Компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы
Фоктова Лариса Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ ООШ д. Абодим
Петровского района Саратовской области
Преподавание любого учебного предмета в современной школе невозможно представить без использования новых информационных технологий. Согласно классификации педагогических технологий (по Селевко Г.К.), информационные технологии относятся к классу технологий, ориентированных на личностные структуры, позволяющие качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.
Компьютерные технологии на своих уроках я использую в разных направлениях. Например, хорошими помощниками являются электронные учебники («Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия») и электронные тренажеры «Фраза», Репетитор». Работа с тренажерами чаще носит самостоятельный характер (работа над индивидуальными орфографическими и пунктуационными пробелами). Интересный дополнительный материал учащиеся с удовольствием находят с сети Интернет или на форумах. На отдельных уроках учащиеся получают инструктивную карточку, составленную учителем в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы в электронном учебнике. На уроках русского языка я часто использую самостоятельно разработанные мной или моими учениками мультимедийные презентации, которые помогают иллюстрировать теоретический материал учебника и способствуют интенсивному усвоению знаний.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо, которую я использую в работе, часто предполагает составление учащимися различных таблиц (приемы «Знаю - хочу знать - узнал», «ИНСЕРТ», «Бортовой журнал», «Плюс-минус-вопрос», «Дневник», «Концептуальная таблица», «Сводная таблица», «Кто? Что? Когда? Где? Почему?», «Таблица-синтез» и т.д.). Таблицы существенно облегчают зрительное восприятие изложенного текста. Сегодня эти таблицы учащиеся оформляют в электронной форме. Поэтому ребята должны быть знакомы с правилами редактирования таблиц. Необходимый и доступный материал по этой теме я нашла в работах О.В.Мартыновой и хочу поделиться им с вами.
Таблица включает следующие элементы: нумерационный заголовок, тематический заголовок, заголовки граф подзаголовок граф, горизонтальные ряды, боковик (заголовки строк), графы-колонки, сноска или примечание.
Нумерационный заголовок начинается с прописной буквы, печатается без знака №, кавычек и точки на конце.
Тематический заголовок начинается с прописной буквы, остальные – строчные. После тематического заголовка точка не ставится. Переносов и сокращений в заголовке следует избегать.
Заголовки граф пишутся с прописной буквы, а подзаголовки – со строчной, если они составляют одно предложение с основным заголовком графы.
все строки боковика пишутся с прописной буквы. Запятая в боковике ставится вместо предлога в перед обозначением размерности.
В таблице не должно быть пустых граф. На месте пропуска ставится тире.
Примечания и сноски пишутся сразу после таблицы.
Выводы не нумеруются.
Следует правильно располагать цифровые данные: десятки – под десятками, сотни - под сотнями и т.д.
Итак, использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет:
* рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
* построить индивидуальную траекторию обучения для каждого ученика;
* визуализировать процесс контроля и коррекции орфографических ошибок;
* сделать процесс обучения развивающим.
Литература
Мартынова О.В. Основы редактирования.- М., 2009.
Основы критического мышления: Междисциплинарная программа: Пособие 1/ Сост. Дж. Стил. К. Мередит.- М., 1997.
Библиографическая ссылка
Фоктова Л. А. Компьютерные технологии на уроках русского языка и литературы // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6087 (дата обращения: 24.12.2024).