Заочные электронные конференции
 
     
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ МИРА ЧЕЛОВЕКА В НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Дружилов С.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ МИРА ЧЕЛОВЕКА В НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Дружилов С.А.

В психологии стало уже традиционным представление о том, что человек формирует некоторую систему образов, которая лежит в основе регуляции поведения и, в конечном счете, его жизни в целом. Специфика формируемой в голове человека картины мира определяет глубину и границы познания, эмоциональное отношение и готовность действовать в нем. Профессиональная деятельность является частным случаем трудовой, жизнедеятельности, человеческого бытия вообще. Опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна о сущностной специфике способа бытия человека в мире, современные исследователи [8, 16], рассматривают профессиональную деятельность как систему отношений человека с Миром, реальным и воображаемым.

В условиях новой технической и информационной реальности многие виды деятельности (профессиональной и непрофессиональной) связанны с процессами приема и переработки информации. В связи с этим многие категории и методы, первоначально созданные и используемые в инженерной психологии, приобрели общепсихологический характер и могут быть распространены на другие виды труда, а в ряде случаев, – и на сферу человеческого бытия. К таким категориям могут быть отнесены понятия «информационная модель», «концептуальная модель деятельности».

Понятие «информационная модель» (ИМ) применительно к операторской деятельности было предложено и Д.Ю. Пановым и В.П. Зинченко в 1964 г. ИМ – это организованная в соответствии с определенной системой правил совокупностьинформации, поступающей по каналам связи от управляемого объекта и характеризующая состояние объекта, самой системы управления и внешней среды. Технической основой для формирования ИМ являются системы и средства отображения информации (СОИ).

Любой человек и без технических СОИ получает значимую для его деятельности информацию. В.Н. Пушкин писал, что нет ни одного вида труда, в основе которого не было бы соответствующей формы информационного моделирования мира. В качестве предмета изучения психологической науки он предлагал рассматривать выяснение закономерностей построения и работы «мозговых информационных моделей внешнего мира», обслуживающих поведение человека [14]. Поэтому, в общем случае, под информационноймоделью может пониматься совокупность организованнойинформации, получаемой разными способами человеком для осуществления своей деятельности с желаемыми результатами.

Разработка принципов построения ИМ предполагает решение двух групп взаимосвязанных вопросов. Первая из них касается отношения ИМ к объекту (событию): ИМ должна обеспечить необходимую полноту описания событий. Вторая группа вопросов касается отношения ИМ к особенностям воспринимающего ее человека: ИМ «должна обеспечивать оптимальный информационный баланс и не приводить к дефициту или избытку информации, согласовываться с закономерностями гностических процессов, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию» [11, с. 134]. Отметим, что сформулированные 40 лет назад проблемы построения ИМ в наши дни приобретают новую актуальность, связанную с организацией информационного обеспечения человека в условиях новой технической, информационно насыщенной реальности.

На основании восприятия информационноймодели у человека формируется оперативный образ, разновидностью которого, по Д.А. Ошанину, является концептуальная модель деятельности (КМД). Это понятие (conceptual model) было предложено английским психологом А.Т. Велфордом в 1961 г. на XIV Международном конгрессе по прикладной психологии и изначально раскрывалось как глобальный образ, формирующийся в голове оператора. В дальнейшем в работах отечественных психологов оно получило развитие и наполнение новым содержанием. Логико-временной анализ системы понятий, раскрывающих суть КМД [5], позволяет нам сформулировать современное видение этого феномена и расширить применительно к моделимира человека.

КМД – это своеобразный внутренний мир человека-деятеля, который базируется на большом количестве информации о профессиональной среде, предмете труда, целях, средствах и способах деятельности. Она включает в себя представление специалиста о профессиональных задачах, знание последствий правильных и ошибочных решений, готовность к нестандартным, маловероятным событиям. Недостаточность признаков для построения КМД, их содержательная «обедненность», может сделать это внутреннеесредство деятельности источником неадекватных действий. КМД включает три составляющие – образную, понятийную и действенную.

Важнейшими свойствами КМД являются активность, целостность и динамичность, в совокупности характеризующие ее готовность к изменениям. При отсутствии такой готовности человек либо игнорирует информацию об изменениях в окружающей реальности и действует в соответствии со сложившимися неадекватными представлениями, что приводит к деформации трудового поведения и личности [7]. Или же, человек проявляет сверхнормативную активность, направленную на изменение мира в соответствии со своей системой представлений.

Система представлений человека о мире и его взаимосвязях, о себе, своей деятельности и своем месте в мире, о других людях, пространственной и временной связности событий, их причинах, значении и целях характеризуется совокупностью близких по своему содержанию понятий, таких как «картина мира», «образ мира», «модель мира, «схема реальности», «структура субъективного опыта». В исследования образа мира, картины (модели) мира внесли свой вклад выдающиеся отечественные психологи С.Д. Смирнов (1981), А.Н. Леонтьев (1983), В.П. Зинченко (1983), Е.А. Климов (1995), Е.Ю. Артемьева (1999), Ю.К. Стрелков (2001) и др., прежде всего, в связи с проблемой восприятия, хранения и переработки информации в человеческом сознании. Отметим, что в вопросе о соотношении терминов «модель мира» и «образ мира» А.Н. Леонтьев признавал важность понятия модели (в частности, управляющих информационных моделей) для понимания процесса отражения [10]. Поэтому, в дальнейшем тексте статьи, не входя в особенности дефиниции указанных категорий, выделяемых различными исследователями, будем использовать понятие моделимира.

Р.М. Грановская пишет, что «психика как система управления поведением человека содержит виртуальный образ окружающей среды — Модель Мира» [3, С. 180]. Эта модель формируется на основе информации, поступающей как извне, так и из собственного опыта человека. Отмечается, что Модель Мира рассматривается как целостное отражение окружающей человека среды. «Она направляет, организует (ограничивает) восприятие и формирует комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе» [там же].

Е.А. Климов выдвигает и обосновывает идею о том, что у представителей разных профессий складывается своя система представлений о Мире, формируется своя картина (психическая модель) Мира [9]. С другой стороны, поскольку профессиональная деятельность есть система отношений человека с Миром [8, 16], то формирование концептуальной модели деятельности (КМД), становление профессионализма человека как системного качества происходит в процессе овладения им деятельностью и базируется на опыте социальных взаимодействий с Миром, на системе представлений человека о Мире, то есть на его моделимира. «Обедненность» психической моделимира, призванной интегрировать (по терминологии Д.Н. Завалишиной [8]) человекакак личность, становится источником неадекватного профессионального выбора и поведения при вхождении в деятельность и выходе из нее. Искаженность модели мира становится источником профессиональных деструкций, которые возникают, когда происходит смещение смысла и целей деятельности [6].

Исследователи отмечают, что картина мира человека как целостное образование является единством трех компонентов – познавательного, эмоционального и волевого[1]. Обобщенный образ мира находится в состоянии непрерывного самоформирования [17] непрерывного изменения его структуры в результате восприятия человеком всего сигнально-информационного комплекса.

С позиций информационного подхода можно сделать предположение о строении «картины мира» человека (по аналогии с рассмотренной выше КМД) как образно-понятийной моделимирачеловека (сокращенно обозначаемой далее в тексте как ММЧ). «Модель мира» представляет собой форму субъективной организации имеющейся у человека значимой информации, которая реализует процесс его целенаправленного поведения и деятельности.

Понятие «информация» может быть истолковано как некоторая совокупность сведений, определяющих меру знаний субъекта о тех или иных процессах, событиях, явлениях, фактах и их взаимосвязи [12].. Одно и то же явление может содержать или не содержать информацию для различных видов восприятия человека. Классический пример – газета, выпущенная на языке, понятном не для всех людей, которым она попадает в руки.

Образная составляющая ММЧ синтезируется из отдельных образов как множество картин из оперативных (быстро меняющихся) и неоперативных (относительно стабильных) образов ситуаций, фрагментами которых являются образы-цели, образы-объекты и образы-условия жизни и деятельности. Напомним, что предложенное С.Л. Рубинштейном понимание онтологическогосубъекта включает в себя и генетический аспект, в том числе представлениях о внутреннихусловиях как эффекте происходивших в прошлом взаимодействий человека с миром. Исходя из этого, можно предполагать, что опыт таких взаимодействий сохраняется в виде относительнопостоянныхобразов, формирующихся у человека с раннего детства и проявляющихся в его морально-ценностной сфере.

Эмоционально насыщенные образы предстают для человека как субъективнаяреальность, управляющая его активностью. Чтобы понять зависимость проявления той или иной формы активности человека, «необходимо сам образ рассматривать по типу информационного процесса»[13, с. 168]. Однако следует учитывать, что информация, передаваемая сигналом-образом, качественно иная, чем информация, которую несет сигнал-код [2].

Понятийная составляющая ММЧ состоит из названий объектов, субъектов, причинно-следственных и других отношений, из всего того, что можно выразить с помощью понятий, определений и т.д. В психологии признается, что основное значение для мышления в понятиях имеет речь, слово. С.Л. Рубинштейн писал, что «процесс мышления протекает в более или менее сложном сочетании наглядно-образного содержания представлений, с выходом за пределы непосредственной наглядности вербальным обозначением содержания мышления», подчеркивая, что «слово – наиболее пригодное средство обозначения мысли» [15, с. 373].

Мыслительный процесс включает в себя оперирование и образами, и понятиями. У человека большинство образов внешних объектов может быть вербализовано, т.е. выражено в понятийно-словесной форме. Справедливо и обратное: большинство понятий имеет или может получить конкретно- или абстракно-образные дериваты. К полиморфизму образно-понятийных отношений в ММЧ необходимо стремиться при различных формах и уровнях обучения человека, в Ом числе и профессионального. Конечно, далеко не все воспринимаемое человеком может быть вербализовано. Но вербализация, т.е. понятийно-словесное выражение для описания умений, необходима и для самоконтроля, и для передачи опыта при обучении.

«Качество» формируемой индивидуальной ММЧ зависит от особенностей организацииинформации, поступающей человеку, от той объективной «информационной модели» (ИМ), посредством которой презентуется мир. Доминирование в информационной модели образной формы подачи информации приводит к актуализации соответствующей составляющей ММЧ. Преобладание у человека образной составляющей в ММЧ приводит к тому, что мышление субъекта становится, преимущественно, «конкретным» – в отличие от вербально-понятийного (абстрактного) мышления, что, по сути, является проявлением невербальногоинтеллекта. Следствиями такого вида мышления является «привязанность» мысли к данному объекту или ситуации – и снижение способности к обобщениям, прогнозу, синтезу.

Во многом картина мира человека формируется глобальными СМИ с использованием информационных технологий. Их вектор направлен, прежде всего, на образную составляющую ММЧ (следуя, ставшим крылатым, выражению А. Кончаловского: «Картинка сильнее слова!») – тогда поступающая информация минуют фильтр сознания и воздействует непосредственно на чувства. Такой «перекос» в подаче информации ослабляет значимость второй сигнальной системы человека. В результате понятийная и образная составляющие в картине мира слабо коррелируют друг с другом.

Начавшиеся в нашей стране глобальные, по своим последствиям, реформы в общем и профессиональном образовании ведут к изменению восприятия мира не только отдельной личностью, но и обществом. Отказ от комплексного подхода в обучении в пользу «натаскивания» на отдельных примерах приводит к утрате человеком навыков самостоятельного мышления. Тенденция, когда «пример» из иллюстративного, вспомогательного элемента обучения – становится основным, характерна и для профессионального, и общего образования. Она проявляется, в частности, в переходе к сдаче экзамена на основе обособленных тестов (например, ЕГЭ), а не в виде собеседования. Замена понимания изучаемого процесса суммой разрозненных представлений об отдельных его аспектах – серьезная угроза снижения интеллектуального уровня для всего общества.

Содержание индивидуальной «модели мира» человека может быть представлено как совокупность имеющейся у него «агрегированной» информации [12, с. 108] (т.е. обобщенной путем ее уплотнения и исключения второстепенной) о мире, являющейся результатом предыдущихвосприятий этого мира. Облегчение коммуникаций в результате применение информационных технологий позволяет человеку, не углубляя своего восприятия мира, создать новую информацию, просто обменявшись мнениями с другими людьми, либо получая из глобальных СМИ (Интернет, телевидение).

Складывающаяся новая искусственная реальность, с точки зрения получения новой информации, важной для каждого индивидуума, «делает познание мира относительно менее необходимым и ценным» [4, с. 54]. В этих условиях индивидуальная ММЧ субъекта становится отражением не объективного мира, а некоторого «виртуального», созданного на основе специфически организованной (с помощью информационных технологий) информационноймодели. Погружение человека в такой «виртуальный мир» все сильнее отгораживает его от реальности. С другой стороны, те, кто искал возможность восполнить недостаток внутреннего содержания впечатлениями внешнего мира, могут реализовать это: современные средства представления информации позволяют человеку социальножелательным образом уходить от решения своих проблем [7]. СМИ активно формируют «человека публики», который в отличие от «человека толпы» тихо и мирно сидит перед экраном телевизора, поглощая жвачку из телесериалов «аншлагов» и др. или занимаясь хождением по сети Internet.

Литература

  1. Бузунова Л.Г. Духовность и картина мира человека // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Психология. 2005. Выпуск 1 (45). С. 5-7.

  2. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1964. 194 с.

  3. Грановская Р.М. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2007. 476 с.

  4. Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. М.: Вече, 2008. 528 с.

  5. Дружилов С.А. Освоение студентами модели профессии и профессиональной деятельности как необходимое условие профессионализации // Образовательные технологии и общество. Том 13. 2010. № 4. С. 299-318. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i4/pdf/4r.pdf

  6. Дружилов С.А. Профессиональные деформации как индикаторы дезаптации и душевного неблагополучия человека // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 6. С. 171-178.

  7. Дружилов С.А. Уход от реальности как деструктивный способ выживания личности // Ананьевские чтения – 2008: материалы научно-практич. конф. СПб.: Изд-во С.-Петербургского гос. ун-та, 2008. С. 380-382.

  8. Завалишина Д.Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности // Завалишина Д.Н.Практическое мышлении: Специфика и проблемы развития. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 67-86.

  9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1995. 224 с.

  10. Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. С. 251-261.

  11. Ломов Б.Ф. О некоторых критериях оценки сигналов, передающих информацию человеку-оператору // Проблемы инженерной психологии: Материалы конф.. Вып. 2. Л.: Изд-во Ленингадского ун-та, 1965. 319 с.

  12. Мамиконов А.Г. Принятие решений и информация. М.: Наука, 1983. 184 с.

  13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.

  14. Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. М.-Л.: Энергия, 1965. 376 с.

  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 488 с.

  16. Суходольский Г. В. Метапсихология как новый подход к пониманию научной психологии // Вiсник Харкiвъского Унiверситету. 2000. № 498. С. 140-143.

  17. Худяков А.И. Психофизика обобщенного образа / Автореф. дисс. докт. психол. наук. С.-Петербургский гос. ун-т. СПб., 2001.

Библиографическая ссылка

Дружилов С.А. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ МИРА ЧЕЛОВЕКА В НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6189 (дата обращения: 22.11.2024).



Сертификат Получить сертификат