1Военный институт телекоммуникаций и информатизации Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» г. Киев Украина
2Мощенская ООШ І-ІІІ ст., с. Мощенка Украина
3ЗАО "Эксэргия" г. Липецк Россия
На современном этапе развитии Украины образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.
Современная экономическая ситуация заставляет быть готовым внедрять и осваивать новую технику, технологию, вести активную коммерческую деятельность. В связи с этим особую актуальность и значение приобретает эффективное кадровое сопровождение проводимых реформ и преобразований. Одной из важнейших задач становится задача организации целенаправленного дополнительного профессионального образования (ДПО). Исключительная роль структуры ДПО в современной системе профессионального образования Украины определяется его ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества.
Важнейшим требованием к системе образования, является ориентация образования не только на освоение школьником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, а также способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Решение этих задач должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий рынков труда, а также перспективы их развития. Роль профессиональной ориентации подчеркивается, как условия технологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Таким образом, можно утверждать, что указанные цели, задачи профильного обучения общего образования и профессионального взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время наблюдается некоторое противоречие, рассогласование целей и задач профильного обучения с его содержанием, что выражается в его предметной, значимости направленности.
Кроме того, необходим пересмотр, коррекция содержания, форм, методов профильного обучения с ориентацией их на продуктивное, личностно-ориентированное, развивающее обучение, усиление в содержании профильного обучения практико-ориентированной составляющей.
Одной из проблем развития системы ДПО в Украине, является по отдельным специальностях и профессиям. В 2008 году был пересмотрен и утвержден «Национальный классификатор профессий Украины ДК 003:2005. Документ этот полностью соответствует международным нормам. Его разработано на основе Международной стандартной классификации профессий, утвержденного в 1988 году Международной организациею работы в Женеве. В большей степени это касается «экзотических» профессий, например: астролога, хироманта и знахаря. Все они получили статус, которых связан с экономической дельностью. Значит, что лица, сомнительной с взгляда здравого сознания профессии, имеют право на пенсионное обеспечение [1].
С взгляда науки, астрология, как и все другие методики пророчества судьбы, вызнают большое сомнения и относят к области лженауки. Однако, если связан с ними род деятельности официальный имеют статус профессии, то логически возникает вопрос об открытии специализированных учебных заведений. Поскольку дефицита профессии на рынке труда нет, то логически нет необходимости в открытии отдельных факультетов. Для этого разумным является проведения курсов или как углубленный профильный предмет одной из смежных дисциплин.
Иное дело с хиромантий. Она может в недалеком будущем претендовать на смену статуса с лженауки на отдельную область научного исследования. На первом этапе развитии профессии хироманта следует рассматривать как смежное направление дактилоскопии [2-4]. В хиромантии как ив дактилоскопии изучаются линии. А таким образом при подготовке специалиста в данной области профессии возможно частично или полностью использовать методологию изучения дисциплины. Поскольку дактилоскопия широко используется во врачебно-судебной экспертизе, особенных проблем с трудоустройством и ограниченностью набора лиц не будет возникать. Положительной чертой будет в человека занимающего в дальнейшем таким видом экономической деятельности наличия смежного профильного образования. Наименее интересным, с научной точки зрения, является прогнозирования различных физических заболеваний человека по линиям на ладони [5].
Целители в отличия от гадалок, лицо этой профессии должен иметь специальное медицинское образование не ниже училищного со значительным числом интерната врачебной практики применения народных методов лечения. Иначе он может пациента лишить не только денег, но здоровья, а то и жизни.
Особенности развития ДПО в Украине. Проблемы формирования системы ДПО в настоящее время необходимо рассматривать с учетом реально складывающихся в Украине динамики в сфере занятости, перспектив развития рынка труда и образовательных услуг. В первую очередь требуется решить следующие проблемы:
- создать действенный механизм аккредитации учреждений ДПО, реализующих программы профессиональной переподготовки;
- разработать нормативные документы и организационный механизм для государственной аккредитации учреждений ДПО, реализующих программы повышения квалификации;
- ввести государственные образовательные стандарты в сфере ДПО.
Государственные образовательные стандарты на ДПО должны иметь инструментально-технологическую структуру, опирающуюся на строго определенные для каждой ступени обучения нормы, позволяющие обеспечить требуемое качество обучения.
Гарантом качества образовательных программ повышения квалификации может служить аккредитация образовательного учреждения, реализующего эти программы. Система контроля качества ДПО должна строиться на принципах сочетания общественно-профессионального и государственного контроля, децентрализации, сертификации преподавателей, экспертной оценки. Система контроля качества ДПО должна обеспечить:
- качество образования, соответствующее определенным требованиям и позволяющее проводить нострификацию дипломов, свидетельств и удостоверений, выдаваемых образовательными учреждениями;
- регулярный контроль качества образовательной деятельности учреждений ДПО в период между аккредитациями.
Требует решения вопрос сертификации преподавателей для подтверждения их квалификации по конкретной специальности в соответствии с действующими международными стандартами.
Таким образом, при решении проблемы профильного образования предстоит разработать механизмы соотнесения потребностей рынка труда с возможностями образовательных учреждений и с пожеланиями (включая индивидуальные потребности и способности) соискателя, а также с имеющимися учебно-производственными мощностями учреждений профессионального образования.
Штатный профессорско-преподавательский состав учреждений ДПО наряду с основными задачами должен регулярно совершенствовать свою педагогическую подготовку.
Література
1. Кавова гуща як засіб виробництва. Україна і світ. Сіверщина №48 (789) 27 листопада 2008. – С.5
2. Отпечатки пальцев расскажут даже о вредных привычках http://www.ua-news.net/2006/04/10/print:page,1,fingerprints10.html - 10 апреля 2006, 02:08.
3. Отпечатки пальцев хранят данные об образе жизни человека - http://www.inauka.ru/experiment/article63415/print.html - 17:16 03.04.06
4. Когда отпечатки пальцев впервые были использованы для установления личности? - http://potomy.ru/begin/700.html
5. Козубцов І.М. Хіромантія як наукова основа прогнозування фізичних вад майбутніх військовослужбовців Збройних Сил України при призову на військову службу. Официальный сайт "Центра информационной безопасности" Портал Безпека - http://bezpeka.com/ru/forum/topic_124.html
Библиографическая ссылка
Козубцов И.Н., Козубцова Л.С., Гаянова И.В. Проблема согласование отдельной потребности рынка труда Украины с дополнительным профессиональным образованием // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6350 (дата обращения: 23.12.2024).