Заочные электронные конференции
 
     
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ.
Советова Н.Н.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ.

Советова Н.Н.

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Санкт-Петербург, Россия

Попытки развития инновационной сферы в России в последние десятилетия, как правило, проходили по одной и той же схеме. На высоком уровне обозначалась проблема, потом без должной проработки, оценки имеющихся ресурсов и будущих выгод назначались приоритеты. Приоритетов раз за разом оказывалось слишком много. Слишком много по сравнению с выделяемыми на эти цели ресурсами и возможностями управленческой системы реально организовать работу. Достаточно напомнить, что в бывшем списке Минпромнауки было более 200 приоритетов, в документах, подписанных Президентом в 2002 году, было перечислено около 50 критических технологий, в приоритетных программах фундаментальных исследований фигурирует более 20 программ. Это означает, что ни одно конкретное направление не имеет серьёзных шансов на поддержку.

Важным шагом в формировании сильной инновационной политики было бы резкое уменьшение числа приоритетов и целей, которых важно было бы достичь. Рассмотрим пять, наиболее важных, приоритетов по работе над инновационной моделью. [1]

1. Экономическое законодательство. Инновационные стартапы, как правило, на первых порах возникают и поддерживаются на деньги венчурных инвесторов. По существу венчурное предпринимательство отсутствует. Имеет место очень жесткие условия представления кредита малым инновационным фирмам. Но даже в случае успеха сплошь и рядом внедрить нововведение не удается. Кроме того отечественные предприниматели, работающие в инновационном секторе, являются беззащитными перед зарубежными конкурентами. Малый бизнес, по существу, не имеет выхода на крупный уровень, который предпочитает иметь дело с зарубежными высокими технологиями. Учитывая ограниченность ресурсов, короткие временные рамки, в которых должна быть развернута инновационная система, разумно по разному замыкать инновационный цикл для разных типов нововведений. Сейчас в России для венчурных инвестиций есть только одна организационно-правовая форма – закрытый паевый инвестфонд рискованных венчурных инвестиций. Стартапам необходимо на ранней стадии регистрироваться в формате традиционных ООО и ЗАО, а эти формы не годятся для стартапов. Для них нужна иная форма, предполагающая «Зеленый коридор для инновационных компаний» на таможне и другую схему налогообложения. Это форма существенного пересмотра Таможенного кодекса, закона об экспортном контроле, закона о валютном контроле. Задача – создать стимулы для экспорта высокотехнологичной продукции. Сегодня реальные новаторы в десятках городов страны говорят: «Таможня задушила. Невозможно через нее прорваться вообще». Для таможни миллион тонн зерна или пробирка с пробой – одно и то же. [2]

2. Региональная политика. Необходимо выделить приоритеты по инновациям в регионах. Вряд ли в каждом из 83 регионов России можно одновременно строить инновационную экономику. В качестве примера можно привести США, где половина инновационной экономики сосредоточена в двух регионах — Силиконовой долине и Бостоне. Первое, что нужно правильно сделать, – просто изучить то, что уже есть. Москва не знает того, что Томск и Казань – лидеры международного класса в инновационной экономике, что там работают десятки инновационных компаний с объемами продаж под сотни миллионов долларов, на мировом уровне, очень высококлассные. Правительство Москвы не знает той региональной политики, которая выстроена в Томской области и Татарстане по поддержке инновационной экономики. Ее просто, для начала, надо изучить. [2]

3. Технологические приоритеты. Наиболее важными являются жизнеобеспечивающие технологии. Кризисы последних лет показали, что не удовлетворены насущные потребности большей части населения России. Вместе с тем речь идет о выживании этих людей, которые не могут обеспечить платежеспособный спрос. Поэтому стандартные рыночные механизмы развертывания инноваций (американская модель) не срабатывают. Населению нужно дешевое жилье, дороги, дешевые и качественные продукты питания и лекарства, тепло в домах и ряд других предметов и услуг первой необходимости. Высокие технологии позволяют решать эти задачи быстрее и эффективнее, чем традиционные. Естественным заказчиком таких инноваций должно выступать государство. [4]

Должны быть определены конкретные продукты и разработки, способные изменить базовую технологию в целой отрасли, либо создать новую отрасль. В России пока намечаются две из таких глобальных технологий. Первая – светодиоды, у которых уровень энергопотребления в семь раз ниже– ВМ, второе – гибридные автомобили и электромобили, для которых нужны специальные двигатели, аккумуляторы и суперконденсаторы.

4. Состав федеральных органов исполнительной власти, инструменты и механизмы государственной инновационной политики. Необходимо четко определить какое министерство сегодня отвечает за инновационную экономику. Что с распределением полномочий между министерствами, а что с ресурсами, которые они реально на выполнение этой задачи имеют, и с процедурами принятия решений, с механизмами? Десятки вопросов, возникающих в этой сфере, однозначно означают, что объем задач государства здесь колоссален.

5. Преобразование науки. Этот приоритет характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Это способствует резкому увеличению спроса на новые научные и инженерные кадры, формирование целостной национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки. [3]

Строительство инновационной экономики в России – это сложнейшая социально-экономическая задача. Главный вопрос, который мучает сейчас многих: возможно ли в принципе создать инновационную экономику в России при условии коррупции, бюрократии, воровства? Авторы проекта Стратегии 2020, целью которой является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, говорят также о том, что «начинает формироваться новая неблагоприятная тенденция отставания в достижении показателей, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 года в части науки и инноваций. [4] Если правительство не примет в ближайшее время изменения в законодательстве, при которых коррупция станет не выгодной, темпы развития инновационной экономики будут существенно замедленны.

Список использованных источников

  1. Харин А. А. , Майборода В.П. Инновационная экономика в России. Реалии и перспективы. [Электронный ресурс]http://nit.miem.edu.ru/2003/harinmyboroda.htm

  2. Дайджест Н. Инновационная экономика в России: что делать? [Электронный ресурс] / Дайджест Н.// «Вопросы экономики» журнал №1 за 2011//Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru

  3. Исмаилов Т. А. , Гамидов Г. С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке // Журнал Инновации № 1 за 2003 год

  4. Правительство одобрило стратегию инновационного развития РФ [Электронный ресурс] информация подготовлена специалистами компании РИА «Новости» 07.09.2011- Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/business/2011/09/07/887386.html

Библиографическая ссылка

Советова Н.Н. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ. // Инновационная экономика: проблемы и перспективы развития.
URL: http://econf.rae.ru/article/6248 (дата обращения: 24.10.2021).



Сертификат Получить сертификат