СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ НАУЧНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И КОНСУЛЬТАНТОВ
Козубцов Игорь Николаевич, к.т.н., проф. РАЕ
Научный центр связи и информатизации Военного института телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», ведущий научный сотрудник,
Высокий уровень научного руководства играет ключевую роль в обеспечении качества подготовки аспирантов. Существующая практика научного руководства, роль руководителя и его функции, как правило, определяются национальными традициями.
Об этом в частности свидетельствуют и титулы руководителей (советник, консультант, координатор, научный руководитель), и соответствующие этим титулам обязанности, которые варьируются от нерегулярных контактов к профессиональной помощи соискателем на регулярной основе. Задание высшего учебного заведения (ВУЗ) заключается в том, чтобы гарантировать высокий уровень научного руководства. Очень важно, чтобы научные руководители имели четкое представление о тех навыках и компетенциях, которые необходимы для подготовки кандидата. Многие научные руководители нуждаются в дополнительной подготовке к выполнению своих обязанностей.
Авторами работ рассмотрено примеры организации работы и подготовки научных руководителей в ряде европейских университетах [1-3]. Руководство университетов акцентируют внимание на значимости обязанностей научных руководителей, следствием чего оказывают всяческую помощь научным руководителям, в их формировании, и строго регламентируют их работу [1].
Таким образом, можно сделать следующие выводы, что:
- высокий уровень научного руководства играет ключевую роль в обеспечении качества подготовки аспирантов
- в университетах СНГ отсутствует практика подготовки молодых научных руководителей и консультантов. Очень важно, чтобы научные руководители имели четкое представление о тех навыках и компетенциях, которые необходимы им для дальнейшей работы. Как следствие они не имеют четкого представления даже своих обязанностей. Молодые научные руководители и консультанты руководствуются лишь ограниченным интуитивным опытом, которого они приобрели за время общения со своим научным руководителем или консультантом. Следовательно, по мнению автора необходимо создать систему подготовки научных руководителей и консультантов, которые способны в полной мере удовлетворить требования и положены обязательства, которые определены в документе [4].
Рассмотрим концептуальное направления решение по создание системы подготовки молодых научных руководителей и консультантов.
Во-первых, следует создать юридическую нормативно правовую базу, которая регламентирует, как такую систему (школу) подготовки молодых научных руководителей и консультантов.
Во-вторых, следует разработать учебные курсы, лекции, тренинги и тому подобное.
В-третьих, необходимо вовлечь в проведение учебных курсов, лекций, тренингов наиболее опытных кандидатов (докторов) наук.
Концепция системы подготовки молодых научных руководителей и консультантов представлена на рис. 1. Жирными линиями выделено структурные элементы концептуально нового предложения.
Рис. 1. Структура измененной концепции системы подготовки
Прежде чем впервые допустить к руководству аспирантов, (консультации докторантов), все молодые научные руководители и консультанты должны пройти специальную подготовку в отделении аспирантуры (докторантуры) ВУЗ или научном учреждении (НУ).
Первичная ознакомительная образовательная функция системы подготовки молодых научных руководителей и консультантов, реализовывается в аспирантуре при изучении аспирантами учебной дисциплины Организация научных исследований. Это позволит аспирантам сориентироваться в последующем алгоритме учебы и ожидаемых действий со стороны научного руководителя. Руководящими документами [4].разрешается изменять бюджет времени на изучение дополнительных учебных дисциплин или их содержание, но не более чем 25% от общего бюджета времени учебы в аспирантуре.
Основная образовательная функция системы подготовки молодых научных руководителей и консультантов, реализовывается вовремя учебы в аспирантуре или курсах ВУЗа или НУ с обязательным привлечением профильных кафедр. Длительность программы подготовки должна составлять не менее трех лет. Ее цель – оказать обстоятельную поддержку начинающим молодым научным руководителям в период его работы с первыми аспирантами. В обязательном порядке изучение учебных дисциплин: нормативно-правовые основы высшего образования и нормативно правовые основы научной деятельности. Программа должна предусматривать лекционные, групповые, семинарские занятия, а также практическую подготовку, в соответствии с которой к каждому молодому научному руководителю прикрепляется опытный ученый-наставник. При подготовке использовать все формы организации учебного процесса с акцентом на самостоятельную работу при активном участии научно педагогических и научных работников. Минимальные условия для того, чтобы зачесть руководителя-начинающего к группе опытных научных руководителей следует считать:
- успешное завершение трехлетнего цикла программы обучения и сдачи итогового экзамена;
- успешная практика руководства работой аспирантов в роли соруководителя.
Учебную нагрузку следует учитывать как часть рабочей нагрузки научно педагогическим и научным работникам, которых привлекли к проведению учебных курсов, лекций, тренингов.
Концептуальная система подготовки научных руководителей и консультантов основывается на очевидной логике, и не противоречит нормативным документам [4]. Подготовленные молодые научные руководители и консультанты выполнят возложенные на них обязанности в юридическом поле [4]. Организация данной системы предупредит юридическую ответственность за не качественную подготовку со стороны ВУЗ или НУ.
Литература
1. Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. – 219 с.
2. Докторские программы для европейского общества знаний: реферат доклада Ассоциации европейских университетов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. – №4. – С. 44 – 56.
3. Doctoral Studies and Qualifications in Europe and the United States: Status and Prospects. Studies on Higher Education. 2004. – UNESCO, Bucharest. 302 p.
4. Положення про підготовку науково-педагогічних і наукових кадрів. Постанова Кабінету Міністрів України від 1 березня 1999 р. N309.
3
Библиографическая ссылка
Козубцов И.Н. Система подготовки молодых научных руководителей и консультантов // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6298 (дата обращения: 22.11.2024).