Заочные электронные конференции
 
     
Инфляция, как форма макроэкономической нестабильности.
Снарский И.А., Безгласная Е.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

ИНФЛЯЦИЯ, КАК ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИИ

Безгласная Е. А. Снарский И.А.

[INFLATION AS A FORM OF MACROECONOMIC INSTABILITYBezglasnaya E.A, Snarskiy I.A.]

Сущность инфляции состоит в нарушении закона денежного обращения, а также, в общем повышении уровня цен и как следствие обесценении денег. Современная инфляция - это одновременно и результат, и способ разрешения противоречий, свойственных общественному воспроизводству и развитию. Существует множество оснований считать, что источники инфляции коренятся не только в экономической, но и в социально-политической сфере, в общественном укладе жизни, в индивидуальной и общественной психологии современного индустриального общества. Это не означает, что инфляцию не нужно контролировать, просто бороться с ней следует не только краткосрочными методами денежно-кредитной и фискальной политики.1

Для измерения уровня инфляции используется система индексов, которая с разных сторон характеризует инфляцию. Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ или CPI), который рассчитывается как отношение потребительской корзины отчетного и базового периода. Основной проблемой данного метода является постоянно меняющийся состав потребительской корзины.2

Как свидетельствует мировая практика, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания соответствующей функциональной экономической системы. На основании анализа экономического опыта можно выделить ключевые параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции (Рис.).

В современной рыночной экономике устранить все факторы инфляции почти невозможно (бюджетный дефицит, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам монополии, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, и др.). Следовательно, полностью ликвидировать инфляцию нереально. Исходя из этого, многие государства стремятся сдерживать ее масштабы, сделать контролируемой, а не пытаться устранить ее совсем.

Рис. Функциональная экономическая система по регулированию уровня инфляции

Долгосрочная политика решает несколько задач:

  • погашение инфляционных ожиданий населения;

  • сокращение бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства;

  • принятие мер в области денежного обращения, таких как, установление лимитов на годовое увеличение денежной массы, что позволит контролировать уровень инфляции;

  • сокращение влияния внешних факторов.

Основное направление краткосрочной политики - временное снижение инфляции. Необходимое для этого расширение предложения без увеличения спроса достигается путем предоставления предприятиям льгот со стороны государства. Государство может провести приватизацию части своей собственности и таким образом повысить поступления в бюджет и снизить его дефицит. Также это понизит инфляционный спрос за счет продажи акций новых частных предприятий. Росту предложения содействует импорт потребительских товаров. Воздействие на темпы инфляции оказывает и уменьшение текущего спроса при неизменном предложении.

По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Неопределенность дальнейшей динамики инфляции связана с издержками для экономики, поскольку инфляция ведет к повышению процентных ставок (которые учитывают не только ожидаемую инфляцию, но и премию за риск), что, в свою очередь, негативно сказывается на экономической активности и уровне благосостояния населения. В условиях низкой инфляции экономика функционирует максимально эффективно и у денежных властей есть все основания стараться сохранить ее на этом уровне.

Анализ инфляционной динамики по группе из 47 стран с низкой и умеренной инфляцией (в пределах 15%) выявил положительную связь между рассматриваемыми показателями: рост инфляции на 1% сопровождается повышением волатильности на 0,83%. С ростом инфляции повышается волатильность показателей экономического роста. Это ограничивает возможности эффективного функционирования экономики. Если темпы экономического роста оказываются ниже своего потенциального уровня, часть производственных мощностей и трудовых ресурсов будет не использована, что снижает уровень жизни граждан. Точно так же функционирование экономики с превышением потенциала ведет к дефициту рабочей силы, что транслируется в рост заработных плат и инфляции, что, в конечном счете, приводит к снижению уровня благосостояния. Эмпирические оценки выявляют связь между данными показателями: при увеличении инфляции на 1% волатильность экономического роста повышается на 0,2%. Еще одно следствие высокой инфляции — большая волатильность относительных цен. В условиях рыночной экономики они служат основными индикаторами, регулирующими производство и потребление. Если система цен функционирует адекватным образом и определяется фундаментальными показателями спроса и предложения, в экономике производится оптимальное количество товаров и услуг. Основным негативным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. В первую очередь инфляция отрицательно сказывается на уровне жизни наименее обеспеченных и социально незащищенных групп населения.

Социологические опросы подтверждают первостепенное социальное значение инфляции. К примеру, проведенный Левада-Центром в апреле 2006 года опрос показал, что наиболее важными проблемами для граждан оказались повышение цен на продукты и товары (81% опрошенных), а также рост стоимости жилья и транспорта (72% опрошенных).3

Инфляция ведёт к перераспределению национального дохода и является неким сверхналогом с население, что становится причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от возрастающих цен на товары и услуги. Инфляционный налог возникает вследствие того, что при инфляции денежные средства всего населения и производителей обесцениваются пропорционально темпу инфляции. С его помощью некоторые правительства покрывают дефицитную часть бюджета, доходную часть которого они не в состоянии пополнить иным способом.

Ущерб от инфляции наносится всем категориям наёмным работникам, лицам свободных профессий, пенсионерам, рантье. Доходы населения либо уменьшаются, либо растут в меньшей степени, нежели инфляция. Вместе с тем необходимо отметить, что порой низкий уровень инфляции, является необходимым, но не достаточным условием экономического роста.

Инфляцию всегда сопровождает инфляционный налог, который способствует расслоению общества и делает бедных еще беднее, а богатых - еще богаче. Подтверждением этого служит ситуация в России в период 90-х годов. После раскручивания инфляции с 1992 года произошло увеличение дифференциации доходов между беднейшими и богатейшими группами населения. Группа населения не получавшая высокие доходы, но имевшая значительные накопления, в течение нескольких лет экономических реформ перешла в группу беднейших, так как накопления исчезли, имущество морально и физически устарело, возобновить его было невозможно. Эта группа населения, поменяла структуру потребления в сторону дешевых товаров и продуктов питания.4

На основе анализа данных инфляции по разным странам, мы можем провести сравнение России, Китая и США с точки зрения величины инфляционного налога. Выбор стран основывается на том, что США является лидером западного мира и образцом капиталистического строя, и имеет огромное влияние на мировую экономику в целом. Китай же является представителем социалистической модели, с достаточно высокими макроэкономическими показателями.

Таблица 1

Инфляционныйналог в России, Китае и США за период

2007-2009гг, млрд. долл.1)

 

2007

2008

2009

2010

 

2011

 

Россия

21,593

26,486

12,747

18,700

 

14,539

 

Китай

79,19

16,27

28,20

113,32

 

2)

 

США

35,240

-13,820

26,960

25,690

 

65,180

 

1)Составлено с использованием материалов Росстата, Центрального Банка России, Федеральной резервной системы США, Бюро переписи населения США и Народного банка Китая.

2) Данные отсутствуют

Данные таблицы 1 показывают, что в России величина инфляционного налога ниже, чем в США, также наблюдается тенденция к снижению величины данного налога. Это вызвано постепенным снижением темпов инфляции и колебаниями денежной базы. Колебания данного налога в США в первую очередь вызвано беспрецедентным увеличением денежной базы. За последние четыре года она увеличилась более чем в три раза, правительство США выпустило в обращение 1,804 трлн. долл. В 2008 году наблюдался процесс обратный по своему действию инфляционному налогу. По причине дефляции период с сентября по декабрь и увеличения денежной базы с 845,8 до 1410 млрд. долл. за последние четыре месяца 2008 года, возникла ситуация когда по причине дефляции реальные доходы выросли на 13,82 млрд. долл.

Инфляционный налог в Китае варьируется от 16,27 млрд. долл. до 113,3 млрд. долл., Скачкообразное увеличение данного налога более чем на 85 млрд. долл. в 2010 связанно не столько с ростом денежной базы на 22,93,% сколько с резким повышением инфляции с 1,5% в 2009 до 4,9% 2010 году.

При анализе инфляционного налога в России, наблюдается тенденция к повышению денежной базы. Она выросла с 4,1 трлн. руб. на начало 2007 до 7,4 трлн. руб. по состоянию на октябрь 2011 (Прил.2). Инфляция в свою очередь снизилась с 11,9% в 2007 и 13,3% в 2008 до 8,8 в 2009 и 2010 годах. В 2011 году по итогам 10 месяцев инфляция составила 6% (Прил.3). С учетом этих данных основная тенденция к снижению инфляционного налога связанна именно с замедлением темпов инфляции в стране.

При наращивании денежной массы с помощью эмиссии денег возникает особый вид дохода сеньораж,который появился еще во времена товарных денег. В средневековой Европе права на получение платы за чеканку монет было одной из привилегий суверена.

В условиях фиатных денег он стал выражаться в виде разницы между номиналом денежного знака и его себестоимостью. Сеньораж является доходом эмиссионных центров (центральных банков), в том числе и с частной формой собственности. Примером эмиссионного центра с частной формой собственности может служить Федеральная резервная система США (далее ФРС).

Государство влияет на распределение денежных средств полученных от сеньоража, с целью присвоения всего дохода или большей его части. Так, например, ФРС проводит денежную эмиссию, получаемый таким образом сеньораж, идет на выплату дивидендов владельца Резервных банков, сумма которых фиксирована на уровне 6 % от годового сеньоража, оставшаяся сумма зачисляется в доходную часть бюджета США.

Современный уровень глобализации предполагает широкое использование национальной валюты для международных расчетных операций. Из этого вытекает объективная необходимость расширения масштабов денежной эмиссии. В данной ситуации государство имеет возможность проводить дополнительную эмиссию. Сеньораж при этом будет значительно увеличен.

Для увеличения сеньоража от сделок на мировом уровне, государству необходимо заключение различного рода соглашений, в рамках которых расчеты по предстоящим сделкам будут проводиться в национальной валюте. Ярким примером, служит доллар США, который после второй мировой войны стал резервной валютой. Сразу после заключения Бреттон-Вудского соглашения, Соединенные Штаты получили возможность присваивать себе глобальный сеньораж. Данный доход варьируется в пределах от 385 млрд. долл. до 985 млрд. долл.

Бюджет США на 2011 год составляет почти 4 трлн. долл. При этом его дефицитная часть составляет около 1,28 трлн. долл.5 Часть этого дефицита покрывается за счет сеньоража, который равен 0,985 трлн. долл. или около 25% бюджета США. Данная ситуация достаточно опасна по причине того, что при столь огромном покрытии дефицитной части бюджета с помощью сеньоража, экономика становится зависимой от денежной эмиссии.

В России же величина сеньоража гораздо скромнее. Максимальный уровень данного дохода, зафиксированный в 2010 году, составил менее 200 млрд. долл. Как и в США на его величину сильное воздействие оказал отток капитала. За 2008 год из страны было вывезено более 130 млрд. долл. При этом денежная масса уменьшилась на сумму около 6 млрд.долл.

Если сравнить сеньораж 2011 года с бюджетом России этого же года, то мы увидим, что данный вид дохода составляет почти 14% от всех доходов государства. Это доказывает то что данный вид дохода является крайне важным источником средств для государства.

Таблица 2

Соотношение величины сеньоража с ВВП в России и США за 2007-2009гг.1)

 

США

Россия

Сеньораж млрд. долл.

Соотношение с ВВП

Сеньораж млрд. долл.

Соотношение с ВВП

2007

385

2,79%

87,79

2,90%

2008

736,9

5,17%

128,52

9,99%

2009

667,9

4,68%

132,01

5,75%

2010

494,2

3,37%

188,12

7,74%

2011

984,965

6,48%

79,98

12,17%

1)Составлено с использованием данных Росстата, Центрального Банка России, Федеральной резервной системы США и Бюро переписи населения США.

Во многих источниках сеньораж называют инфляционным налогом. На самом деле это два различных понятия. Действие инфляционного налога зависит только от темпов инфляции и денежной базы. Инфляция неразрывно связана с данным налогом. Сеньораж в отличии от инфляционного налога возникает вне зависимости от инфляции. Проведем анализ инфляции, сеньоража и инфляционного налога в России на основании данных Таблицы 3.

Если исходить из того что инфляционный налог и сеньораж одно и тоже то и эмпирически посчитанные значения будут равны. Но по расчетам получается две совершенно разные цифры. Инфляционный налог равен около 415 млрд. руб., а сеньораж равен почти 2,23 трлн. руб. Причиной этого расхождения является различность механизмов и факторов образования инфляционного налога.

График

Динамика величин инфляционного налога и сеньоража в России за период 2007-2011гг.1)

  1. Составлено по данным Росстата и Центрального Банка России.

В основе образования инфляционного лежит сам механизм инфляции, проявляющийся в повышении общего уровня цен и как следствие обесценении денег. Факторами роста инфляционного налога служит весь перечень причин подстегивающих инфляцию. В отличие от инфляционного налога сеньораж является доходом от эмиссии денег. Таким образом, на величину сеньоража влияют увеличение денежной массы за счет эмиссии денежных средств и стоимость производства денег. При этом инфляция не является прямой причиной возникновения сеньоража. Она может возникнуть параллельно с ним, в связи с избыточной эмиссией денег. Таким образом, можно сделать вывод, что сеньораж и инфляционный налог независимые друг от друга понятия.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 02.12.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

  2. Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"

  3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

  4. Большая книга по экономике./ Пер. с нем. Годфрида В. – М.: ТЕРРА, 2000. – 736с.

  5. Ивасенко А.Г. Инфляция как критерий формирования экономической политики / Ивасенко А.Г., Носков М.А., Павленко В.А. - Новосибирск: СГГА, 2001. –200с.

  6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2002. – 472с.

  7. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.

  8. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Республика, 2006

  9. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 522 с.

  10. Хейне П. Экономический образ мышления Москва 2000 С.487

  11. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Маркетинг. - 2006.-№3. – с.3-13.

  12. Баранов, А. Соотношение монетарных и немонетарных факторов в формировании инфляции в России // ЭКО. - 2007. - №11. – с.35-42.

  13. Вайшнурс А. Мировой опыт управления инфляцией // Финансы и кредит. - 2007.-№10. – с.63-69.

  14. Греков И.Е. Об оптимальном уровне инфляции // ЭКО.-2009.-№8. – с.2-13.

  15. Евстигнеева, Л. Инфляция в новом измерении // Вопр. экономики. - 2008. - №7. – с.46-60.

  16. Ишханов А.В. Инфляционные процессы в новой России // Финансы и кредит. - 2009.-№4. – с.42-49

  17. Кудрин, А. Инфляция: российские и мировые тенденции// Вопр. экономики. - 2007. - №10. – с.4-26.

  18. Малкин М.Ю. Инфляционный процесс как единство накопления инфляционного потенциала и открытой инфляции // Финансы и кредит, 2005, №24, – с.2-7

  19. Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм // Экономист. - 2008. - № 7. – с.25-33.

  20. Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект // Вопр.экономики. - 2006.-№1. – с.39-49.

  21. Осадчая, И. Инфляция: причины и способы противодействия // Человек и труд. - 2008. - №4. – с.52-57.

  22. Осипова О. Базовая инфляция и влияние денежных факторов на инфляционные процессы // Проблемы прогнозирования. - 2003.-№3. – с.120-130.

  23. Рахман И. О естественной природе инфляции в условиях рыночной экономики // Экономика стр-ва. - 2004.-№1. – с.52-57.

  24. Рогова О. Инфляция и воспроизводство // Экономист. - 2007.-№1.– с.37-45.

  25. Садков В.Г., Греков И.Е. Влияние инфляционных процессов на конечные результаты общественного развития. Исследование макроэкономических процессов. // Вопросы статистики. - 2007.-№2. – с.34-41.

  26. Центральный банк Российской Федерации. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (по данным платежного баланса).// Бюллетень банковской статистики. -2010.-№12(211).-с.-18.

  27. Центральный банк Российской Федерации. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (по данным платежного баланса).// Бюллетень банковской статистики. -2011.-№10(221).-с.-19.

  28. Центральный банк Российской Федерации. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (по данным платежного баланса).// Бюллетень банковской статистики. -2009.-№12(199).-с.-19.

  29. Центральный банк Российской Федерации. Экономическое положение России.// Годовой отчет Банка России за 2009 год. -2010.-с.17-18.

  30. Центральный банк Российской Федерации. Экономическое положение России.// Годовой отчет Банка России за 2010 год. -2011.-с.17-18.

  31. Чистенко Е.Е. Скрытая инфляция: трактовка категории и методы оценки. Вопросы методологии. // Вопросы статистики. - 2007.-№11. – с.-39-43.

  32. http://www.cbr.ru/ - Банк России, официальный сайт.

  33. http://www.census.gov/ - Бюро переписи населения США

  34. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html - Всемирная книга фактов.

  35. http://www.federalreserve.gov - Федеральная Резервная Система США, официальный сайт.

  36. http://www. Gks.ru - Росстат, официальный сайт.

  37. http://www.Levada.Ru/press/2006042401.html.

  38. http://www.pbc.gov.cn - Народный банк Китая, официальный сайт.

1 Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект // Вопр.экономики. - 2006.-№1. – с.39-49.

2 Чистенко Е.Е. Скрытая инфляция: трактовка категории и методы оценки. Вопросы методологии. // Вопросы статистики. - 2007.-№11. – с.-39-43.

3 http://www.Levada.Ru/press/2006042401.html

4 Ишханов А.В. Инфляционные процессы в новой России // Финансы и кредит. - 2009.-№4. – с.42-49

5 http://top.rbc.ru/economics/24/08/2011/612100.shtml

13

Библиографическая ссылка

Снарский И.А., Безгласная Е.А. Инфляция, как форма макроэкономической нестабильности. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6475 (дата обращения: 05.05.2024).



Сертификат Получить сертификат