Понятие «Физическая картина мира» исследовали и анализировали ученные: Б.В. Ахлибинский, В.С. Готт, П.С. Дышлевый, В.Ф. Ефименко, Н.И, Жуков, М.В. Мостепаненко, В.В. Млутановский, В.Н. Мощанский, Б.Я. Пахомов, Г.В. Платонов, А.М. Рубанец, В.С. Степин, Л.В. Яценко, П. Дирак, И. Планк, В. Холличер и др.
В трудах этих ученных раскрыты проблемы зарождения понятия, определение его сущности содержания и структуры, изменчивости форм, его влияние на темпы развития науки. Вследствие этого физическая картина мира не только прочно утвердилась в науке как одна из основных категорий теории и методологии научного познания, но и приобрела достаточные основания для включения в теорию обучения и воспитания в качестве концепции и фактора формирования научного мировоззрения. В ряде исследований отражены прикладное значение этого поняти для мировоззренческой подготовки обучаемых и его роль в развитии знаний в различные исторические эпохи. Однако, вопрос о сущности содержании, структуре физической картины мира, её роли в формировании научного мировоззрения до сих пор остается наименее разработанным, особенно в применении к учебно-воспитательному процессу инженерно-физических специальностей вуза.
Большинство авторов видят в физической картине мира «Целостную систему знаний и представлений». Для изучения этого понятия, необходимо раскрыть особенные черты, которыми обладает «физическая картина мира», как специфическая совокупность данных.
Физическая картина мира обладает особенными чертами:
Физическая картина мира это не простое, не непосредственное «первое» отражение, не наглядный образ, а такое отражение, объектом которого является совокупность «логических форм» физических теорий и принципов познания, идей физики и философии, отражающих понимание физической формы движения.
Физическая картина мира в её научном понимании складывается и существует только на теоретическом уровне общественного сознания, как определенный синтез физических и философских знаний и представлений физической картины мира, при определении пространственно – временных форм применения выводов картины мира; это и придает особую индивидуальность некоторым элементам содержания физической картины мира.
Физическая картина мира отражает связи и отношения между законами, теориями и принципами физической науки, которые выражаются с помощью философских категорий, законов и принципов. Поэтому она в своем содержании не имеет аппарата символов и математических знаков, столь характерных для физической науки и имеет больше общего с философской картиной мира.
Отражение связей между физическими теориями, концепциями в физической картине мира осуществляется не только путем объединения в единое целое развивающихся физических и философских понятий, но и путем внесения в содержание физической картины мира новых понятий, теоретических новообразований. История научного понятия содержит примеры формирования таких понятий. К ним относятся: «флогистон», «эфирный ветер», «кварки» и другие, которые порой не имеют аналога в действительности, но играют важную роль в самом процессе мышления и объяснения физических процессов и явлений. Этим фактором объясняются важнейшее качество социального отражения - его опережающий характер. Вместе с тем физической картине мира присуща и определенная стабильность, устойчивость, а порой и консервативность по отношению к физическим теориям.
В физической картине мира явно присутствуют два уровня понятий: концептуальный и чувственно – образный. Концептуальный компонент представлен философскими категориями и принципами, общенаучными и физическими понятиями. Чувственно-образный компонент – это совокупность наглядных представлений о мире, например, планетарная модель атома, образ Метагалактики в виде расширяющейся сферы, электронного «облака» над разогретым катодом в электронной лампе, силовых «линей» различных полей, векторов силы, напряженности поля и другие. Наличие чувственно-образного уровня определяет существование отдельных представлений физической картины мира на обыденном уровне и её субъективную «окраску» в сознании каждой личности в её деталях.
Физическая картина мира является собой формой анализа взаимосвязи, взаимодействия философского и физического знания, которое дает новые идеи как физике, так и философии для развития знания единой науки. В силу этого физическая картина мира является категорией теории и методологии научного знания.
Существенный признак физической картины мира – воспроизводство важнейших свойств познаваемой и преобразуемой природы с позиции родовой пользы. Эта черта дает возможность сформулировать ещё одно важное для настоящего исследования положение – физическая картина мира является такой формой синтеза философского и физического знания. Результатом такого синтеза является концепция физической картины мира как фактора формирования научного мировоззрения и формы изложения научного материала в учебном процессе.
Таким образом, физическая картина мира – это целостная система знаний и представлений, которая формируется на основе философского анализа физических явлений, понятий, принципов, гипотез и отражает закономерности физической формы движения материй.
Библиографическая ссылка
Бикметов А.В. Физическая картина мира как синтез физических и философских представлений. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6063 (дата обращения: 20.11.2024).