Заочные электронные конференции
 
     
Экономическая теория эластичности спроса и предложения: содержание, практическая значимость
Пирюшова Мария Юрьевна Научный руководитель: к.э.н., доцент Безгласная Е.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Пирюшова Мария Юрьевна

Научный руководитель: к.э.н., доцент Безгласная Е.А.

Самарская Государственная Областная Академия (Наяновой)

Экономическая теория эластичности спроса и предложения: содержание, практическая значимость

Экономические проблемы имеют различные толкования с точки зрения микроэкономики и макроэкономики. Если субъект – простейшая экономическая система, то теория спроса и предложения может позволить разобраться в его состоянии.

Под спросом понимается количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить при каждом возможном уровне цен в течение определённого периода времени. Предложение можно определить как шкалу, показывающую количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. В случае совпадения интересов покупателей и продавцов на рынке образуется равновесие, которое постоянно нарушается и восстанавливается в результате соответствующей реакции покупателей и продавцов на отклонение цены от равновесного уровня. Потребитель и производитель чувствительны к изменению рыночной цены. Степень реакции одной величины на изменение другой показывает эластичность спроса или предложения.

Согласно закону спроса при прочих равных условиях снижение цены ведёт к увеличению спроса и наоборот, но в жизни этот закон не всегда выполняется. Рассматривая теорию спроса и предложения, можно столкнуться с так называемыми «брендовыми» товарами. На этом рынке покупатели ведут себя нестандартно, что вызывает несомненный интерес. Современные торговые, прежде всего крупные сетевые, компании создают свои собственные частные бренды («private labels»), нацеливая потребителей на чётко узнаваемый продукт. Бренд (brand) – неосязаемая сумма свойств продукта: имени, упаковки и цены, истории, репутации и способа рекламирования, - воспринятые покупателем функциональные и эмоциональные элементы марки.1 Наиболее показательным признаком бренда является его качество и высокая стоимость, воспринимаемые с учётом того, какие материалы и технологии были использованы при создании продукта. Помимо качества и дороговизны, существенную роль играет и эстетическая составляющая: дизайн продукта и упаковка, характерный стиль торговой марки, форма подачи бренда на местах продажи – всё это позитивно воздействует на эмоциональное состояние человека. Также существует определённая последовательность стадий существования бренда на рынке, которые ограничены во времени и сменяют друг друга: внедрение, рост, зрелость, спад и насыщение2

Представим на графике жизненный цикл бренда (рис.1):

Рис.1 Жизненный цикл бренда

Исследуем спрос и предложение крупной компании «Apple» на примере брендового мобильного телефона, Iphone 4. Проанализируем стадии развития жизненного цикла и причину нестандартного поведения покупателя. Рассмотрим объём продаж данного товара, по данным магазина ООО «Мегафон» за период от 01.07.2008 по 31.08.2010, которые представлены в таблице 1

Таблица 1

Объём продаж мобильного телефона Iphone 4

 

01.07.08 – 01.08.08

01.12.08

31.12.08

31.07.10 – 08.08.10

Цена

30 000

30 000

30 000

15 000

Объём продаж

30 000 шт

120 000 шт

180 000 шт

15 000 шт

Рассчитано автором по данным магазина ООО «Мегафон»

До момента внедрения товара на рынок осуществляется большая работа по созданию марки, выбору имени и логотипа, проводится множество маркетинговых исследований. По завершении подготовительного этапа бренд внедряется (запускается) на рынок. На этой стадии товар ещё является новинкой, что даёт кратковременные монополистические преимущества. В это время бренд пытается доказать свои потребительские и технические достоинства (полезность). Требуется значительное время и большие денежные затраты на осуществление специально созданных стратегий продвижения марки на рынок. Данная фаза характеризуется медленно растущим спросом.

Если подготовительный этап, а также стадия запуска были тщательно продуманны и спланированы, то далее наблюдается рост признания и потребительской лояльности к бренду, что проявляется в увеличении спроса на него.

Фазы зрелости и насыщения характеризуются постепенным удовлетворением спроса на марочный товар, замедлением продаж. Это стадии, когда марка достигает максимального распространения. Жизненный цикл успешного бренда отличается от жизненного цикла товара длительной (а иногда бесконечной) стадией зрелости. Чем успешнее бренд, тем длительнее его стадия зрелости.

На стадии спада (упадка) наблюдается резкое снижение объёмов продаж, а затем и прибыли. Этот этап характеризуется падением уровня цен, ослаблением конкурентоспособности и появлением новой конкурентной модели, Iphona 4s. Следовательно, происходит резкое уменьшение спроса.

Рассмотренный выше анализ бренда опирался на измеримые финансовые и экономические показатели бренда (прирост цены и прирост объёмов продаж). Однако не следует забывать о том, что бренд в значительной степени является эмоциональной, психологической категорией, и именно от его эмоциональной значимости зависит то, насколько велик будет потенциальный спрос, следовательно, и предложение.

Можно сделать вывод, что спрос на брендовую марку значительно отличается от спроса на обычный товар: инвестиции в операционную поддержку бренда могут на 10-20% увеличить продажи в течение 6-24 месяцев.3 И это понятно, т.к. при очевидной значимости ориентации предприятий на новых клиентов (как условие роста общих объёмов продаж) невозможно опровергнуть один из знаменитых тезисов Парето, согласно которому 80% прибыли фирмы приносят 20% её постоянных клиентов (иными словами 20% людей съедают 80% шоколада марки «Nestle»)4.

Роль эластичности в деятельности предприятия огромная. Она используется для оценивания объёмов реализации и использования, поскольку позволяет учесть характер связей потребления и производства.

Про­из­ве­сти ана­лиз спро­са тео­ре­ти­че­ски очень слож­но, так как лю­бое изу­че­ние ста­ти­сти­ки, при­вле­че­ние со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний и пе­чат­ных ма­те­риа­лов да­ет весь­ма при­бли­зи­тель­ный ре­зуль­тат. Лич­ные кон­так­ты с воз­мож­ны­ми по­ку­па­те­ля­ми да­ют воз­мож­ность оп­ре­де­лить их пред­поч­те­ние, вку­сы и тре­бо­ва­ния, но это тре­бу­ет боль­ших за­трат вре­ме­ни и де­нег. В дан­ном слу­чае эф­фек­тив­но при­ме­нить проб­ные про­да­жи. При оп­ре­де­ле­нии объ­е­мов про­из­вод­ст­ва нель­зя не учи­ты­вать про­из­вод­ст­во это­го же то­ва­ра дру­ги­ми про­из­во­ди­те­ля­ми — кон­ку­рен­та­ми. При ре­ше­нии это­го во­про­са важ­но оп­ре­де­лить ме­ру на­сы­щен­но­сти рын­ка, а так­же на­сы­щен­ность хо­зяй­ст­вен­ной сфе­ры пред­при­ни­ма­тель­ской ини­циа­ти­вой и дея­тель­но­стью. Ес­ли эти по­ка­за­те­ли не­вы­со­ки, то мож­но на­де­ять­ся на ус­пеш­ный по­иск про­из­вод­ст­вен­ной ни­ши. Ме­то­ды оп­ре­де­ле­ния этих мер раз­лич­ны: изу­че­ние спра­воч­ных рек­лам­ных из­да­ний, ста­ти­сти­ки, кон­крет­ный ана­лиз. Оп­ре­де­лив ожи­дае­мый уро­вень спро­са, не­об­хо­ди­мое и воз­мож­ное пред­ло­же­ние со сто­ро­ны фир­мы мож­но оп­ре­де­лит воз­мож­ный объ­ем про­из­вод­ст­ва, что позволяет предопределить будущее предприятия. Иными словами, практическое значение коэффициента эластичности заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение производства.

Можно с уверенностью сказать об огромном значении эластичности спроса и предложения не только для экономики, но и для повседневной жизни человека.

Список литературы

1. Казнина О.В. Изучение жизненного цикла бренда для выбора марочной политики и повышения её эффективности, ребрендинга или «эвтаназии» бренда/ Казнина О.В. // Бренд-Менеджмент. – 2011. – №3. – С.186-192.

2. Хасис Л. О «дихотомии» бренда и о его специфике в современном торговом предпринимательстве / Хасис. Л // Российский экономический журнал. – 2010. – № 4. – С.94-96

3. Котляров.И.Д. Новый подход к классификации брендов. / Котляров.И.Д. // Бренд-Менеджмент. - 2011. - №4. - С.235-240.

1 Казнина О.В. Изучение жизненного цикла бренда для выбора марочной политики и повышения её эффективности, ребрендинга или «эвтаназии» бренда/. Казнина О.В.// Журнал «Бренд-Менеджмент». – 2011. – №3. – С.186.

2 Котляров.И.Д. Новый подход к классификации брендов. / Котляров.И.Д. // Журнал «Бренд-Менеджмент». - 2011. - №4. - С.238.

3 Хасис Л. О «дихотомии» бренда и о его специфике в современном торговом предпринимательстве / Хасис Л. // Российский экономический журнал. – 2010. – № 4. – С.94

4Там же, С.95

6

Библиографическая ссылка

Пирюшова Мария Юрьевна Научный руководитель: к.э.н., доцент Безгласная Е.А. Экономическая теория эластичности спроса и предложения: содержание, практическая значимость // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6464 (дата обращения: 05.05.2024).



Сертификат Получить сертификат