Заочные электронные конференции
 
     
Метаиндивидуальная функция профессиональной активности учителя начальных классов
Краснов А.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Краснов А.В., ассистент кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета

Метаиндивидуальная функция профессиональной активности учителя начальных классов

Под профессиональной активностью учителя (ПА) начальных классов мы понимаем меру субъектности учителя во взаимоотношениях с профессиональной сферой жизнедеятельности. Данная работа посвящена исследованию метаиндивидуальной функции профессиональной активности. В.С.Мерлин определял метаиндивидуальность как «психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности» (В.С.Мерлин, 1986. С.111). А.В.Петровский (1982), исследуя психические явления, связанные с межличностным воздействием, вводит понятие «метаиндивидуальная личностная атрибуция» (наряду с интроиндивидуальной и интериндивидуальной), предполагая, что метаиндивидуальный аспект позволяет рассматривать личность индивида не только за рамками индивидуального субъекта, но и вне связи этого субъекта с другими индивидами, за пределами совместной деятельности с ними, т.е. речь идет о представленности личности в других людях. По мнению Б.А.Вяткина (2008), концепции метаиндивидуальности В.С.Мерлина и А.В.Петровского, могут рассматриваться в единстве двух сторон: метаиндивидуальности как психологической характеристики отношений окружающих людей к данной конкретной индивидуальности (В.С.Мерлин) и метаиндивидуальности как тех реальных изменений, которые индивидуальность производит в других людях (А.В.Петровский). Эти два определения не только не противоречат друг другу, а наоборот, взаимодействуя, дают более полную картину механизмов и феноменологии метаиндивидуальности. Метаиндивидуальность может проявляться в двух формах: в форме метаиндивидуального свойства и метахарактеристики. Таким образом, исследование метаиндивидуальной функции профессиональной активности предполагает ее изучение в двух указанных формах.

В качестве метаиндивидуального свойства обычно выступает какое-либо личностное образование, которое перцептируется другими людьми, но не обязательно оказывает влияние на их индивидуальность (Б.А.Вяткин, 2008).

Нами были изучены оценки учащимися различных особенностей личности их учителя с помощью методики А.И.Липкиной (1976). Детям предлагалось по 7-балльной шкале (от +3 до –3) самостоятельно оценить каждое проявление особенностей личности своего учителя по 12 пунктам. Например, добрый (от 0 до +3) – злой (от 0 до –3).

В качестве испытуемых выступили 8 учителей начальных классов г.Перми, выделенных нами группы учителей третьих классов (N=137) по показателю профессиональной активности (4 учителя с самыми низкими показателями, 4 учителя с самыми высокими показателями по профессиональной активности). А также их ученики – учащиеся 3х классов в возрасте 9-10 лет, обучающиеся у одного и того же учителя с 1го по 3й класс, – всего 184 человек (83 мальчика и 101 девочка). Группу учеников, обучающихся у учителя с низким уровнем профессиональной активности, составило 93 ученика, а у учителей с высоким уровнем профессиональной активности – 91 ученик.

Для изучения различий оценок учениками особенностей личности своего учителя в связи с тем обладает учитель низким или высоким уровнем развития профессиональной активности был использован Т-критерий Стьюдента (см. табл. 1). Как видно из таблицы, школьники, обучающиеся у учителя с высоким уровнем профессиональной активности, считают своего учителя более дружелюбным, более отзывчивым, более энергичным, более справедливым, более честным, более общительным, более добросовестным, чем дети, обучающиеся у учителя с низким уровнем профессиональной активности. Таким образом, ученики по-разному оценивают свойства личности учителей с низким и высоким уровнем развития профессиональной активности, что говорит в пользу того, что профессиональная активность как метаиндивидуальное свойство учителя начальных классов по-разному перцептируется детьми, обучающимися у учителей с разным уровнем развития профессиональной активности.

Таблица 1

Достоверность различий средних значений оценок учащимися особенностей личности учителей с различным уровнем развития профессиональной активности

Оцениваемые

качества

Средний балл

Достоверность различий

Учителя с низким уровнем ПА

Учителя с высоким уровнем ПА

t

 

Добрый

5,32

5,20

1,34

не значимо

Дружелюбный

4,69

4,82

2,16

Библиографическая ссылка

Краснов А.В. Метаиндивидуальная функция профессиональной активности учителя начальных классов // Актуальные вопросы психологии и психологического образования.
URL: http://econf.rae.ru/article/6391 (дата обращения: 28.03.2024).



Сертификат Получить сертификат