ОБЩЕДОСТУПНЫЕ И БЕСПЛАТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СЕТЕВОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Процесс информатизации образования тормозит высокая стоимость электронных образовательных ресурсов и лицензионного программного обеспечения. В этой связи обращает на себя внимание наметившаяся тенденция в образовании, связанная с распространением идеологии открытых ресурсов. Термин «открытый» может быть заменен терминами общедоступный, бесплатный или свободно распространяемый. Другими словами, под этим понимается как свободный доступ и использование в учебном процессе, как образовательных ресурсов, так и программного обеспечения различного назначения. Примером успешной реализации «открытого» принципа в образовании может служить свободная энциклопедия wikipedia.org. Открытые образовательные ресурсы (ООР) создаются учебными и научными организациями, информационными агентствами, профессиональными ассоциациями и объединениями, государственными и межправительственными структурами. Данные ресурсы имеют большое значение для образовательного сообщества, обладая огромной ценностью для развития и распространения образования в мире. ЮНЕСКО поддержало инициативу создания ООР, в которой сегодня участвуют около 150 крупнейших университетов из 21 страны мира, каждый из которых предоставил в открытый доступ собственные учебные материалы в рамках консорциума Open Coursе Ware (http://www.ocwconsortium.org/).
Показательным примером в формировании ООР может служить инициатива Массачусетского технологического института (МТИ), который бесплатно предлагает свои курсы всем желающим через сеть Интернета. В российском образовательном пространстве в настоящее время существует интернет-проект, который во многом созвучен инициативе Массачусетского технологического института. Речь идет об Интернет-университете информационных технологий (http://www.intuit.ru/courses.html).Концептуальное обоснование проекта включает в себя следующие положения:
1. За обучение не нужно платить (не нужно платить за то, что человек читает книги);
2. Доступ к курсам свободный, для тестирования необходима регистрация на сайте;
3. Все книги находятся в полном, открытом и бесплатном доступе;
4. Авторы имеют право издавать свои учебники в других издательствах;
5. Вузы имеют право бесплатно использовать курсы в учебном процессе.
По такому же пути пошел Московский институт экономики, менеджмента и права (www.miemp.ru), Московская финансово-промышленная академия (www.mfpa.ru) и др., где выставлено множество бесплатных качественных учебных курсов для дистанционного обучения. Список таких «альтруистских» проектов в России может быть продолжен. В отношении открытых образовательных ресурсов в России большая работа проводится на уровне Министерства образования и науки РФ. Например, электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, представлены в следующих информационных системах:·Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru); Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР,http://school-collection.edu.ru); Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно"http://window.edu.ru); Ресурсы, описания которых находятся на Федеральном портале "Российское образование" (http://www.edu.ru).
В настоящее время в открытом доступе находятся разработанные преподавателями Омского государственного педагогического университета материалы для школьников, учителей, студентов на образовательном портале "Школа" ОмГПУ (свободная регистрация) http://school.omgpu.ru/
Тенденция открытых ресурсов прослеживается и в программном обеспечении для целей образования. Это касается, например, пакета свободного программного обеспечения для нужд образовательных учреждений, которое проходит апробацию в регионах страны в соответствии с циркулярным письмом ФАО от 17 июня 2008 №15-51-450/01-09 «Об использовании ПСПО для ПСПО для ОУ РФ». Это позволит реализовать принципы свободного ПО (http://freeschool.altlinux.ru).
Среди общедоступного свободно распространяемого программного обеспечения, которое можно бесплатно применять в учебном процессе, обращает на себя внимание свободное программное обеспечение Мудл для дистанционного обучения через Интернет, сервисы Гугл, сервисы Интернета Веб 2.0 (блоги, делишес, ютьюб, вики, фликр), программное обеспечение для проведения аудио/видеоконференцсвязи Скайп и другие. Большинство этого программного обеспечения может «работать» на опять же открытой, свободно распространяемой операционной системе Линукс.
Следущая возможность использования Интернет-технологий в дистанционном преподавании является размещение созданных электронных курсов и учебников на соответствующих сайтах в глобальной сети и обеспечение доступа к ним заинтересованного контингента учащихся. Данная проблема может быть решена при помощи создания собственного сайта преподавателя. Такую возможность предоставляет ряд общедоступных серверов – например: Narod.ru., Ucoz.ru
Все перечисленное богатство можно применять бесплатно в учебном процессе, затрачивая, конечно, определенные интеллектуальные усилия. К сожалению, анализ состояния применения ИКТ в образовательных учреждениях показывает, что работники образовательных учреждений мало проинформированы о таких возможностях, не говоря об его эффективном использовании в учебном процессе. Поэтому с целью устранения такого положения дел целесообразно активно разрабатывать и внедрять программу обучения «Применение общедоступных образовательных ресурсов и программного обеспечения в школьном образовании». Это позволит обеспечить необходимый уровень информатизации образования.
Библиографическая ссылка
Ещенко Е. А. Общедоступные и бесплатные инструменты сетевого преподавателя // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6137 (дата обращения: 23.12.2024).