К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Винокурова Н. В.
Мордовский государственный педагогический институт
им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск
Использование специально подобранного языкового материала является одним из факторов, обеспечивающих продуктивность процесса овладения учащимися знаниями, умениями, навыками.
Языковой материал позволяет создать оптимальные условия для обучения, развития и воспитания младших школьников. Без него невозможно построение полноценной работы учителя и учеников, а значит невозможно создание обстановки, побуждающей учащихся к деятельности.
Подчёркивая методическую значимость языкового материала, Г.Н.Приступа рассматривает его как основу обучения, указывая на то, что «с него начинается, на нём строится и им завершается процесс обучения; с помощью дидактического материала проверяются знания и навыки учащихся» [1, с. 105]. Следовательно, языковой материал является реальной, материализованной основой учебного процесса. От того, насколько адекватно он будет соответствовать поставленным целям, зависит эффективность формирования у младших школьников необходимых умений.
Для того чтобы выяснить, в чём видят роль и значение языкового материала в процессе становления орфографического навыка педагоги, нами было проведено анкетирование. Опросу предшествовала беседа, цель которой - выяснить, понятны ли вопросы учителям. На вопросы отвечали 70 учителей начальных классов школ №17, 33, 39 г. Саранска, а также районных школ республики Мордовия. Стаж работы опрашиваемых 5 – 28 лет. Педагоги работают по учебникам русского языка различных авторов: Т.Г.Рамзаева (53,8%), Р.Н.Бунеев и другие - (16,6 %), А.В.Полякова (18,6 %), М.В. Сажина (8,3 %).
Содержание анкеты
Анкете для учителей начальных классов
1.0. Укажите стаж работы в качестве учителя начальных классов.
1.1. Удовлетворяет ли Вас состояние орфографической грамотности учащихся Вашего класса?
1.2. В чём Вы видите основные причины затруднений учащихся?
1.
2.
3.
1.3. Удаётся ли Вам совмещать две задачи обучения учащихся: учить выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы? (Ответ обоснуйте, по возможности, укажите приёмы и способы работы).
1.4. Какова, на Ваш взгляд, роль языкового материала в процессе становления орфографического навыка? (Ответ обоснуйте).
1.5. Удовлетворяет ли Вас языковой материал упражнений, предлагаемый авторами учебников? (Укажите авторов программы и учебников). Ответ аргументируйте.
1.6. Используете ли Вы языковой материал из других источников? Укажите, чем обусловлен Ваш выбор.
1.7. Чем Вы руководствуетесь при отборе языкового материала?
2.1. В чём Вы видите роль текста в обучении орфографии?
2.2. На каком этапе становления орфографического навыка использование текста, на Ваш взгляд, наиболее целесообразно?
2.3. Какими должны быть, на Ваш взгляд, тексты, предназначенные для орфографической работы (объём, содержание, авторские, специально составленные и т.д.)?
2.4. Любой текст характеризует категория информативности. Какой, на Ваш взгляд, должна быть информация в текстах, предназначенных для орфографической работы?
2.5. Тексты каких стилей и жанров целесообразнее использовать на орфографических занятиях? Ответ аргументируйте.
стиль жанр тип
-деловой рассказ повествование
-научный сказка описание
-разговорный стихотворение рассуждение
-художественный загадка
другое (укажите, по возможности, какие)
Какие не следует использовать? Почему?
2.6. На каком этапе становления орфографического навыка целесообразно использовать отдельные слова, словосочетания, предложения (специально подобранные примеры) в качестве языкового материала? Ответ обоснуйте.
2.7. Чем Вы руководствуетесь, отбирая для орфографических занятий данный языковой материал? (Укажите требования отбора каждой языковой единицы)
-слова;
-словосочетания;
-предложения.
Абсолютное большинство учителей (89,6 %) не удовлетворяет состояние орфографической грамотности младших школьников, при этом были отмечены следующие причины затруднений учащихся:
1) неумение поставить, а в дальнейшем и решить орфографическую задачу;
2) возрастные особенности учащихся (неустойчивость внимания, недостаточное развитие оперативной памяти и т.д.);
3) невысокий уровень развития речи учащихся;
4) особенности национальной школы;
5) нежелание заниматься орфографической работой.
На вопрос «Удаётся ли Вам совмещать две задачи обучения учащихся: учить выражать свои мысли в письменной форме и соблюдать при этом орфографические нормы?», положительно ответило лишь 18,6 % педагогов, соответственно 81,4 % - отрицательно. Эти результаты указывают на то, что учителя затрудняются совмещать указанные задачи на уроках русского языка. Кроме того, 18,6 % положительных ответов на этот вопрос, на наш взгляд, не свидетельствуют о том, что педагоги включают орфографическую работу в рамки общей речевой работы по языку. Это подтверждают обоснования ответов данными учителями, среди которых следующие: «зависит от цели и задач урока», «провожу предупреждающую работу (имеется ввиду подготовительная работа на уроках развития речи)», «ориентирую учащихся на заранее подготовленный языковой материал».
Все опрошенные учителя признают роль языкового материала в процессе становления орфографического навыка. Однако, большинство из них (87,5 %) его предназначение видят только лишь в функции отработки орфографических навыков. Между тем, 12,5 % опрошенных признают тот факт, что значение языкового материала проявляется гораздо больше, чем просто материал упражнений: «формирует культуру письменной речи, способствует формированию чувства языка», при этом добавляют, что «интересный, понятный и близкий по содержанию материал содействует большей эффективности работы».
Учителя в целом удовлетворены языковым материалом, предлагаемым авторами современных учебников русского языка, аргументируя это следующими высказываниями: «богатый словарный запас», «преобладает количество упражнений с грамматическими заданиями» или «наличие вопросов, подготавливающих учеников к восприятию нового материала». Данные утверждения ещё раз убеждают в том, что все-таки на практике учителя, прежде всего, уделяют внимание способу преподнесения материала, а сам языковой материал воспринимают формально.
Все опрошенные используют дополнительный языковой материал для того, чтобы «показать богатство и красоту русского языка», «разнообразить изучение данной орфограммы», «обогатить словарный запас учащихся и развить речь детей» и т.д. Между тем, единственным требованием к отбору языкового материала является соответствие последнего орфографической теме и типу урока. Ответы на вопросы 1.6 и 1.7 позволяют сделать вывод о том, что все-таки материал учебников недостаточно отвечает требованиям учителей.
При ответе на вопросы «В чём Вы видите роль текста в обучении орфографии?», «На каком этапе становления орфографического навыка использование текста, на Ваш взгляд, наиболее целесообразно?» большинство опрашиваемых (85,42 %) ассоциирует текст с одним из видов упражнения, соответственно его использование, по их мнению, целесообразно на этапе контроля или же в качестве тренировочного материала для подготовки к контрольным работам. Лишь малая часть (14,58%) опрашиваемых отводит тексту значимую роль в обучении орфографии, поясняя при этом: «текст даёт учащимся возможность применить знания по языку в жизненных условия речевого общения», «позволяет использовать правило в условиях различной степени сложности».
68,75% опрашиваемых считают, что тексты, предназначенные для орфографической работы, должны быть небольшими по объему, специально составленными для решения орфографических задач. Оставшиеся 31,25 % считают, что должны присутствовать как авторские, так и специально составленные тексты в равной степени, при этом содержание должно иметь познавательный и воспитательный характер наряду с целью становления орфографического навыка.
Относительно информации в ответах учителей находим следующие указания:
- «…больше орфограмм»;
- «…явления окружающего мира, этимология слов»;
- «…е должна повлечь сильных эмоций, так как это отвлекает от изучения орфографии».
Отвечая на вопрос о стиле и типе текста, все опрашиваемые учителя наиболее рациональными при обучении орфографии считают повествовательные тексты художественного стиля, мотивируя тем, что «эти тексты доступны для понимания, увлекательны», а также «являются главным источником обогащения словаря младших школьников». По общему мнению, это должны быть произведения фольклорного жанра (сказки), поскольку они позволяют «активизировать внимание детей, дают почву для размышлений».
Такие языковые единицы, как слово, словосочетания, предложения, по мнению опрошенных, рациональнее использовать при ведении орфографического понятия благодаря тому, что они облегчают восприятие и запоминание материала учащимся. При отборе данных языковых единиц 66,67 % опрошенных руководствуются орфографической темой урока, при этом 33,33 % также указывают: «учитываем варианты орфограмм», «принадлежность к современной литературной лексике» и «доступные по значению».
Относительно содержательной ценности отдельно взятых предложений в качестве языкового материала не находим соответствующих указаний в ответах учителей. Опрашиваемые также не дают конкретных характеристиках данных языковых единиц. Сообразно с этим можно сделать вывод о том, что педагоги используют данные языковые единицы исключительно только для решения орфографической задачи.
Таким образом, несмотря на разнообразие методов и приёмов обучения правописанию, уровень орфографической грамотности, по мнению педагогов, по-прежнему низок. Учителям не удаётся включить орфографическую работу в рамки общей работы по языку, соответственно процесс становления орфографического навыка происходит изолированно от развития речи младших школьников. Это подтверждает проведённое нами анкетирование. Языковой материал орфографических упражнений рассматривается педагогами только как материал, предназначенный для отработки определённого написания. Основным, а иногда и единственным требованием к отбору языкового материала по-прежнему остаётся содержание достаточного количества орфографических задач. При этом в ряде случаев текстовый материал при обработке освобождается от «лишних» слов, вводятся слова на повторение ранее изученных орфограмм. Перенасыщенность изучаемыми явлениями языкового материала ведёт к формализму в изучении языка и отдаляет от воспитания общей языковой культуры, частью которой и является орфографическая грамотность. В заключение отметим, что анкетирование учителей ещё раз убеждает в том, что необходим тщательный отбор языкового материала для орфографических упражнений и выработка чётких критериев, которые позволили педагогам анализировать предлагаемый ими языковой материал с точки зрения целесообразности его использования на орфографических занятиях.
Литература
1. Приступа, Г.Н. Основы методики орфографии в средней школе/ Г.Н. Приступа. - Рязань, Изд-во Ряз. Гос. Пед. Инст-та., 1973. – 320с
Библиографическая ссылка
Винокурова Н.В, К ВОПРОСУ О ЗНАЧЕНИИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА УПРАЖНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // XXXI Международная электронная научная конференция "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ".
URL: http://econf.rae.ru/article/6108 (дата обращения: 30.12.2024).