Заочные электронные конференции
 
     
Социально-экономическая эффективность модернизации экономики
Сарварова Э.Р., Безгласная Е.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Сарварова Эльмира

Sarvarova Elmira

Безгласная Е.А.

Bezglasnaya E.A.

Социально-экономическая эффективность модернизации экономики

Thesocialandeconomicefficiencyofeconomicmodernization

В статье анализируются особенности модернизации российской экономики. Определены направления модернизации в современных условиях, в том числе обозначены крупные программы, затрачиваемые средства и прогнозируемый эффект. По правилу Парето выведен социально-экономический эффект от модернизационных мероприятий для страны в целом.

Ключевые слова: модернизация, модернизация экономики, эффективность модернизации, инвестиции, инновации, САММИТ-2012, Сколково, Жигулевская долина.

Понятие «модернизация» широко используется в различных науках, в политических декларациях, публицистике, образовании и тесно связано с такими понятиями, предполагающими обновление или позитивные изменения в обществе.

Изначально в западной теории под модернизацией понималась обусловленность индустриализации развивающихся стран переходом к демократическим формам правления. Политическая модернизация страны на основе демократических ценностей рассматривалась как залог встраивания страны в международное сообщество индустриальных демократий1. В настоящее время под политической модернизацией подразумевается формирование, развитие и распространение политических институтов, которые в наибольшей степени способны улучшить позиционирование государства в международных экономических и политических отношениях. Под экономической модернизацией понимаются структурные, технологические и институциональные изменения в национальной экономике, направленные на повышение ее глобальной конкурентоспособности2.

Модернизация предполагает социальные, экономические, политические, экологические, демографические, психологические изменения, претерпеваемые обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа.

В рамках процесса модернизации происходят следующие изменения3:

  1. трансформация всей системы экономических отношений и изменение уклада жизни;

  2. появление новых процедур и механизмов, регулирующих экономические отношения;

  3. появление и использование передовых технологий, достижение высокого уровня профессиональной подготовки работников;

  4. возрастание творческой составляющей в деятельности человека, что позволяет ему превращать информационные ресурсы в инновации;

  5. качественное изменение социальных отношений, представляющее собой переход к обществу с высокой мобильностью и социальной конкуренцией.

Отсюда, можно выделить ряд характеристик процесса модернизации:

  • комплексность, поскольку этот процесс охватывает все сферы хозяйственной деятельности;

  • системность, так как изменение любой ее сферы или отрасли приводит к изменению других элементов в экономике;

  • многовариантность, которая означает дифференцированный, а не однотипный и прямолинейный характер модернизации;

  • временной характер, связанный с его длительным, а не одномоментным действием, охватывающим несколько этапов;

  • глобальный характер, т.к. начавшись в развитых странах Запада, она постепенно распространяется на развивающиеся регионы, частично приводя к их унификации.

В разных странах процесс модернизации протекает не одинаково, учитывая специфику хозяйственного развития каждой страны, его исторический путь, национальные традиции и ценности. Для России, которая уступает развитым странам в уровне социально-экономического развития, проблема модернизации является очень актуальной.

Модернизация страны означает смену сложившихся ранее основ взаимодействия и форм совместной деятельности ее граждан и представляется ведущим направлением обновления страны, поскольку дает возможность преодолеть трудности, обусловленные ограниченностью имеющихся факторов производства.4

Однако в российской практике на современном этапе с понятием «модернизация» возникает проблема, связанная с пониманием содержательного контекста модернизации, причем конкретно для нашей экономики, а не западной, ушедшей в своем развитии далеко вперед. Неправильное или неполное определение объекта модернизации применительно к России чревато большими последствиями.5

Международные рейтинги, в которых сравниваются экономические и социальные показатели различных стран, свидетельствуют о большом отставании России (табл. 1)6.

Табл.1

Место России среди 146 стран по уровню экономического развития и социальных показателей

Показатели

Место России среди 146 стран мира

Уровень экономического развития (ВВП в расчете на душу населения)

43

Реальные доходы на душу населения

50

Индекс социального развития (объединяет показатели уровня реальных доходов, про­должительности жизни и образования)

65

Уровень образования

40

Обеспеченность комфортным жильем (оценка)

100

Средняя продолжительность жизни

105

Уровень здоровья населения

127

Качество здравоохранения

130

Президент Д.А. Медведева сказал на Давосском форуме, что пока у нас будет сохраняться старая модель экономики, мы будем развиваться медленнее, чем хотелось бы. Именно поэтому, одной из приоритетных задач экономических преобразовании, осуществляемых в России в последние годы, является включение национальной экономики в международное разделение труда, налаживание взаимовыгодных связей с зарубежными партнерами. Важнейшим вектором политического и экономического сотрудничества, потенциальной предпосылкой для усиления конкурентоспособности российской экономики является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), являющейся одной из самых авторитетных региональных организаций с уникальным составом участников.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определила основные цели и принципы внешнеэкономической политики России.7 Развитие взаимовыгодных отношений с участниками АТЭС в области торговли, инвестиций и инноваций остается одним из основных направлений внешнеэкономической политики России.

В 2007 году на саммите в Канберре, лидеры стран АТЭС поддержали предложение России провести саммит 2012 года во Владивостоке.

Значимость предстоящего мероприятия определяется не только вопросами престижа. Владивостокский «слет» лидеров региона, который в ближайшие десятилетия станет локомотивом развития всей планеты, может дать шанс для решения многих проблем российского Дальнего Востока и Сибири, о развитии которых так много говорится в последние годы на самых разных уровнях.

Саммит-2012 дает России прекрасную возможность, ведь 21 страна, входящая в АТЭС, составляет сегодня средоточие мировой экономики, все рекорды промышленного роста. По данным 2008 года, на этих территориях проживает 2,7 млрд. человек, то есть почти половина (43,8%) населения планеты. Совокупный валовой внутренний продукт превышает 20 трлн. долларов (почти 55% мирового ВВП). На долю стран АТЭС приходится 49% мировой торговли товарами и услугами и 40% прямых иностранных инвестиций.8

В 2007 году Правительством России была принята федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Государство взяло на себя расходы по развитию транспортной системы региона, энергетики и социальной сферы. Инвестиции в эти отрасли должны стимулировать развитие региона в целом.

Город Владивосток — точка роста экономики Дальнего Востока. Подготовка города к саммиту АТЭС — ключевой и приоритетный мега-проект для России. Целью проекта является формирование во Владивостоке инфраструктуры для повышения его роли как значимого центра международного сотрудничества с динамично развивающимися странами Азиатско-тихоокеанского региона.

Инвестиции в реконструкцию города к проведению саммита глав государств и правительств стран — участниц АТЭС, намеченному на 2012 год, выделены в отдельную подпрограмму «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», на которую выделяются огромные средства (см.табл.2).

Табл. 2

Бюджетные назначения на реализацию подпрограммы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе», млн. руб. в год. 9

Наименование

2008

2009

2010

2011

2012

Весь период

Бюджетные назначения по направлению "капитальные вложения"

11210,6938

61917,8767

75352,4700

51528,5916

6706,2896

206715,9217

Бюджетные назначения по направлению "НИОКР"

-

-

-

-

-

-

Бюджетные назначения по направлению "прочие нужды"

1352,4911

1145,4032

651,8221

872,1500

4419,3500

8441,2164

Всего бюджетные назначения по ФЦП

12563,1849

63063,2799

76004,2921

52400,7416

11125,6396

215157,1381

В рамках Подпрограммы предполагается осуществление комплекса мероприятий по развитию базовой инфраструктуры города с глобальной целью создания на его основе крупного торгово-финансового, транспортно-логистического, индустриального и научно-образовательного центра.

Государство предполагает инвестировать в десятки проектов в различных сферах экономики города: топливно-энергетической, транспортной, социальной и жилищно-коммунальной.

В рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС в 2012 году запланированы следующие мероприятия:

    • создание энергетической, инженерной и транспортной инфраструктуры острова Русский, где пройдут мероприятия саммита в рамках форума «АТЭС»,

    • создание Дальневосточного Федерального Университета, на базе которого будут проведены мероприятия саммита,

    • создание гостинично-конференционной и спортивно-развлекательной инфраструктуры острова.

Общий экономический эффект от реализации Программы10:

    • создание 69,9 тыс. рабочих мест;

    • увеличение валового регионального продукта в 2,6 раза;

    • увеличение объема отгруженной продукции в 2,3 раза;

    • увеличение объема инвестиций в основной капитал в 3,5 раза;

    • увеличение численности экономически активного населения в 1,1 раза;

    • снижение уровня безработицы на 1,7%;

    • увеличение валового регионального продукта составит 800,6 млрд. рублей,

    • увеличение доходной части бюджетной системы – 206,9 млрд. рублей, в том числе доходов в федеральный бюджет – 135 млрд. рублей.

Таким образом, государственные инвестиции создают базу для дальнейшего устойчивого развития города и региона, а также формируют возможности и для экономического развития страны в целом.

Однако что касается социального эффекта модернизации города, то у жителей региона ответ весьма неоднозначный. Так, известный приморский краевед Нелли Мизь считает, что к саммиту АТЭС Владивосток поменяется не в лучшую сторону, и сегодня необходимо спасать не только исторические памятники города, но и окружающую среду11.

Больше всего проблем доставляет строительство дорог в пригороде Владивостока: сносятся дома и кафе, а компенсации за снос жителей пригорода категорически не устраивают. При этом и острой необходимости в шестиполосной трассе не было, тем более что население Приморья неуклонно сокращается.

Больше всего сомнений в целесообразности у горожан вызывает создание и строительство Дальневосточного федерального университета на острове Русском. Так, к 2019 году планируется увеличить количество студентов-очников до 25 тысяч, хотя в 2010 году российских абитуриентов не хватало даже на бюджетные места.

Стоит отметить также, что при строительстве ДВФУ возникает огромное количество нарушений, в числе которых задержки зарплат, несоблюдение законодательства и другое. Их так много, что прокуратура Приморского края недавно открыла на Русском острове приемную для рабочих.

Полпред президента в Дальневосточном округе Виктор Ишаев на встрече с Медведевым обратил внимание на отсутствие инфраструктуры в жилом комплексе "Снеговая Падь", где сданы более трех тысяч квартир, но люди отказываются заселяться, так как нет нормальной дороги, водопровода, магазинов, детских садов. 12

Таким образом, не смотря на то, что Программа ставит главной целью социально-экономическое развитие региона посредством модернизации, возникает негативный эффект для общества, живущего и работающего на близлежащей территории. Однако перечисленные выше проблемы решаются, поэтому нельзя ссылаться только на минусы проводимых мероприятий. Можно лишь сделать вывод о том, что двигаться в данном направлении все же лучше, чем не делать ничего вовсе.

Другим центром, дающим возможность для повышения конкурентоспособности на мировой арене и развития экономики страны в целом, стал инновационный центр «Сколково».

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон об инновационном центре "Сколково", одобренный Госдумой и Советом Федерации в сентябре 2010г, в котором написано, что исследовательская деятельность в приоритетных направлениях модернизации возложена на "Сколково". Согласно закону «Об инновационном центре "Сколково"», он представляет собой специально отведенную территорию, на которой создаются особые условия для исследований и разработок по ряду перечисленных направлений. 13

Закон об иннограде в Сколково и определяет, в частности, как именно должна осуществляться образовательная и медицинская деятельность, а также какие именно льготы получат компании, которые будут разрабатывать инновационные проекты в "Сколково". Например, участники иннограда получат льготы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций. Кроме того, компаниям в "Сколково" государство даст скидку на взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Что касается затрат по созданию самого центра, то по подсчетам Виктора Вексельберга, главного координатора программы и главы Фонда «Сколково», стоимость первого этапа строительства инновационного центра весной 2010 года составляла 4,6 миллиарда рублей, которые должны были быть потрачены на проектирование, организацию тендеров и прочую подготовительную деятельность. Всего затраты на "Сколково" оценивались им в 50-60 миллиардов рублей, причем отмечалось, что это будут бюджетные деньги, и лишь малую часть из них внесут инвесторы. Вексельберг заявлял, что окупаемость проекта будет достигнута за 5-7 лет, а первые результаты он сможет принести еще раньше. Впрочем, в октябре 2010 года Вексельберг уже говорил, что общая стоимость проекта возрастет до 180-200 миллиардов рублей, из них половина придется на государственный бюджет14. Также отмечается, что общее число жителей иннограда, по предположениям правительства, составит 25—30 тыс. человек.

Поскольку строительство иннограда началось лишь в 2010 году, и ожидаемая его продолжительность, по словам Владислава Суркова, составляет от трёх до семи лет, деятельность «Сколково» было решено начать в виртуальном пространстве, без «физического» присутствия резидентов в иннограде вплоть до 2014 года. Иностранные наблюдатели и участники идею виртуального «Сколково» не комментируют, а российские оценивают её как эффективный и целесообразный вариант.

Фонд "Сколково" на данный момент привлек 265 млн. долл. инвестиций от 22 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. Из обозначенной суммы в проекты иннограда уже проинвестировано порядка 70 млн. долл. Эксперты отмечают, что модель разделения затрат на создание стартапов между государством и частными инвесторами в рамках иннограда работает удачно.15

«Сколково», по мнению правительства, может и должно стать связующим центром для всех инновационных площадок и инновационных компаний России. Задача «Сколково» — не конкурировать с ними, а помогать им. Уже в 2010 году, наряду с подготовкой строительных работ в Сколкове, были озвучены планы формирования инновационных центров в Томске (Томская технико-внедренческая зона), в районе озера Шарташ на окраине Екатеринбурга (университетский технопарк со статусом уровня «Сколково» на базе Уральского федерального университета). Другими перспективными центрами инноваций называли Дубну, Новосибирск, Пущино, Санкт-Петербург.

В ноябре 2011года Фонд "Сколково" подписал договор о сотрудничестве с новым тольяттинским технопарком "Жигулевская долина", в котором также планируется развивать IT-технологии, проводить ядерные и космические исследования.

На сегодняшний день технопарк "Жигулевская долина" - огромная стройка, расположившаяся на территории в 25 гектаров. Но ее темпы таковы, что уже через полгода в производственные корпуса и лаборатории смогут заехать первые резиденты - сотрудники компаний, уже изъявивших желание работать в технопарке.

Работать технопарк будет по системе "все включено" и по схеме plug and play. То есть, приходят с идеей, уже на месте разрабатывают бизнес-план, запускают модель и в случае, если все прошло успешно, выходят на рынок. Все это за очень умеренную плату при максимуме возможностей.

Как сообщает пресс-служба правительства, при реализации программных мероприятий планируется создать свыше 3 тысяч новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров, занятых в инновационной деятельности и до 7,5 тысяч новых рабочих мест средней и низкой квалификации до 2014 года; около 7 – 12 тысяч дополнительных рабочих мест на предприятиях области, внедряющих инновационные результаты деятельности технопарка. Для достижения этих результатов будут запущены программы по переквалификации сотрудников предприятий для работы в инновационной сфере.

Принятие Программы «Создание технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» в городском округе Тольятти» на 2010 – 2014 годы» потребует выделения из бюджета Самарской области финансовых средств на осуществление программных мероприятий в 2010 – 2014 годы в объеме 1 550 млн. рублей, из них 50 млн. рублей в текущем году, по 400 млн. рублей в 2011 – 2013 годах и 300 млн. рублей в 2014 году.

Из проведенного анализа предпринимаемых на сегодня мер по реализации модернизации можно отметить, что одной из основных целей модернизации российской экономики должно быть максимально возможное увеличение числа рабочих мест при росте производительности труда и заработной платы. Это станет возможным, если отечественные товаропроизводители смогут занять доминирующее положение на внутреннем рынке, для чего необходимо восстанавливать и развивать производства различных видов отечественной продукции. Это позволит, в частности, уменьшать объемы и номенклатуру импортируемых товаров16.

Известно, что здания и сооружения невозможно строить без обоснованных проектов и соответствующих планов. И для строительства «зданий», в которых действует множество производств, связанных кооперацией, также необходимы соответствующие программы-планы, разработанные в рамках государственно-частного партнерства. Ведь и государство, и бизнес для сбалансированного развития национальной экономики нуждаются в продуманных стратегических ориентирах. Поэтому планы развития экономики путем ее модернизации должны быть основаны на балансах имеющихся ресурсов, возможного при этом производства продукции и соответствующего на нее гарантированного платежеспособного спроса.

Планом для минимизации случайностей и рисков должны предусматриваться также необходимые инновационные разработки и их внедрение в производство. Связующим звеном в данном процессе государство называет создание технопарков, иннограда, а также центров международного сотрудничества для обмена опытом.

Безусловно, при создании таких объектов важно считаться с мнением общества. Так проведенный опрос о проводимой модернизации Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) по репрезентативной выборке 1600 россиян в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны дал следующие результаты17:

    • Осведомленность населения относительно данной темы повышается, однако, треть (34%) по-прежнему о ней ничего не знает (49% среди малообеспеченных россиян и 43% среди жителей села). Хорошо знакомы с проектами лишь 10% (среди москвичей 28%), половина россиян (53%) что-то слышали об этом, но не могут сказать ничего конкретного.

    • 67% считает, что в целом деньги, направленные в Сколково, принесут какой-либо эффект. Треть опрошенных (36%) говорит, что средства будут потрачены малоэффективно, 27% — довольно эффективно, 19% полагает, что они будут разворованы.

    • При всем скептическом отношении к нацпроектам, к Сколково россияне относятся лучше, чем к прочим модернизационным проектам, которыми руководил Медведев.

Обобщая результаты, можно судить о том, что большая часть населения все же настроена положительно к модернизации страны, а основную проблему видят в мерах и средствах.

Что касается эффективности для экономики России от реализации подобных мер, то здесь можно обратиться к эффективности по Парето, который гласит: «Если изменившаяся в результате какой-либо сделки ситуация будет предпочтительной хотя бы для одного индивида, а положение других не изменится и им будет безразлично, какая ситуация будет иметь место — первая или вторая, то изменившаяся ситуация будет считаться улучшением по сравнению с первой ситуацией».

Таким образом, начавшуюся модернизацию экономики и страны в целом можно назвать успешной, так как проводимые в данном направлении мероприятия в перспективе позволяют:

    • получить бюджетную эффективность (уже через 7-10 лет);

    • создать новые рабочие места на местах возводимых центров;

    • улучшить основные макроэкономические показатели страны;

    • увеличить объемы инвестиций, в том числе в основной капитал;

    • повысить конкурентоспособность национальных производителей и экономики страны в целом.

Итак, модернизация экономики на основе инновационного развития обоснована объ­ективными обстоятельствами, которые формируют побудительные мотивы перехода к экономике модели эндогенного качественного роста, способной повы­сить уровень общественного устройства, социального обеспечения, материального состояния и конкурен­тного противостояния на международной арене.

1 Войтоловский Ф. Западные концепции политической глобализации: общей теории никто не строит. «Международные процессы» № 3, 2003. С. 64-65.

2 Ермаханова С. А. Теория модернизации: история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых. — Новосибирск, 2005. — Разд. 2. — С. 233—247.

3 Рассказов А.В.Государственная политика модернизции и развитие «человека творческого». - Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 26. С. 19

4 Погосов И. Потенциал накопления и проблема модернизации // Экономист. - 2011. - N 3. - С.3.

5 Цветков В. Об отправной точке неоиндустриальной модернизации // Экономист. - 2010. - N 11. - С.16.

6 Мир в процессе перемен: вызовы и возможности для России (Материалы научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Н.Н. Иноземцева, 4 апреля 2011 г.) / Под ред. СВ. Чебанова. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. С.16-18

7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., 17.11.2008 г. / [Электронный ресурс]

URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf

8 Иванов А.В. Россия и АТЭС: перспективы сотрудничества // Вестник МГИМО-университета. – 2010. - №1. [Электронный ресурс]

URL: http://www.mgimo.ru/news/experts/document138196.phtml

9 "Федеральные целевые программы России" Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России [Электронный ресурс]

URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2011/261/

10 Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» [Электронный ресурс]

URL:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/fcp2013?presentationtemplate=docHTMLTemplate1&presentationtemplateid=2dd7bc8044687de796f0f7af753c8a7e&WCM_Page.ResetAll=TRUE&CACHE=NONE&CONTENTCACHE=NONE&CONNECTORCACHE=NONE

11 Сергей Норов. К саммиту АТЭС Владивосток поменяется не в лучшую сторону //Ежедневные Новости Владивостока / [Электронный ресурс]

URL: http://novostivl.ru/msg/7481.htm

12 Русская служба Британской вещательной корпорации (Би-би-си) /[Электронный ресурс]

URL: http://www.bbc.co.uk/russian/mobile/russia/2011/06/110630_vladivostok_apec_preparation.shtml

13 Федеральный закон от 21 сентября 2010 года "Об инновационном центре 'Сколково'". — Законодательство России, 29.09.2010. — № 244-ФЗ

14 Электронное периодическое издание "Лента.Ру" / [Электронный ресурс]

URL: http://lenta.ru/lib/14203527/

15 Виталий Петлевой. Инвестфонды поддержали Сколково // Фонд развития инновационного центра «Сколково» [Электронный ресурс]

URL: http://i-gorod.ru/press/investfondy_podderzhali_skolkovo/

16 Моисей Гельман. Пригодны ли «Сколково» и «Роснано» для модернизация экономики? // «Агентство политических новостей» (АПН) [Электронный ресурс]

URL: http://www.apn.ru/publications/print25027.htm

17 Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) – российская негосударственная исследовательская организация. [Электронный ресурс]

URL: http://www.levada.ru/26-04-2011/rossiyane-o-proekte-skolkovo-i-modernizatsii-strany

13

Библиографическая ссылка

Сарварова Э.Р., Безгласная Е.А. Социально-экономическая эффективность модернизации экономики // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6418 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат