ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ
С. И. Васенина
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
г. Саранск
Среди наиболее актуальных и приоритетных направлений развития современного общества и государства по праву можно считать проблему реализации творческого потенциала личности. Решение этой проблемы концентрирует внимание исследователей и практиков на процессе раскрытия творческого начала одаренного ребенка, способного вносить реальный вклад в развитие культуры.
В последние годы распространенным является понимание одаренности как сочетание предпосылок, имеющихся у каждого ребенка. Такой подход в условиях системы образования и воспитания позволяет охватить всех детей, дает возможность отследить и развить в каждом ребенке отдельные задатки, предпосылки, что способствует в дальнейшем формированию гармоничной, эстетически развитой личности. Придерживаясь данного подхода, мы определили детскую художественно-изобразительную одаренность как яркое проявление у ребенка определенных качеств, склонностей, способностей в области изобразительного искусства, способность активизировать общекультурный опыт, заложенный генетически и оригинально трансформировать его в процессе продуктивной деятельности. При этом является очень важным для последующего личностного и творческого становления именно раннее выявление одаренности, поскольку в период дошкольного детства ребенок наиболее открыт и искренен в своих проявлениях.
В связи с этим актуальной является проблема готовности специалистов дошкольного образования к развитию детской художественно-изобразительной одаренности. Проведенное нами исследование показало, что проблема профессионализма педагогов в решении вопросов развития детской художественно-изобразительной одаренности на современном этапе является недостаточно разработанной. Профессиональная подготовка педагогов к развитию детской художественно-изобразительной одаренности предполагает владение основами изобразительной грамоты, обладание теоретической, методической, практической базой по проблеме творческого становления дошкольников, наличие у самих педагогов творческого начала в решении различных вопросов личностного и профессионального плана.
Собственно педагогическая готовность к развитию детской художественной одаренности нами понимается как личностное образование, объединяющее эмоционально-мотивационные свойства, познавательные процессы, самосознание, когнитивную и регулятивную функции отражения. Естественно, что готовность обусловлена общественно-историческими факторами, проявляется и формируется в профессионально-познавательной и профессионально-практической деятельности.
На основе анализа содержания и технологий высшего педагогического образования нами была разработана модель формирования готовности педагогов к развитию детской художественной одаренности, структурными составляющими которой являются: компоненты педагогической готовности (эмоционально-мотивационный, когнитивный, операционный, оценочный); общепедагогические принципы (целостного изучения педагогических явлений, который предполагает использование системного подхода, четкое определение места изучаемого явления в педагогическом процессе; объективности, предусматривающий фиксацию всех изменений исследуемого объекта; принцип проверки теоретических знаний в педагогической практике); организационно-педагогические условия; критерии оценки педагогической готовности (эмоции, мотивация, теоретико-аналитические знания, художественно-практические умения, способность к самооценке и самоконтролю); результат профессионально-познавательной и профессионально-практической деятельности.
Выделенные составляющие взаимосвязаны между собой. Это проявляется в том, что недостаточное развитие даже одного из них неизбежно влияет на характеристику других, снижая общий уровень готовности будущих педагогов к развитию детской художественно-изобразительной одаренности. Реализация предложенной модели возможна посредством поэтапного формирования педагогической готовности к развитию детской художественно-изобразительной одаренности в учебном процессе вуза: включение в содержание образования спецкурса «Развитие детской художественной одаренности»; применение в процессе обучения продуктивных методов: исследовательского, проблемного, метода персонифицированного изложения; обеспечение студентов вуза заданиями, ориентированными на решение задач по развитию детской художественной одаренности.
Учебно-методический комплекс включает также практикум для спецкурса, состоящий из нескольких разделов: диагностирующие методики для текущего и итогового контроля за усвоением знаний, виды документации, в том числе дневника для фиксирования результатов работы с одаренными детьми во время практики и самостоятельной исследовательской деятельности, диагностирующие методики для определения вида, степени детской художественно-изобразительной одаренности; методические рекомендации по выполнению различных форм заданий студентами в ходе реализации программы спецкурса.
В предложенной программе спецкурса проявляется интегративный подход. В содержании программы отражены сведения, получаемые студентами и при изучении других дисциплин – педагогики, психологии, возрастной анатомии и физиологии, т.е. реализован принцип межпредметных связей. Одновременно практикум также предполагает владение студентов общенаучными и частными методами исследования, различными образовательными и воспитательными технологиями, готовности к реализации личностного подхода.
Реализация разработанной нами модели показала свою эффективность. Исследование показало, что в качестве основной формы проверки и реализации готовности студентов к развитию детской художественно-изобразительной одаренности выступает собственная профессионально-практическая деятельность, способствующая проявлению необходимых практических умений и навыков и являющейся оперативным средством диагностики происходящих изменений в подготовке студентов.
Созданный на базе ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» в Республике Мордовия Центр продленного дня, предусматривающий организацию групп кратковременного пребывания (далее ГКП) детей от 5 до 7 лет, не посещающих детский сад, позволяет будущим специалистам дошкольного образования реализовать свои знания в процессе непрерывной практики без отрыва от учебы. Положительной стороной такого рода практики выступает то, что основную педагогическую, коррекционно-развивающую, социальную и воспитательную работу проводят квалифицированные специалисты дошкольного и специального образования, имеющие ученую степень. Таким образом, сотрудничество «студент-педагог» реализуется наиболее эффективно. Под руководством педагога будущие специалисты дошкольного образования овладевают следующими умениями, отражающими все компоненты готовности: специальными, организаторскими, конструктивно-проектировочными,коммуникативными,гностическими.
Выделенный нами комплекс организационно-педагогических условий является необходимым и достаточным для формирования готовности студентов педвуза к развитию детской художественной одаренности. Каждое условие в отдельности направлено на профессиональную подготовку студентов, а их комплекс способствует формированию готовности к развитию детской художественной одаренности.
Вместе с тем, наше исследование не исчерпывает всей полноты рассматриваемой проблемы формирования готовности студентов педвуза к развитию художественно-изобразительной одаренности. Дальнейшая ее разработка может быть продолжена в таких направлениях, как изучение опыта подготовки специалистов в рамках интегрированных курсов, введение специализации и поиска новых условий реализации созданной нами модели.
Библиографическая ссылка
Васенина С.И. Подготовка студентов к развитию художественно-изобразительной одаренности в условиях группы кратковременного пребывания детей // Всероссийская научная конференция с международным участием "Модернизация системы отечественного образования".
URL: http://econf.rae.ru/article/6404 (дата обращения: 21.11.2024).