Заочные электронные конференции
 
     
Развитие у детей интереса к учебному предмету средствами гуманно-личностной технологии
Пайгиева Е.И., Муромцева О.В.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Пайгиева Е.И.

Муромцева О.В.

Развитие у детей интереса к учебному предмету средствами гуманно-личностной технологии

Искусство Гуманной педагогики заключается в том, чтобы дать почувствовать ребенку, что он взрослый, когда он еще ребенок. «Счастье, если на пути ребенка встретится хотя бы один взрослый, который его понимает», - говорил Лесгафт П.Ф. К сожалению сейчас очень мало таких педагогов, которые понимали бы детей. А это понимание просто необходимо детям для адаптации в социуме и их личностного развития. Понимание - это одна из основ гуманно-педагогического мышления, которая может увеличить и ускорить процесс прогрессивного развития ребенка. Овладение основами педагогического мышления - непреложная часть процесса формирования учителя третьего тысячелетия.

В современном образовательном процессе существует ряд некоторых проблем: непонимание между учителем и учеником, отсутствие у детей заинтересованности и др. При этом, система образования не стоит на месте, ее систематически оптимизируют с помощью введения новых технологий. Например, сейчас везде проходит процесс компьютеризации, но уже стало ясно, что это не совсем та технология, которая может активизировать интерес большей части детей в учебном процессе. Все равно основным субъектом учебного процесса является учитель, и очень многое на занятиях зависит именно от него и тех отношений, которые сложились у него с детьми. Об этой проблеме в разное время писали многие педагоги: Ш. Амонашвили, П.Ф.Лесгафт, К. Н. Вентцель, В.А.Сухомлинский и др. И по сей день эта проблема является актуальной.

Гуманно-личностная технология предполагает достаточно объемное количество пунктов, способных не только заинтересовать детей в каком-либо предмете, но и сделать процесс обучения практически идеальным. Учитель же должен способствовать желанию ребенка учиться. Всем детям должно быть предоставлено право участвовать в составлении тех правил, которыми регулируется их жизнь и деятельность. Каковы бы ни были эти правила, они должны быть одинаковы для всех, как для детей, так и для связанных с ними взрослых. То есть это своеобразная дружеская договоренность между учителем и учениками. В учебном процессе происходит не только воздействие: субъект (учитель) – объект (ученик), но и взаимодействие: субъект (учитель) – субъект (ученик). То есть, не только субъект-объектные отношения, но и субъект-субъектные, а также отношения сотрудничества, содружества, сотворчества. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Таким образом, любовь, понимание и другие гуманные качества широко рассматривались и пропагандировались великими педагогами, но в наше время на практике, к сожалению, профессиональная педагогическая деятельность для многих учителей - это не более чем просто работа, такая же как и любая другая. В школе преобладают исключительно субъект-объектные отношения и учителя не только не прислушиваются к ученикам, но и не хотят их понимать.

Объектом нашего исследования в данной статье является гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили. Целевые ориентации технологии Ш. Амонашвили состоят в следующем:

  • способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

  • облагораживание души и сердца ребенка;

  • развитие и становление познавательных сил ребенка;

  • обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений;

  • идеал воспитания - самовоспитание.

Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

  • гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

  • индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

  • мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики;

  • резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;

  • учебная деятельность.[1]

Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики», вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. Урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю – и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок-творчество, урок-игра).

Предметом рассмотрения данной статьи является развитие у детей интереса к учебному предмету с помощью применения гуманно-личностной технологии в образовательном процессе. Поэтому закономерна постановка вопроса о том, зачем надо развивать интерес к учебному предмету? Дело в том, что если у ребенка не будет интереса, то, как известно из многочисленных исследований, учить тот или иной учебный предмет будут только те дети, которые лишь хотят получить хорошую оценку, и то, не факт, что они будут учить, намного больше вероятности, что они будут зубрить. Поэтому, даже у тех учащихся, которые будут успевать по данному предмету, знания будут временными, по принципу «Знал, сдал, забыл». Следовательно, становится понятно, что необходимо развивать у школьников интерес к самому учебному предмету, а не стремиться получить положительную оценку. Как показал анализ гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили, именно с её помощью проще всего добиться у школьников интереса к учебному предмету:

  • занятия должны проходить ярко и красочно;

  • между педагогом и учеником должны быть дружеские отношения (ребенок не должен бояться учителя, не должно быть страха сделать ошибку);

  • между детьми и взрослым постоянно должен вестись диалог;

  • задания, которые педагог будет давать ученикам должны быть более творческими, чтобы ребенок мог проявлять свою индивидуальность;

  • педагог не должен игнорировать на занятии ни одного ребенка, он должен уделить внимание всем;

  • педагог не должен отказывать родителям, желающим посетить занятие (это хорошо, если занятия могут помочь сблизиться родителям и детям);

  • должно быть больше открытых занятий, на которые смогут приходить и родители, и другие учителя, преподающие у детей;

  • на занятиях дети должны систематически общаться. [2]

Сейчас все перечисленное систематически используется в МБОУ лицее № 10 г. Белгорода на кружке «Эскизирование костюма». И вот, что удивительно: первоначально на кружок пришли всего лишь 3 человека, но с каждым занятием количество детей увеличивается, хотя при этом не проводятся никакие дополнительные формы агитации. Дети приобретают интерес, делятся им с друзьями, заражая их своей увлечённостью, и те сами приходят на занятия кружка. На данный момент количество детей с 3 человек возросло до 22 человек и, по-видимому, будет ещё возрастать.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что применение в учебном процессе гуманно-личностных технологий способствует развитию у детей интереса не только к учебному предмету, но и к внеклассным и кружковым занятиям.

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

  2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000.

Библиографическая ссылка

Пайгиева Е.И., Муромцева О.В. Развитие у детей интереса к учебному предмету средствами гуманно-личностной технологии // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6416 (дата обращения: 23.11.2024).



Сертификат Получить сертификат