения: 20.06.2024).



Сертификат Получить сертификат