ВАК Российской Федерации, как и в былые времена ВАК Советского Союза, имеют высокий авторитет не только внутри государства, но и за его пределами. Обусловлено это тем, что эта структура охватывает значительное количество ведущих ученых из разных регионов страны, представителей различных научных школ и направлений. Это позволяет формировать решения ВАК независимо от конъюнктурных интересов определенных сообществ и учреждений и избежать коррумпированности. Иными словами, достаточное количество высококвалифицированных специалистов обеспечивает качество работы аттестационной комиссии.
С объявлением независимости бывших союзных республик молодые государства поспешили создать свои структуры наподобие ВАК России. Естественно, при формировании их состава они столкнулись с ограниченной численностью аттестованных докторов наук по каждой специальности. Как следствие – все специалисты, так или иначе, участвуют в работе «научной кухни». Т.е. все вместе оказываются «в одной связке» и становятся зависимыми друг от друга.
Прежде всего, при оценке перспективности научных программ для принятия решения о финансировании проектов. При наличии трех-пяти конкурирующих структур, представители которых имеются в комиссии по оценке научной значимости и периодически чередуются, нет смысла придавать огласке истинную значимость проектов, гораздо легче договориться о взаимной поддержке и получении финансирования.
То же самое повторяется и в остальных сферах действия науки.
При рецензировании статей и принятии решения об их публикации (опубликованные статьи – один из показателей работы научного подразделения и необходимое условие защиты диссертаций).
При плановых и внеплановых проверках деятельности организации.
При оценке квалифицированности действий сотрудников.
При аттестации как учреждений, так и их работников.
При защите диссертаций.
Для беспрепятственной реализации принципа круговой поруки необходимо обеспечить сохранность и преемственность «ядра» системы, не допустить появления среди официально признанных специалистов людей, которые могут противостоять сложившейся системе и представлять угрозу для круговой поруки. Каким образом? Здесь все средства хороши, и заведомая ложь официальных лиц – не самое постыдное из них, имеются и случаи прямых угроз со стороны официальных лиц, назначенных научными экспертами.. Но самое главное – создать законодательную базу, полностью исключающую разоблачение сложившейся системы и обеспечивающую ее безнаказанность и беспрепятственное существование.
К слову, такая законодательная база создана в Беларуси. Там никакие, даже совершенно абсурдные высказывания т.н. экспертов не могут быть оспорены ни на каком уровне даже при наличии массы безоговорочных доказательств. Почему? Государственная позиция – подчинение ВАК Беларуси непосредственно президенту Беларуси (для сравнения, в России ВАК относится к Министерству образования и науки). Это значит, что ни Комитет государственного контроля, ни прокуратура Республики Беларусь, ни Совет министров, ни даже Администрация президента не могут контролировать деятельность неподвластной структуры и даже проверять поступающие жалобы, ссылаясь при этом на свою научную неподготовленность.
Прямым следствием такой организации научной и аттестационной деятельности является низкий м продолжающий падать уровень науки в стране, отсутствие перспективных научных направлений и разработок, отсутствие значимого экономического эффекта от вложенных в науку материальных средств, низкий индекс цитирования статей, отсутствие интереса к покупке научного продукта со стороны зарубежных стран.
Но кроме деградации белорусской науки, есть в сложившейся практике еще одна немаловажная сторона, которая может представлять интерес для стран-партнеров Беларуси, которых, к слову, осталось немного. И прежде всего – для России.
Не стоит думать, что научные круги Беларуси обезопасили себя только от контроля и влияния республиканских государственных органов. Обезопасили они себя и от вмешательства извне.
Формально в соответствии с международными договоренностями, а также двухсторонним соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 27 февраля 1996 года, «дипломы кандидата наук и доктора наук, выдаваемые в Республике Беларусь, и дипломы кандидата наук и доктора наук, выдаваемые в Российской Федерации, признаются эквивалентными и дают их владельцам право осуществлять профессиональную деятельность в обоих государствах в соответствии с присужденной им ученой степенью» (статья 10). Однако данное соглашение действует только в одностороннем порядке: признаются и подлежат нострификации (автоматическому приравниванию) в Российской Федерации дипломы кандидатов и докторов наук, полученные в Беларуси. Т.е. ВАК России действует в соответствии с соглашением.
ВАК Республики Беларусь признает дипломы ВАК России только в том случае, если «направление для защиты было выдано ВАК Беларуси». Естественно, что тем, кто может представлять угрозу сложившейся системе круговой поруки направление не дадут. Более того, даже полученная в ВАК России ученая степень кандидата или доктора наук не подлежит нострификации (приравниванию) в Беларуси, требуется только повторная защита. Смешно, но работу серьезного механизма, включающего в себя ведущих ученых постсоветского пространства, пытается оценивать группка из нескольких человек «самостийнай» Беларуси, фамилии и научные достижения которых неизвестны никому, кроме их самих. И не только контролирует, а принимает решение об отсутствии научности работы, признанной ВАК России. Иными словами, о неграмотности экспертов ВАК России. Т.е. на практике получается, что дипломы ВАК России на территории Беларуси оказываются «вне закона», несмотря на подписанные соглашения с Российской Федерацией о взаимном признании дипломов.
К чему это? О таких подводных рифах белорусского законодательства должны знать в России. О них следует помнить при подписании двухсторонних и многосторонних соглашений с Республикой Беларусь, чтобы исключить действие «двойных стандартов» в трактовании договорных обязательств со стороны местного законодательства.
Библиографическая ссылка
Сорокина Светлана ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ БЕЛАРУСИ КАК ПУТЬ ВНИКУДА
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6378 (дата обращения: 20.11.2024).