Дружилов С.А.Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма – специфического свойства, характеризующего человека-профессионала. Профессионализм рассматривается как интегральная характеристика человека, проявляющаяся в деятельности и в общении. Профессионализм – это не только достижение человеком высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, профессионального мышления, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда [6].
В психологии приобрело силу аксиомы утверждение о формирующей роли деятельности в развитии психики человека. В профессиональной деятельности, осуществляемой в конкретных социально-исторических условиях, формируются и совершенствуются не только отдельные профессионально важные качества, знания, умения и навыки, но и происходит и становление самой личности профессионала (Л.М. Митина, 1997 г.; Ю.П. Поваренков, 2002 г.; А.Р. Фонарев, 2005 г.; Е.П. Ермолаева, 2008 г.; и др.). В итоге «складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями межгруппового и внутригруппового общения. В результате опыта профессиональной деятельности в различных условиях физической и социальной среды субъект деятельности приобретает способность адаптации и устойчивости к различным возмущениям внешней среды» [1].
С позиций психологии труда психика трактуется как «наполненная» конкретным профессиональным содержанием. Такая «профессиональная» психика формируется и развивается в ходе профессионального обучения и накопления опыта работы; она накладывает свой отпечаток на все характеристики человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Таким образом, с одной стороны, особенности работника оказывают влияние на процесс и результат его труда; с другой стороны, формирование профессионализма человека происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.
При становлении индивидуального профессионализма изменению подвергаются все уровни человека (индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность). Предпосылки к такому пониманию становления человека-профессионала мы находим у Б. Ливехуда, который выделяет три аспекта развития человека [9]:.
1) биологическое развитие, включающее периоды:
а) эволюции (происходит более созидание, чем разрушение);
б) установленияравновесия между созиданием и разрушением; в) инволюции (все нарастающее разрушение);
2) психическое развитие;
3) духовное развитие. Здесь можно увидеть аналогии с рассматриваемым нами профессигенезом человека: биологического аспекта – с индивидными свойствами специалиста; психического – с его личностью; духовного – с творческой индивидуальностью; отметить процессы прогрессивногоразвития и деградации профессионализма [2].
Термин «становление» раскрывается как философская категория, выражающая оформление явлений, приобретение ими новых признаков в процессе развития. Становление – это еще не бытие того, что становится, а только движение к бытию. Как утверждал Аристотель, ничто не может возникнуть из не-сущего. Поэтому становление профессионализма возможно лишь на основе уже имеющихся качеств человека (его ресурса).
Результат становления во многом зависит от свойств личности, от сложившегося системы отношений, ценностей. Выполняя ту или иную работу, определенным образом относясь к ней, человек воспроизводит, в том числе на личностном уровне, новые свойства и качества. В процессе профессионального становления они объединяются с уже имеющимися свойствами, образуя комплексы качеств личности специалиста. В состав профессионального потенциала развития специалиста Э.Ф. Зеер включает образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социальные и профессионально важные качества. Реализация потенциала зависит от многих факторов, но ведущим фактором профессионального становления личности является система требований к ней, детерминированных деятельностью, в процессе выполнения которых и возникают новые свойства и качества. Исследователь отмечает, что профессиональное развитие – это одновременно и совершенствование и деструкции. По мнению исследователя, не любая профессиональная деятельность развивает личность; есть много профессиональных видов труда, которые не обогащают личность, а наоборот, деформируют ее [7].
Есть основание считать, что противостояние деструкциям возможно лишь при наличии у человека необходимых внутренних ресурсов. Введенное нами понятие «индивидуальный ресурс профессионального развития» (ИРПР), включает, с одной стороны, реальные возможности человека, его готовность к профессиональной деятельности, с другой – нереализованные (пока) профессиональные свойства, внутренние резервы человека [4].
(В качестве примечанием отметим, что развернутое рассмотрение индивидуального ресурса человека как основы становления его профессионализма заинтересованный приводится в монографии [5] автора данной статьи, изданной в 2010 г., но, к сожалению, ограниченным тиражом. Книги, поступившие в книготорговую сеть, были быстро раскуплены, и поэтому заинтересованный читатель сможет найти эту книгу лишь в центральных библиотеках, в которые издательство осуществляет обязательную рассылку).
Возвращаясь к теме рассмотрения в данной статье, считаем необходимым отметить, что профессионализм, являясь продуктом развития, сам становится фактором дальнейшего хода жизни человека и его профессионального развития
Профессионализация – это специфическая форма трудовой активности человека в течение профессионального этапа жизненного пути, отражающая процесс его социализации и профессионального развития. И весь период профессионализации связан со становлением личности, которое особенно интенсивно проходит при изменении условий и требований деятельности и вызванными этим процессами психологической профессиональной адаптации.
Под психологической профессиональной адаптацией М.А. Дмитриева (1991 г.) понимает процесс и результат установления динамического равновесия в системе «человек – профессиональная среда». А.А. Реан предлагает рассматривать адаптацию не только как процесс и результат, но и как основание для формирования новообразований психических качеств [11]. Выделение формируемых при психологической профессиональной адаптации новообразований человека позволяет рассмотреть адаптационный процесс как фактор профессионального развития личности.
Л.М. Митина выделяет две стратегии профессиональной адаптации [10]:
2) профессионального развития (личностный и профессиональный рост).
При адаптивномповедении у человека доминируют тенденции приспособления, а отчасти, и подчинения внешним обстоятельствам в виде предписанных требований, правил, норм. Специалист, как правило, руководствуется постулатом экономии собственных энергетических затрат (физических, эмоциональных, интеллектуальных). При этом он пользуется, в основном, наработаннымиранее алгоритмами решения профессиональных задач.
При поведении профессионального саморазвития доминирует стремление к профессиональному самовыражению, самореализации. Человек характеризуется способностью выйти за пределы повседневности, увидеть свой труд в целом. Это дает ему возможность стать хозяином положения, изменять профессиональную ситуацию.
Однако всякая адаптация есть проявление активности психики. И при стратегии адаптивногоповедения процесс профессиональной адаптации связан с активным изменением человеком себя, с коррекцией собственных установок и привычных поведенческих стереотипов в соответствии с требованиями среды и деятельности. И, как отмечает А.А. Реан (2002 г.), еще неизвестно, что с энергетической и эмоциональной точки зрения дается легче: изменение среды или изменение себя. Этот процесс активного изменение себя, оставаясь процессом профессионального приспособления, может протекать как процесс развитияличности человека, становления его профессионализма. Это наглядно можно представить на примере вхождения молодого специалиста в новую для него профессиональную среду со сложившимися профессиональными традициями и стилем совместной деятельности.
Психологическими механизмами становления профессионализма является интериоризация человеком принятой в обществе (нормативной) модели профессии, построение концептуальной модели профессиональной деятельности и формирование профессионального самосознания. Условием успешной профессионализации человека является психологическая профессиональная адаптация и становления личности профессионала.
Ориентируясь изучение процессов становления профессионализма была введена упрощенная трехкомпонентная психологическая модель профессии, которая включает в себя следующие составляющие (субмодели) [3].
1. Модель профессиональной среды. Профессиональная среда (по М.А. Дмитриевой, 1990 г.) включает в себя объект и предмет труда, средства труда, профессиональные задачи, условия труда. Мы считаем, что в состав профессиональной среды входят и сами трудящиеся, с которыми взаимодействует специалист. Система представлений человека об указанных компонентах составляет внутреннюю, психическую модель професреды.
2. Модель профессиональной деятельности. Здесь имеется в виду концептуальная модель профессиональной деятельности (КМПД), рассматриваемая как образно-понятийно-действенная психическая модель. Е.А. Климов (1998 г.), рассматривая КМПД как основное внутреннее средство деятельности, включает в нее жизненный опыт человека и знания, полученные при специальном обучении, а также сведения, поступающие в процессе самой деятельности. КМПД формируется индивидуально. Не существует двух одинаковых концептуальных моделей: каждый профессионал обладает своей, уникальной, личностно обусловленной КМПД, дающей ему возможность реализовать индивидуальныйстильдеятельности. В процессе профессионализации первоначальные индивидные, личностные и субъектные свойства человека развиваются и адаптируются к содержательно-предметной и процессуально-технологической сторонам профессии путем формирования и уточнения КМПД.
3. Модель самого человека-профессионала. Становление личности профессионала неизбежно связано с формированием профессионального самосознания, которое включает в себя представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. На основе этих представлений человек строит свои отношения с людьми, с которыми он взаимодействует в процессе труда. Система этих представлений, как и Я-концепция в целом, являющаяся личностным образованием, формируется, изменяется и уточняется в ходе профессионализации человека.
Подробнее изложенные в данной статье вопросы заинтересованный читатель может найти в книге автора статьи [11], вышедшей в этом году и поступившей в центральные библиотеки страны, а также в отечественные интернет-магазины.
Литература
Галактионов, А.И., Вавилов В.А., Янушкин В.Н. Профессиогенетический подход к анализу и организации операторской деятельности // Развитие идей Б.Ф Ломова в исследованиях по психологии труда и инженерной психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1992. С. 20-32.
Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы отклонений психического здоровья специалиста // Фундаментальные исследования. 2011. № 5. С. 56-61. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7794335.
Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия РГПУ им. А.И. Герцена (психолого-педагогические науки). 2005. № 5 (12). С. 30-43.
Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития субъекта труда // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 5. С. 145-148. URL: http://www.rae.ru/upfs/pdf/2010/05/2010_05_59.pdf ; http://www.rae.ru/upfs/?section=content&op=articles&month=5&year=2010 ; http://www.rae.ru/upfs/?section=content&op=show_article&article_id=818.
Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: Монография. Воронеж: Научная книга, 2010. 260 с.
Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. 296 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие 2-е изд. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие / Е.А. Климов. - М.: МПСИ; Флинта, 2003. - 320 с.
Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью / Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1994. 224 с.
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Изд-во МПСИ; МОДЭК, 2002. 400 с.
Дружилов С.А. СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА КАК ПРОЦЕСС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6046 (дата обращения: 23.12.2024).