Заочные электронные конференции
 
     
Неэкономические факторы производства и их влияние на успешность модернизации экономики
Курганова Е.О., Безгласная Е.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Курганова Е.О.

Безгласная Е.А.

Самарский государственный экономический университет

Неэкономические факторы производства и их влияние на успешность модернизации экономики

Kurganova E.O.

Bezglasnaya E.A.

Samara State University of Economy

Noneconomic factors of production and their effect on the success of the modernization of the economy

В статье рассматривается место неэкономических факторов в системе факторов производства, их особенности, а также производительная сила каждого фактора и их участие в успешности модернизации экономики.

Ключевые слова: неэкономические факторы производства, информация, человеческий капитал, образование, менталитет, организация, сетевизация, модернизация экономики.

Модернизация экономики является в любой стране результатом действия многих экономических, политических, культурных и социальных факторов. Действие этих факторов в конечном итоге реализуется в формировании технологического способа постиндустриального производства, постоянном совершенствовании методов управления экономикой, превращении науки в одну из важных производственных сил. Под влиянием научно-технического прогресса также происходят изменения в факторах производства, трансформируется процесс их взаимодействия.

Как известно, факторы производства – «это ресурсы, используемые для производства товаров и услуг»1. Обобщая различные классификации факторов, можно выделить следующие:

 Глобальная классификация2. Согласно ей ресурсы делятся на материальные (земля, капитал, сырьё) и людские (труд, рабочая сила).

 Функциональная классификация3. Ресурсы в ней получают большую детализацию: природные, трудовые, материальные, информационные, финансовые и др.

 Видовая классификация4. По происхождению – природные и людские ресурсы; по длительности использования – капитальные и переменные; по соотношению – взаимозаменяемые и дополняемые; по исчерпаемости – возобновляемые и невозобновляемые.

 Инновационная классификация5. В ресурсы включают производственный, технологический, управленческий, финансовый, инвестиционный и институциональный потенциалы.

Данные классификации предусматривают существование помимо традиционных факторов производства ещё и неэкономических факторов (например, людские, информационные, возобновляемые ресурсы, управленческий и институциональный потенциалы и т.д.). В настоящее время, когда традиционные ресурсы и источники обладают свойством исчерпаемости, редкости и дефицитности (т.е. свойством ограниченности), экономический рост всё в большей степени обеспечивается за счёт использования неэкономических факторов производства, то есть тех факторов, которые в противоположность экономическим являются неограниченными.

Выделим следующие неэкономические факторы производства:

 информация (знания),

 человеческий капитал,

 компетентностный подход в образовании,

 лидерство,

 творческие способности,

 ресурс спонтанности (мобильности),

 ограничение жизни людей,

 менталитет,

 духовный фактор (нравственность, честность, трудолюбие),

 организация,

 сетевизация.

Рассмотрим производительную силу и влияние на экономику всех вышеназванных неэкономических факторов производства.

В современном постиндустриальном обществе, наряду с наукой, непосредственной производительной силой становится неэкономический фактор «информация». Информация – это совокупность знаний природного, научного, социально-экономического и другого свойства, повышающих эффективность экономического роста. «В современной экономике информация пронизывает все классические ресурсы и в то же время является самостоятельным ресурсом»6. Использование информационного ресурса позволяет снизить роль материальных факторов производства, повысить их производительность, не увеличивая потребление энергии и сырья, дополнительной рабочей силы. Аксиома ограниченности ресурсов остаётся, но её содержание в корне меняется: «ограниченность внешних природных ресурсов сменяется ограниченностью возможностей не только потребления материальных и энергетических ресурсов, но и, главное, работы с ресурсами информации»7.

Информация имеет ряд особенностей: не убывает в процессе её использования, существует вне зависимости от пространства, существует в большом количестве в различных источниках.

Михайлов А.М. считает, что «информация представляет собой объективный набор фактов. Знания имеют субъективный характер, поскольку они неотделимы от сознания человека»8. По мнению учёного, неэкономическим фактором производства становится именно знания, а не информация.

Для оценки эффективности использования страной знаний в целях её экономического развития рассчитывается индекс экономики знаний (ИЭЗ). ИЭЗ является средним из четырех индексов: индекса институционального режима (ИИР), индекса образования (ИО), индекса инноваций (ИИ) и индекса ИКТ (ИИКТ). Каждый из этих них – это арифметическая средняя величина нормализованных данных по показателям, составляющим ту или иную группу.

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что индекс экономики знаний РФ равен 5,55, в то время как наибольшее значение индекса – 9,52:

Таблица 1.

Индекс экономики знаний и его показатели в странах мира в 2009г.

Рейтинг в мире

Изменение в рейтинге к 2008 г.

Страна

ИЭЗ

ИИР

ИИ

ИО

ИИКТ

1

2

Дания

9,52

9,61

9,49

9,78

9,21

2

-1

Швеция

9,51

9,33

9,76

9,29

9,66

3

-1

Финляндия

9,37

9,31

9,67

9,77

8,73

9

-3

США

9,02

9,04

9,47

8,74

8,83

20

-4

Япония

8,42

7,81

9,22

8,67

8

51

4

Украина

6

4,27

5,83

8,15

5,77

54

4

Бразилия

5,66

4,31

6,19

6,02

6,13

60

4

Россия

5,55

1,76

6,88

7,19

6,38

Составлено по: www.gtmarket.ru

Прибавление Россией 4 позиции в рейтинге означает положительную динамику в развитии российской сферы знаний и инноваций.

По данным Росстата лидирующими источниками информации для осуществления инноваций являются общедоступная информация и рыночные источники. Внутренние источники организаций и научные организации пока что занимают отстающую позицию в рейтинге источников информации. Удельный вес каждого источника информации отражен на рис. 1:

Рис. 1. Доля источников информации для осуществления инноваций.

Составлено по: Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. – М.: ГУ–ВШЭ, 2009.

С переходом человечества к инновационной экономике, основанной на генерации, распространении и использовании знаний в конце 50-х годов ХХ века, появилось понятие такого неэкономического фактора как человеческий капитал. Дятлов С.А. определяет человеческий капитал как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов»9.

Однако некоторые экономисты утверждают, что не все работники могут обладать человеческим капиталом (в таком случае они – просто рабочая сила). Возможность человека быть носителем человеческого капитала зависит прежде всего от здоровья, финансовых возможностей, культурных и социальных условий, мотиваций.

В ХХI веке, с необходимостью всесторонней модернизации как в России, так и в других странах, возрос спрос на обладателей человеческого капитала. Например, на основе теории человеческого капитала модернизировали свою экономику Швеция и Финляндия. В ближайшие годы Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не только сырьём, но и интеллектуальными ресурсами.

Основными катализаторами развития человеческого капитала являются конкуренция, инвестиции, инновации. Образование – главное направление деятельности по инвестированию в человеческий капитал, так как требует значительных затрат времени и средств. Инвестиции в образование выгодны не только для самого человека, но и общества в целом. «До 40% ВНП наиболее развитые страны получают в результате развития эффективной системы образования… инвестиции в развитие образования окупаются наиболее быстро. По оценке американских экспертов, 1 доллар затрат в системе образования даёт 3-6 долларов прибыли»10.

С инвестициями в человеческий капитал тесно связаны проблемы функционирования рынка образовательных услуг. В России долгое время образование было бесплатным для обучающихся. Сегодня и государственные, и коммерческие вузы предоставляют возможность обучения на платной основе.

По данным Минобрнауки РФ, приём на бюджетные места в 2011 году на первый курс очной формы обучения составил 243906 человек (438 бюджетных мест на 1000 выпускников школ). По сравнению с прошлым годом зафиксировано сокращение количества поступивших на бюджетные места на 7452 человека, что составляет менее 3%. При этом вне общего конкурса зачислено 15% студентов-бюджетников.11 Минобрнауки России позитивно оценивает данные результаты и считает, что государство обеспечило равный доступ к высшему образованию для абитуриентов.

Однако платное образование в престижных российских вузах остаётся недостижимым для многих абитуриентов. Средняя стоимость одного года обучения по всем вузам страны и по всем специальностям составляет 55273,88 рублей. На эти деньги можно получить образование, например, в Омском государственном институте сервиса, Ярославской государственной медицинской академии или Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. Максимальная же средняя стоимость обучения составляет 258333 руб. (ГУ ВШЭ), а минимальная – 15000 руб. (Дагестанский государственный педагогический университет).12

Численность студентов, обучающихся с полной учебной нагрузкой в вузах на 10000 населения России, представлена на рисунке 2:

Рис. 2. Динамика численности студентов, обучающихся с полной учебной нагрузкой в вузах.

Составлено по: www.gks.ru

На рисунке 3 представлены эти же данные за 2006 год для стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Рисунок 3. Численность студентов, обучающихся с полной учебной нагрузкой в вузах РФ и странах ОЭСР.

Составлено по: www.gks.ru

Как видно из данных графика и гистограммы, численность студентов в вузах России растёт и превышает средние показатели в странах ОЭСР. Это говорит о том, что престиж высшего образования в России высок. Однако в России до сих пор сохраняется проблема несоответствия программ обучения потребностям бизнеса. Предприятия вынуждены проводить «дообучение» работников по узкопрофессиональным вопросам и в базовом образовании.

На сегодняшний день, с повышением требований рынка труда к уровню подготовки специалистов, обладающих определённым культурным уровнем, а также знаниями, умениями и навыками (ЗУН), возросла потребность в современном подходе к высшему образованию. Данный подход базируется на ключевых компетенциях как основе формирования специалистов. Это социальные, межкультурные, коммуникативные, информационные компетенции и непрерывное обучение на протяжении всей жизни.

В ходе Болонского процесса стали активно разрабатываться различные версии конвертируемых общепонятных критериев признания результатов образования, эта новая методология получила название компетентностного подхода. Болонская декларация, подписанная Россией сентябре 2003г., основана на следующих принципах: введение двухступенчатого высшего образования, системы зачетных единиц (ECTS) для количественной получаемого образования, взаимопризнаваемых методологий проверки качества образования. Компетентностный подход как неэкономический фактор позволяет повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, адаптацию их в обществе, помогает приобрести такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, умение учиться, общаться, оценивать, логически мыслить и отбирать нужную информацию.

Движущей силой необходимых изменений и модернизации экономики является не только государство, как это всегда было в истории, но и люди-лидеры, способные быть грамотными управленцами и обладать ЗУН.

В лекции для студентов Никонов В.А. выделил следующий принцип лидерства: «Лидерами не рождаются… Лидерство – не вопрос генов или тайных знаний, доступных только избранным. Это – набор умений, навыков, знаний и способностей, которые полезны везде»13.

Есть свидетельства, что компании, которые инвестируют в развитие лидерства, успешнее других. Исследование AMA (American Management Association) доказало, что такие компании более прибыльны. В результате инвестиций в лидерство они имеют лояльный и вовлеченный персонал, а это логичным образом ведет к уменьшению текучки персонала, росту числа лояльных клиентов и росту финансовых показателей.

Однако не все люди желают стать руководителями-лидерами. Большая роль в экономике принадлежит исполнителям. По мнению Габриэляна В., современному рынку «больше нужно хороших исполнителей. Людей, способных понимать, принимать и исполнять…Без надёжных исполнителей ни один лидер не сможет реализовать ни одну из поставленных задач»14.

Именно за творческим исполнителем, как правило, закрепляется роль «ведущего». Поэтому, творческие способности как неотъемлемая часть человеческого капитала являются также важнейшим неэкономическим фактором производства. Талантами и творческими способностями могут обладать не только представители интеллектуального труда. Например, слесарь, достигнув вершин мастерства в своей профессии, доводит свои способности до уровня уникальных, т.е. до человеческого капитала.

Человек в результате приспособления к неблагоприятным воздействиям окружающей среды «практически утратил способность использовать ресурс естественного мутагенеза для своего выживания»15. Такой ресурс можно назвать «ресурсом спонтанности (мобильности)». Это не только способности человека перемещаться под воздействием внешних факторов, но и двигательная активность спонтанного типа, т.е. творчество.

Спонтанное творчество, как и естественный мутагенез, не обязательно приносит полезные и утилизируемые результаты. Одной из главных задач, решаемых в том числе и в рамках образования, является ограничение творчества людей исходя из принципа «не навреди». То есть здесь мы имеем дело с таким неэкономическим фактором производства как ограничение жизни людей.

Ресурс спонтанности (мобильности) имеет слабое развитие в России. Согласно данным экономиста Гилля И., в среднем гражданин РФ за всю жизнь меняет место жительства 2 раза, в то время как среднестатистический американец – 13 раз, а англичанин — 7 раз. В таблице 2 представлены причины смены места жительства:

Таблица 2.

Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше по причинам смены места жительства в 2010г. внутри РФ.

Причины смены места жительства

Чел.

в связи с работой

164 337

возвращение к прежнему месту жительства

159 276

из-за обострения межнациональных отношений

511

из-за обострения криминогенной обстановки

397

экологическое неблагополучие

3 309

несоответствие природно-климатических условий

4 289

причины личного, семейного характера

990 361

иные причины

200 549

причина не указана

12 954

Составлено по: www.gks.ru

Таким образом, в России смена работы не является основной причиной переезда в другой город. До сих пор люди переезжают в другое место преимущественно по личным, семейным причинам.

Наряду с институтом лидерства, ощутимо воздействует на модель экономической политики государства такой психологический фактор, как «менталитет» совместно с «экономической культурой». Экономическая культура выступает как совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения. Экономическая культура при взаимодействии с менталитетом нации формирует экономическое мышление индивидов, в результате определяется программа индивидуального экономического поведения и происходит собственно экономическое действие. Менталитет же представляет собой умонастроение, особый духовный склад ума, особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения.

В основе российского экономического мышления лежат такие черты, как прочная включенность индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичность, зависимость от государства, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, пренебрежение правом и законностью. Экономическое поведение в России, в отличие от Запада, часто имеет иррациональный характер, и экономическая выгода иногда упускается из-за влияния субъективного восприятия окружающих и причастности к коллективному духу.

Также, наряду с менталитетом, к духовным факторам можно отнести нравственность, честность, трудолюбие. Так, Бабст П.К. утверждал: «…Ежели честность и народная нравственность так много содействуют умножению народного богатства, то не забудем, что вместе с цивилизацией усиливается в народе и дух предприимчивости и трудолюбия»16. Янжул И.И. в работе «Экономическое значение честности» утверждал, что в ходе развития общества образование и нравственность населения играет не меньшую роль, чем труд и капитал. Конечно, не существует прямой зависимости между нравственностью и ростом производства. Например, промышленная революция в Западной Европе во второй половине ХVIII – первой половине ХIХ в. означала огромное возрастание производства, но не нравственный процесс, которого в те времена не наблюдалось. И тем не менее нравственность – существенный неэкономический фактор производства как в прошлом, так и настоящем.

И всё же, если государство выбирает путь модернизации экономики, ему нужна «великая перестройка в мозгах и социальная структура»17. В формировании информационной, глобальной, сетевой экономики играет важнейшую роль такой неэкономический фактор, как организация. Здесь организация понимается как деятельность по созданию, объединению, поддержанию и контролю процессов, необходимых для подготовки и создания объекта.

Например, структурно-функциональная организация производства при модернизации экономики предполагает выдвижение на первый план проекта, а не самой фирмы. Фирма становится лишь ячейкой накопления финансового капитала. Задачей же организация труда является развитие гибкого труда: частичная занятость, повременная занятость, самозанятость. При этом труд разделяется на два качественно различных труда: самопрограммируемый и подсобный труд. Примером самоорганизации людей, объединённых экономическими и другими интересами, можно считать гражданское общество – добровольно сформированные ассоциации и общественные организации.

В результате грамотной организации появляются сети, позволяющие совладать с децентрализацией производства и принимать централизованные решения. Сетевыми становятся также: власть и политика, семья и индивид, культура.

Сетевизация – неотъемлемый признак современной модернизации, её ключевая структурно-функциональная предпосылка. Сети – мощный инструмент структуризации общества снизу, согласно желаниям самих людей. Сети позволяют минимизировать институт посредничества, и тем самым обеспечивают прямые поставки товаров и услуг населению, в том числе через Интернет. Есть и обратная сторона медали: сетями пользуются теневые и криминальные структуры. Но это не повод отказываться от модернизации экономики и общества в целом, а стимул её развития опережающими темпами.

Анализируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что при усложнении производства важную роль играют неэкономические факторы.

С модернизацией экономики нельзя ассоциировать интенсификацию и мобилизацию ресурсов. Важен её конечный результат: развитие человека при сохранении стабильности биосферы как среды его обитания. Таким образом, в процессе модернизации, процессе «совершенствования социально-природного метаболизма»18, т.е. всей цепочки превращений, огромное значение имеют именно неэкономические факторы производства. Неэкономические факторы способствуют успешности модернизации экономики, так как они во многом являются неограниченными ресурсами и зависят от способностей человека. Следовательно, от человека требуется постоянное пополнение знаний и навыков, развития лидерства, творческих способностей, самоорганизации, качественной обработки информации, повышения духовного уровня.

Основными направлениями модернизации экономики РФ являются: техническое обновление устаревшей материальной базы производства, сокращение доли сырьевых отраслей и ориентация на экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, увеличение удельного веса в экономике наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

Для достижения намеченных целей в России реализуется ряд федеральных целевых программ и стратегий.

С 2009 года в РФ реализуется федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Её цель – создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодёжи в сфере науки, образования и высоких технологий.

В 2006 году Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике под председательством Министра образования и науки РФ была принята «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года». Среднесрочная цель Стратегии предполагает формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

В принятой в ноябре 2008г. Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (Концепции 2020) заявлена цель создания национальной инновационной системы, включая создание конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок. Ключевым для достижения заявленной в Концепции цели является наличие адекватных инструментов прогнозирования, которые позволяют обеспечить концентрацию всех ресурсов государства.

Развитие законодательства также включает развитие программ и конкурсов: Премия Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых, Молодежная премия Российского Союза НИО в области науки и техники «Надежда России», Конкурс «Молодые таланты», Конкурс русских инноваций и другие.

Минобрнауки РФ подготовило проект президентского указа об утверждении ежемесячных стипендий в размере 20 000 рублей для молодых ученых, которые занимаются исследованиями в области модернизации экономики. Стипендии предлагается учредить для учёных, в том числе аспирантов, в возрасте до 35 лет. Планируется, что указ вступит в силу 1 января 2012 года.

Так как бюджетных мест в ВУЗах становится всё меньше, а сдать вступительные экзамены не всегда удается на «отлично», большинству приходится расходовать денежные средства для получения высшего образования. 1 февраля 2008 года началась реализация эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

Однако в 2010 г. Президент и Правительство РФ одним из направлений политики профессионального образования определили сокращение численности ВУЗов. Последствия данных мероприятий могут быть различными, но ясно одно, что сократится доля людей с высшим образованием. Кроме того, согласно международным исследованиям качества среднего образования, Россия показывает невысокое качество подготовки выпускников своих школ. В 2009 году, по данным мониторинга оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), проводимым ОЭСР, Россия заняла 41-43 место из 65 стран, принявших участие в исследовании, со средним баллом 45919. Этот результат практически не изменился по сравнению с результатом аналогичного исследования 2000 года (средний балл — 467, 27-29 место из 32 участников), что является серьёзной причиной для беспокойства.

В рамках проекта «Модернизация региональных систем школьного образования» бюджетам субъектов РФ предоставляются средства федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств регионов по модернизации школьного образования на: приобретение оборудования, транспортных средств для перевозки школьников, пополнение фондов школьных библиотек, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, модернизацию базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения школьников.

В честь празднования 300-летия со дня рождения Михаила Ломоносова, русского учёного мирового значения, российские парламентарии предлагают ввести в образовательные стандарты изучение его трудов и активнее использовать возможности распространения научных знаний в СМИ и Интернете. Соответствующее постановление приняла 1 ноября 2011г. нижняя палата Государственной Думы РФ. Депутаты также призвали использовать механизмы господдержки внедрения достижений науки в процессе модернизации экономики России, создать благоприятные условия для развития научных школ.

Таким образом, в настоящее время в условиях ограниченности традиционных ресурсов и источников экономический рост всё в большей степени обеспечивается за счёт использования неэкономических факторов производства, то есть тех факторов, которые в противоположность экономическим являются неограниченными. В данной работе были освещены такие важнейшие неэкономические факторы, как информация (знания), человеческий капитал, компетентностный подход в образовании, менталитет в совокупности с экономической культурой и лидерством, творчество людей, ресурс спонтанности (мобильности), «ограничение жизни людей» (творчество по принципу «не навреди»), сетевизация и организация, а также духовные факторы (нравственность, честность, трудолюбие).

Высшее образование выступает в качестве особой сферы взаимодействия интересов индивида и интересов общества. В постиндустриальном обществе многим его членам придется вырабатывать новые знания и уметь использовать их.

С переходом на модернизированную экономику категория неэкономических факторов приобретает всё большую актуальность. В России реализуются различные государственные программы по развитию науки и образования, поддержки научных и научно-педагогических кадров страны. Однако основными проблемами, препятствующими инновационной деятельности людей и осуществлению модернизации экономики, остаются низкая инновационная активность преподавателей и ученых, слабое развитие инновационной инфраструктуры, недостаточная государственная поддержка творческих личностей и потенциальных лидеров.

Россия – страна, обладающая огромным потенциалом человеческих ресурсов, - вынуждена принять инновационный вызов. Сегодня вопрос стоит так: либо сокращение экономического, промышленно-производственного потенциала страны будет компенсировано на передовом научно-техническом, технологическом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инновационной активности и развития неэкономических факторов производства, либо страна будет отброшена назад по её технологическим возможностям, отстанет навсегда от высокоразвитых стран.

Список литературы

  1. Medelle S.A. Швейцарский консалтинговый центр, Контроль и обеспечение качества образования PISA 2009 // сайт www.education-medelle.com.

  2. Бабст П.К. Избранные труды. М., 1999. С. 125.

  3. Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка // Экономист. 2001. №7. С.11-17

  4. Габриэлян В. Война за таланты // Служба кадров и персонал. 2007. №8. – С. 11.

  5. Гребнев Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики. 2010. №7. – С.143, 149.

  6. Добрынин А.И., Журавлёва Г.П. Общая экономическая теория. СПб., 2001. С.31.

  7. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. С. 83.

  8. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. М., 1998. С.26

  9. Крючкова В.А. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие. Самара, 2003. С.25.

  10. Кудряшова Р.П., Матвеев К.Ю. Роль инновационно-инвестиционных ресурсов в системе факторов экономического роста // Вестник Самарской экон. акад. 2004. №2. – С. 48.

  11. Минобрнауки РФ, сайт www.mon.gov.ru // "Вступительная кампания - 2011: итоги и задачи на перспективу", Материалы к выступлению Т.М.Давыденко на пресс-конференции 6 сентября 2011 г.

  12. Михайлов А.М. Информация и знания в системе факторов постиндустриального производства // Экономические науки. 2010. №7. – С. 50.

  13. Мэнкью Н. Принципы экономикс / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999. С.779.

  14. Никонов В.А. Быть лидером: Лекция, прочитанная деканом факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова 2 сентября 2011 г. М.: Издательство Московского университета, 2011. – С. 8, 13, 17.

  15. Федеральный портал «Российское Образование», сайт www.edu.ru.

  16. Яницкий О.Н. Модернизация в России и вокруг: конспект. // Социологические исследования. 2011. №5. – С. 140.

1 Мэнкью Н. Принципы экономикс / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1999. С.779.

2 Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. М., 1998. С.26

3 Добрынин А.И., Журавлёва Г.П. Общая экономическая теория. СПб., 2001. С.31.

4 Крючкова В.А. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие. Самара, 2003. С.25.

5 Безруков В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка // Экономист. 2001. №7. С.11-17

6 Кудряшова Р.П., Матвеев К.Ю. Роль инновационно-инвестиционных ресурсов в системе факторов экономического роста // Вестник Самарской экон. акад. 2004. №2. – С. 48.

7 Гребнев Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики. 2010. №7. – С.143.

8 Михайлов А.М. Информация и знания в системе факторов постиндустриального производства // Экономические науки. 2010. №7. – С. 50.

9 Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994. С. 83.

10 Викторова Е.В. Высшее образование и человеческий капитал в инновационной экономике. // Инновации. №6. 2011. – С. 104.

11 Минобрнауки РФ, сайт www.mon.gov.ru // "Вступительная кампания - 2011: итоги и задачи на перспективу", Материалы к выступлению Т.М.Давыденко на пресс-конференции 6 сентября 2011 г.

12 Федеральный портал «Российское Образование», сайт www.edu.ru.

13 Никонов В.А. Быть лидером: Лекция, прочитанная деканом факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова 2 сентября 2011 г. М.: Издательство Московского университета, 2011. – С. 8.

14 Габриэлян В. Война за таланты // Служба кадров и персонал. 2007. №8. – С. 11.

15 Гребнев Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики . 2010. №7. С. 149.

16 Бабст П.К. Избранные труды. М., 1999. С. 125.

17 Яницкий О.Н. Модернизация в России и вокруг: конспект. // Социологические исследования. 2011. №5. – С. 140.

18 Яницкий О.Н. Модернизация в России и вокруг: конспект. // Социологические исследования. 2011. №5. – С. 136.

19 Medelle S.A.Швейцарский консалтинговый центр, Контроль и обеспечение качества образования PISA 2009 // сайт www.education-medelle.com.

18

Библиографическая ссылка

Курганова Е.О., Безгласная Е.А. Неэкономические факторы производства и их влияние на успешность модернизации экономики // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6455 (дата обращения: 05.05.2024).



Сертификат Получить сертификат