Просвещенные люди, особенно ученые, во все времена демонстрировали значительно меньшую приверженность религиозности, чем остальные. Однако и в настоящее время есть еще верующие в ученой среде. Если исключить из их числа тех, кто испытывает болезненную потребность во внешней защите и опоре в силу тяжелых жизненных обстоятельств, то остаются те, кого к идее Бога приводит изумление перед изощренностью окружающего мира и отсутствие ответа на вопрос: как все это удивительное многообразие предметов и существ в принципе могло образоваться и как оно может поддерживать свое квазистабильное состояние и демонстрировать развитие.
Здравый смысл подсказывает, что для объяснения наблюдаемого буйства жизни следует допустить, что в каждом отдельном предмете, каждом организме, каждом социальном агрегате и даже отдельном программном компьютерном продукте должен содержаться свой особый внутренний причинный источник, источник или двигатель локального детерминизма, который и поддерживает в нем специфическую автономную внутреннюю жизнь.
Общепринятая концепция детерминизма на сегодняшний день не допускает существования такого рода источников. В этом вопиющая слабость этой концепции. Не находя искомого причинного источника в рамках философии, люди вынуждены обращаться туда, где всегда наготове набор экзотических, будоражащих воображение иррациональных причинных источников, то есть в религию и мистику.
Сегодня ситуация может быть радикально исправлена. Недавно опубликованная теория кольцевого детерминизма (наиболее полно на сегодняшний день учение представлено в Интернете на персональной странице автора: http://www.globalfolio.net/main/CMpro-v-p-336.phtml ) обнаруживает искомый внутренний причинный источник в виде замкнутого на себя участка привычной причинной цепи, замкнутого причинного контура, который, оказывается, и содержится в недрах каждого отдельного природного образования. Этот замкнутый причинный контур как раз и является тем онтологическим фундаментом, благодаря которому каждое отдельное природное образование обнаруживает и сохраняет свою исключительную индивидуальность, утверждает себя в качестве “causa sui” – причины самой себя.
Внутреннее локальное причинное действие, непрерывно циркулируя внутри отдельного тела, передаваясь последовательно от элемента к элементу, обеспечивает его системную целостность, синергетическую целостность в функционировании его элементов и подсистем, эмерджентность, особую внутреннюю политику, сопротивляемость внешним воздействиям, направленную вовне агрессию, эгоизм, эгоцентризм, самосохранение, самоорганизацию и, наконец, саморазвитие.
Один из принципиальных выводов кольцевого детерминизма состоит в том, что под контролем непрерывно циркулирующей внутри тела внутренней причины и под непрерывным давлением со стороны внешних факторов как раз и происходит чудо саморазвития, приводящее к возникновению наблюдаемого многообразия удивительных свойств предметов, организмов, плодов рук человеческих и его разума, социальных агрегатов и прочего.
Локальный причинный контур, некогда случайно или намеренно замкнувшийся и обнаруживший затем способность к длительному квазистабильному самоподдержанию, самовозобновлению, или, в случае динамично развивающихся систем, закрученный детерминирующий вихрь, является тем мощным двигателем, который создает, сохраняет и побуждает к развитию множество живых и неживых природных образований.
Так что просвещенные люди могут теперь облегченно вздохнуть: у них появился весьма весомый рациональный аргумент против идеи креационизма и исчезла необходимость апеллировать к иррациональным фантазиям.
Библиографическая ссылка
Калмыков Р.Б. Идея Бога отныне не актуальна // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6126 (дата обращения: 22.11.2024).