Заочные электронные конференции
 
     
ВАРИАНТНОСТЬ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА УПРАЖНЕНИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Винокурова Н.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Вариантность языкового материала упражнений

как одно из условий изучения орфографических правил в начальной школе

винокурова Н.В.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»

г. Саранск

Исследования методистов показали, что орфографическое правило успешно осознаётся учащимися, если языковой материал в достаточном объёме и в определённой последовательности включает основные варианты орфограмм, охватываемые данным правилом. В работах исследователей идея учета вариантов орфограмм носит психолого-лингвистический характер. С одной стороны, вскрываются лингвистические корни этого явления, а с другой, выясняется, как действуют на восприятие ученика лингвистические особенности того или иного орфографического явления. Однако следует отметить, что достижения современной науки по проблеме вариантности языкового материала орфографических упражнений в большей степени касается средней школы. Тем не менее, проблема вариантности языкового материала для начальной школы по-прежнему актуальна.

В практике обучения можно встретиться с таким явлением, когда работа строится на языковом материале, не представляющем для школьников трудностей для написания. Возникает вопрос: «Зачем учить правила, если можно обойтись и без них?», поскольку написание подобных слов не вызывает трудностей на письме. Таким образом, появляется одна из сторон проблемы качества языкового материала: вариантности языкового материала.

Многие методисты (М.Н Петерсон, Д.Н.Богоявленский Н.С.Рождественский, Н.Н.Алгазина и другие) при отборе языкового материала отмечают необходимость «…учитывать то обстоятельство, что в каждом частном правиле имеются… варианты орфограммы разного характера. Они создают в пределах орфограммы разные трудности» [3, с. 191]. Учитывая, что под правило подводятся разные по трудности написания слова, в языковой материал должны включаться случаи разных написаний. По мнению Д.Н.Богоявленского, такой подход просто необходим, поскольку «учащиеся привыкают работать лишь с наиболее «прозрачными» по своей грамматической основе случаями и оказываются неподготовленными к распознаванию грамматических категорий в наиболее трудных условиях» [2, с. 251].

Одна из причин орфографических ошибок заключается именно в том, что «в должной мере не учитываются варианты орфограмм», охватываемые тем или иным орфографическим правилом [1, с. 49]. Это значит, что в языковом материале орфографических упражнений должны отражаться все важнейшие стороны изучаемого явления: нужно представить разные по трудности варианты орфограмм.

Чтобы обеспечить полноту формируемого навыка на основе правила, ученики должны осознать имеющиеся варианты. Для проведения этой работы также важен соответствующий отбор языкового материала.

Каждая орфограмма имеет ряд как существенных признаков, так и несущественных. Наличие последних служит причиной неузнавания природы орфограммы и вызывает орфографические ошибки. Такими несущественными признаками может являться безличность глагола, противоречие между лексическим и грамматическим значениями слова и т.п. Соответственно, языковой материал упражнений должен помочь учащимся понять эти признаки и справиться с их влиянием. Иными словами, ученики с помощью языкового материала должны научиться руководствоваться правильными критериями при различении орфограмм. Вследствие этого возникает вопрос, как языковой материал позволит создать благоприятные условия учащимся для усвоения того, что «надо делать», и то, что «не надо»? Д.Н.Богоявленский советует: «Упражнения по орфографии должны включать материал, не только содержащий орфограммы в их очевидном и ясном для учащихся виде (т.е. такие, существенные признаки которых бросаются в глаза ученикам), но и такие, в которых существенные признаки орфограммы казались для учеников «замаскированными» и неясными» [2, с. 254]. Соответственно, языковой материал орфографических упражнений должен способствовать тому, чтобы учащийся научился видеть в нём и существенное, и несущественное, и общее, и единичное. Вариантность языкового материала орфографических упражнений позволит разнообразить тренировочный материал и повысить интерес выполняемой работы. С другой стороны, выполнение упражнений помогает учащимся овладеть приёмами умственной работы, необходимыми для успешного изучения орфографии. Благодаря вариантности, языковой материал орфографических упражнений будет разнообразным, а умственные операции, направленные на формирование конкретно орфографического навыка, - одинаковыми. Поэтому можно отметить, что вариантность языкового материала, прежде всего, будет способствовать закреплению и повторению соответствующих способов и приёмов умственной работы, необходимых для формирования орфографических навыков.

Литература:

1. Алгазина, Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5-8 кл. Пособие для учителя. / Н.И. Алгазина. - М.: Просвещение, 1965. - 280 с.

2. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский.- М.: «Просвещение», 1966. - 307 с.

3. Рождественский, Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания / Н.С. Рождественский. - М.: Изд.-во АПН РСФСР, 1960. - 304 с.

Библиографическая ссылка

Винокурова Н.В. ВАРИАНТНОСТЬ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА УПРАЖНЕНИЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ИЗУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Всероссийская научная конференция с международным участием "Модернизация системы отечественного образования".
URL: http://econf.rae.ru/article/6406 (дата обращения: 19.04.2024).



Сертификат Получить сертификат