Доклад «Технология развития критического мышления и ИКТ. Модели уроков»
Разработал: учитель русского языка и литературы МОУ ООШ д. Абодим Петровского района Саратовской области Фоктова Лариса Александровна.
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед российской системой образования, является обеспечение доступности и качества образовательного процесса, итогом которого должно быть формирование конкурентоспособного выпускника. Данная цель не может быть достигнута без широкого внедрения, без опоры на современные информационные технологии в образовании. Информационные технологии в школе дают возможность реализовать максимально эффективное взаимодействие между управляемой и управляющей подсистемами учебного учреждения.
Информатизация образовательного процесса производится в следующих основных направлениях:
обновление и расширение технической оснащённости школы;
внедрение информационных технологий в организацию управления учебным заведением;
информатизация школы в сфере образовательного процесса;
усовершенствование при помощи IT-технологий внеклассной и внешкольной работы.
Уже несколько лет в своей практике я синтезирую ТРКМЧП и ИКТ.
Предлагаю вам несколько универсальных модели в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ, мной разработанных. Их может использовать любой учитель-предметник.
1. Модель «Следопыт» синтезирует технологию РКМЧП и исследовательский метод. Названа это модель так, потому что в течение урока обучающиеся испытывают свойства учебных объектов, ищут следы их общих и отличительных признаков, делают выводы.
На этапе «Вызов» я предлагаю использовать прием «Дерево прогнозов». Он помогает построить предположения, высказать гипотезы. Ствол «дерева» - тема исследования, ветви – предположения, листья – обоснования, аргументы. Для этапа «Осмысление содержания» рекомендую прием «Концептуальная таблица» или «Фишбоун». Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предлагается сравнение трех и более объектов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
Прием «фишбоун» позволяет визуально увидеть все аспекты проблемы. В голове скелета обозначается проблема исследования. В самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних обучающиеся отмечают причины возникновения проблемы, на нижних – факты, подтверждающие названные причины.
Скелет «фишбоуна».
Рефлексия в модели «Следопыт» представлена приемом «Шесть шляп» (Эдуард де Бон). Обучающиеся имеют возможность показать творческое, критическое, аналитическое, логическое, абстрактное мышление.
2. Модель «Верю - не верю» интегрирует технологию критического мышления и проблемный метод. Учебный процесс в данной модели построен на антитезе полярных свойств учебного объекта. Результатом конструктивной дискуссии является решение проблемы.
Этап «Вызов» представлен приемом «Верные и неверные утверждения». Каждый ученик выбирает близкое для него утверждение и аргументирует свой выбор, а на этапе «Осмысление содержания» ищет подтверждение заявленной позиции. На втором этапе наиболее удачным , на мой взгляд, является прем «Перекрестная дискуссия». Он предполагает столкновение противоположных точек зрения. Обучающиеся делятся на пары и заполняют таблицу.
Далее пары объединяются с другими парами, сравнивают свои записи, взвешивают все аргументы «за» и «против». Рефлексией может стать оформленный макет, плакат или синквейн.
3. Модель «Аборигены и эмигранты» интегрирует технологию РКМЧП и информационные технологии. Это условная модель, которая показывает, что на всех этапах работы в технологии критического мышления возможно использовать компьютер. Учителя-эмигранты выполняют пассивную функцию помощников, консультантов. Ученики же – аборигены, открытые для поиска новых информационных ресурсов, для самостоятельных электронных экспериментов.
На этапе «Вызов» предлагаю использовать прием электронный «Кластер», который позволяет выделить смысловые единицы и графически оформить их в определенном порядке в виде гроздей.
Поиск учебных текстов на этапе «Осмысление содержания» обучающиеся осуществляют через сеть Интернет. Рекомендую использовать прием «ИНСЕРТ», требующий вдумчивого прочтения текста. Результатом работы станет маркировочная таблица.
Новую информацию ученики могут обсудить на различных форумах. На этапе «Рефлексия» учащиеся защищают свои мини-проекты: буклет с описанием работы, мультимедийную презентацию, вопросы для интервью.
Библиографическая ссылка
Фоктова Л. А. Технология развития критического мышления и ИКТ. Модели уроков. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6088 (дата обращения: 24.12.2024).