Заочные электронные конференции
 
     
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Ивентьев С.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

На каждом этапе развития человеческой цивилизации, с учётом возникших естественных потребностей человека, провозглашались и закреплялись в международных и национальных законодательных актах права и свободы человека и гражданина. В статье рассматриваются природа и генезис основных прав человека и гражданина, которые подлежат обеспечению, защите и реальному воплощению в жизни. В конце XX – начале XXI вв. были открыты и введены в российскую юридическую науку четвёртое и пятое поколение прав человека и гражданина, которые позволяют осознать непреходящую ценность личности, и раскрывают главные причины совершающихся преступлений. Указанные права носят универсальный характер.

S.I.Iventev.

Russia, Kazan.

THE CLASSIFICATION OF THE MAN'S AND THE CITIZEN'S RIGHTS AND FREEDOMS.

On every stage of progress of man's civilization, taking into consideration springing up the natural needs of the man, the man's and the citizen's rights and freedoms were proclaimed and consolidated in the international and national legislative documents. The nature and genesis of the main man's and citizen's rights are considered in this article, which are subject to the guaranteeing, the difence and the real incarnation into the life. At the end of XX-and at the beginning of XXI centuries the fourth and the fifth generation of man's and citizen's rights were discovered and introduced info Russian juridical science, which allow to realize the constant value of personalitjand expose the main reasons of the commiting crimes. The pointing rights have an universal nature.

Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [1,с.10], что было доказано наукой [2,с.237;3,с.304;4,с.5].

Человеку – его духовному, нравственно-душевному и телесному началам – с рождения принадлежат независимо от его принадлежности к конкретному государству вся имеющаяся совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод. Телесному началу личности принадлежат так называемые материальные блага, а остальным – нематериальные или неимущественные блага (Божественные, духовные и моральные) [4, с.7;5,с.210-213], которые нашли воплощение и свою реализацию в правах и свободах человека и гражданина.

Многообразие прав и свобод человека и гражданина вызывает необходимость их классификации. Поэтому в теории права существуют различные подходы классификации прав и свобод человека и гражданина.

В последнее время учёные все чаще говорят о так называемых «пяти поколениях прав» человека или о разных «возрастных правах» [13,14,с.399-400;15,16]. Данная классификация базируется на генерационном основании [16].

«Первое поколение» прав человека (конец XVIII века) – это этап юридического провозглашения тех прав и свобод, которые вытекают из особого достоинства человека и гражданина в правовом государстве. Цель их: обеспечить свободу, то есть позволить людям освободиться от стеснений и ограничений старого феодального порядка. Эти права являются атрибутами человеческой личности.

«Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические права. Данные права в целом противостоят государству, от которого требуется, чтобы права и свободы уважались, а также принятия поведения воздержания.

Гражданские и политические права были завоёваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также США, которые были отражены, как указывалось выше, во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина, Декларации независимости США.

«Второй возраст прав» человека связан с процессом социализации общества. Это конец XIX – начало XX столетия. Здесь речь идёт о правах и свободах, реализуемых при помощи государства. Их называют права-поручения к государству, которые у него для реализации должны быть истребованы. Эти права по своей природе позволяют людям стать равными. По содержанию это экономические, социальные и культурные права и свободы или так называемые права равенства. Прежде всего, к ним относятся право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: прав на пособие по безработице и пенсию и др.

«Третий возраст прав» связан с интернализацией. Это «права солидарности», которые характеризуются, как правило, следующими параметрами:

  1. Они вводят человеческое измерение в те области, где оно отсутствовало, такие как,

мир, развитие, гуманитарная помощь в случае бедствия, окружающая среда, общее наследие человечества и т.д.;

  1. Для их реализации необходимо, чтобы они были противопоставлены государству и

Требовали бы от него их реализации;

  1. Могут быть реализованы только при условии всех участников социального действия

индивида, государства, различных социальных обществ на национальном и международном уровне, то есть это прав братства, поскольку они вытекают из очевидной и необходимой солидарности людей в этом конечном мире.

Итак, «права солидарности» имеют надгосударственную и наднациональную природу

и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, право на безопасную экологию, право пользования экономическими и культурными ценностями. Есть авторы, которые отрицают права коллективов, называя по существу их народными правами.

К «правам солидарности» также следует отнести право на защиту человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии; информационные права и технологии и права человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос и пр.) [13,15,с.60].

К первому-третьему поколению прав относятся информационные права гражданина и технологии, о которых говорят Ю.А.Дмитриев и С.И.Глушкова [13,15,с.60; 28,с.46].

В конце XX века в России было открыто четвёртое поколение прав – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [4,с.5;5,с.210-213;6,с.92-93;13,18, с.94-97; 20,с.4].

Как отмечает Е.Л.Русакова, с философской точки зрения права человека – это универсальные моральные права, которые не зависят от конкретных обстоятельств и присущи любому человеку в любой ситуации, как необходимые и минимальные компоненты человеческого достоинства [19].

К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, права на творчество, право выбора [5,с.210-213], свобода совести и вероисповедания [10], право на духовное образование и воспитание [7] и пр.

Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.

Провозглашённые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умаляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.

Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество, справедливость и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, гражданских, экономических и пр.). Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются религия и мораль. Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности.

К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся «личностные (соматические) права», так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям [13].

Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. По происхождению репродуктивные права не связаны с ценностями пятого поколения прав, не являются основой энергии. При этом следует отметить, что так называемые репродуктивные права можно будет отнести к четвёртому поколению прав только в случае, если они не противоречат духовным и нравственным ценностям личности [13].

А.Б.Венгеров указывает следующее: «Четвёртое поколение – это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества» [24].

К духовно-нравственным правам и свободам относят право человека на благоприятную окружающую среду (экологическое право), которое обеспечивает человеку реализацию всех его духовно-нравственных прав (право на жизнь, право на творчество, право на уважение достоинства, право выбора, право на свободу мысли, совести и религии, право на образование, воспитание и развитие и др.) [17].

Экологическое право неразрывно связано с правом человека на одухотворение природы и окружающего мира.

В начале ХХI века в России было открыто пятое поколение прав, которое автором настоящей статьи было названо «Божественными правами и свободами» [8,9,17]. Основу пятого поколения прав составляют такие ценности, как Любовь, информация и энергия.

Ещё в августе 2003г. О.Ю.Малинова предсказала появление пятого поколения прав человека [25].

В данном случае под информацией понимается творящая информация (Божественная информация, «чистая энергия») [26,с.113].

Академик Г.И.Шипов указанную информацию включает в один из уровней модели мира [27,с.4].

Управление информацией происходит через мысль [32,с.184]. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью и религией, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль – к пятому поколению прав [10].

К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии [5,с.210-213,8,13].

Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина должны защищать человека, его душу и дух, от разрушительной силы непредсказуемого и порой неконтролируемого научно-технического прогресса в области биологии, медицины и техники, а также от негативных энергоинформационных воздействий и манипуляций.

По мнению Ф.М.Рудинского, права четвёртое поколения должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности и другими открытиями в области биологии [29].

Нарушение человечеством Божественных и духовно-нравственных законов, четвёртого и пятого поколений прав человека приводит к совершению преступлений, указанных и не предусмотренных уголовным законодательством [9,11]. Любое преступление всегда имеет нравственный аспект. Сферу уголовного преследования и наказания не охватывают негативные энергоинформационные воздействия (манипуляции) на человека.

Кроме того, права и свободы человека и гражданина традиционно в науке для простоты делятся на три группы:

  1. Личные или гражданские;

  2. Политические;

  3. Экономические, социальные и культурные права и свободы [21,с.237-238;22,с.164].

Учёные России к основным (то есть конституционным) правам и свободам человека и

гражданина по своему содержанию относят:

  1. Гражданские права и свободы (статьи 20-31 Конституции России);

  2. Политические права и свободы (статьи 32-34 Конституции России);

  3. Экономические права и свободы (статьи 34-44 Конституции России);

  4. Социальные права и свободы (статьи 38-44 Конституции России) [23,с.22-23].

Следует подчеркнуть, что международному праву ближе подходит последняя рассмотренная классификация основных прав и свобод человека и гражданина (конституционные права).

В любом случае, вышеизложенные вторая и третья классификации прав и свобод человека и гражданина, по нашему мнению, никак нельзя считать наиболее полными, ибо они не подчеркивают и не отражают в себе смысл и содержание всех существующих сфер жизнедеятельности человека: духовной и интеллектуальной. В частности, указанные классификации предали забвению и на неизвестность права и свободы, непосредственно, вытекающих из духовной и моральной автономии личности.

Безусловно, что некоторые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина были неверно и ошибочно отнесены то к гражданским, то к культурным и социальным правам и свободам человека и гражданина.

В связи с открытием четвёртого и пятого поколений прав человека, наиболее точной и полной по своей форме, объёму и содержанию является следующая классификация прав и свобод человека и гражданина:

  1. Божественные права и свободы;

  2. Духовно-нравственные права и свободы;

  3. Права солидарности;

  4. Культурные права и свободы;

  5. Гражданские права и свободы;

  6. Социальные права и свободы;

  7. Экономические права и свободы;

  8. Политические права и свободы [4,с.47;6,с.92-93;13,31].

Фундаментом всех прав и свобод и по своей значимости выступают Божественные права и свободы, так как они охватывают не только Человека и наш Мир, но и всю Вселенную. Как видно из изложенной классификации прав, приоритет прав возрастает снизу вверх.

Как указывает, О.Ю.Малинова, корпус прав, требующих защиту, неизбежно будет расширяться, и каждое поколение прав будет приносить новую логику узаконивания притязаний [30,с.90-91].

Список литературы

1. Гусейнов А.А.Великие моралисты. -М.: Республика.1995.

2. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Кардинальный поворот. – СПб.: ИГ «Весь», 2005.

3. Ярцев В.В. Мир души. –Омск: Книжное издательство. 1994.

4. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. – Казань: ТИСБИ, 1999. 2 сентября. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://iventev.narod.ru/.

5. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Выбор.//Система ценностей современного общества. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции 3 марта 2010г. Часть 2/Под общ.ред.С.С.Чернова. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ». 2010.

6. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. //Ежемесячный научный журнал «Дискуссия». 2010. № 2 февраль.

7. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Образование.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. март. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

8. Ивентьев С.И. Пятое поколение прав человека. Энергия Любви.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. март. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

9. Ивентьев С.И. Нравственный аспект коррупции.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. апрель. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

10. Ивентьев С.И. Права человека. Свобода мысли, совести и вероисповедания. //Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. апрель. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

11. Ивентьев С.И. Вызовы современности: терроризм и наркомания.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. апрель. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

12. Ивентьев С.И. Вопросы, возникающие при восстановлении судами пропущенного процессуального срока.//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. апрель. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

13. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. март. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

14. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. –М.: Юристъ. 1996.

15. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека. М., 2006.

16. Бороздина Я.А. Классификация прав и свобод человека//Международное публичное и частное право. 2007. № 6.

17. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Экология.//. Материалы II Всероссийской научной конференции «Научное творчество XXI века» март 2010г. – Красноярск. 2010. март. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.nkras.ru.

18. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. //Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции 25-26 марта 2010г. Часть 1. –Уфа: РИЦ БашГУ. 2010.

19. Русакова Е.М. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе//Сборник методических материалов. М., 1999.

20. Смирнов В. Конституция и мораль//Молодёжь Татарстана. 1998. № 31, 30 июня.

21. Манов Г.Н. Теория права и государства. М.: Издательство Бек. 1995. с.237-238;

22. Баглай М.В. Конституционное право РФ. –М.: Норма-Инфра-М. 1998.

23. Мирошникова В.А. Конституция Российской Федерации. Комментарии. – М.:

АКАЛИС, 1997. с.22-23.

24. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М., 2004.

25. Малинова О.Ю. Три поколения прав человека//Пчела. 2003. № 43.

26. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Физика веры. – СПб.: ИД «Весь», 2003.

27. Волченко В.Н. Духовная экоэтика в мире сознания и в Интернете//Сознание и Физическая реальность.1997. Т.2, № 4.

28. Глушкова С.И. Права человека и гражданина в контексте глобализации//Правовая система России в условиях глобализации: Сборник материалов «круглого стола». М., 2005.

29. Рудинский Ф.М.Гражданские права человека: общетеоретические вопросы//Право и жизнь. 2000, № 31.

30. Поколение прав человека: основные этапы развития правовой идеи и правого института: Учебное пособие//Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. -СПб., 2003.

31. Ивентьев С.И. Генезис прав человека//Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции 1 марта 2010г. – 30 апреля 2010г. – Новосибирск. 2010. Апрель [Электронный ресурс] – режим доступа: http://cprsob.clan.su/load/konferencija.

32. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Время Бога: Путь спасения. –М.: АСТ: АСТ-Пель. 2005.

Библиографическая ссылка

Ивентьев С.И. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6199 (дата обращения: 22.11.2024).



Сертификат Получить сертификат