ИНФЛЯЦИЯ, КАК ФОРМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИИ
Безгласная Е. А. Снарский И.А.
[INFLATION AS A FORM OF MACROECONOMIC INSTABILITYBezglasnaya E.A, Snarskiy I.A.]
Сущность инфляции состоит в нарушении закона денежного обращения, а также, в общем повышении уровня цен и как следствие обесценении денег. Современная инфляция - это одновременно и результат, и способ разрешения противоречий, свойственных общественному воспроизводству и развитию. Существует множество оснований считать, что источники инфляции коренятся не только в экономической, но и в социально-политической сфере, в общественном укладе жизни, в индивидуальной и общественной психологии современного индустриального общества. Это не означает, что инфляцию не нужно контролировать, просто бороться с ней следует не только краткосрочными методами денежно-кредитной и фискальной политики.1
Для измерения уровня инфляции используется система индексов, которая с разных сторон характеризует инфляцию. Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (ИПЦ или CPI), который рассчитывается как отношение потребительской корзины отчетного и базового периода. Основной проблемой данного метода является постоянно меняющийся состав потребительской корзины.2
Как свидетельствует мировая практика, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания соответствующей функциональной экономической системы. На основании анализа экономического опыта можно выделить ключевые параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции (Рис.).
В современной рыночной экономике устранить все факторы инфляции почти невозможно (бюджетный дефицит, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам монополии, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, и др.). Следовательно, полностью ликвидировать инфляцию нереально. Исходя из этого, многие государства стремятся сдерживать ее масштабы, сделать контролируемой, а не пытаться устранить ее совсем.
Рис. Функциональная экономическая система по регулированию уровня инфляции
Долгосрочная политика решает несколько задач:
погашение инфляционных ожиданий населения;
сокращение бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства;
принятие мер в области денежного обращения, таких как, установление лимитов на годовое увеличение денежной массы, что позволит контролировать уровень инфляции;
сокращение влияния внешних факторов.
Основное направление краткосрочной политики - временное снижение инфляции. Необходимое для этого расширение предложения без увеличения спроса достигается путем предоставления предприятиям льгот со стороны государства. Государство может провести приватизацию части своей собственности и таким образом повысить поступления в бюджет и снизить его дефицит. Также это понизит инфляционный спрос за счет продажи акций новых частных предприятий. Росту предложения содействует импорт потребительских товаров. Воздействие на темпы инфляции оказывает и уменьшение текущего спроса при неизменном предложении.
По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Неопределенность дальнейшей динамики инфляции связана с издержками для экономики, поскольку инфляция ведет к повышению процентных ставок (которые учитывают не только ожидаемую инфляцию, но и премию за риск), что, в свою очередь, негативно сказывается на экономической активности и уровне благосостояния населения. В условиях низкой инфляции экономика функционирует максимально эффективно и у денежных властей есть все основания стараться сохранить ее на этом уровне.
Анализ инфляционной динамики по группе из 47 стран с низкой и умеренной инфляцией (в пределах 15%) выявил положительную связь между рассматриваемыми показателями: рост инфляции на 1% сопровождается повышением волатильности на 0,83%. С ростом инфляции повышается волатильность показателей экономического роста. Это ограничивает возможности эффективного функционирования экономики. Если темпы экономического роста оказываются ниже своего потенциального уровня, часть производственных мощностей и трудовых ресурсов будет не использована, что снижает уровень жизни граждан. Точно так же функционирование экономики с превышением потенциала ведет к дефициту рабочей силы, что транслируется в рост заработных плат и инфляции, что, в конечном счете, приводит к снижению уровня благосостояния. Эмпирические оценки выявляют связь между данными показателями: при увеличении инфляции на 1% волатильность экономического роста повышается на 0,2%. Еще одно следствие высокой инфляции — большая волатильность относительных цен. В условиях рыночной экономики они служат основными индикаторами, регулирующими производство и потребление. Если система цен функционирует адекватным образом и определяется фундаментальными показателями спроса и предложения, в экономике производится оптимальное количество товаров и услуг. Основным негативным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. В первую очередь инфляция отрицательно сказывается на уровне жизни наименее обеспеченных и социально незащищенных групп населения.
Социологические опросы подтверждают первостепенное социальное значение инфляции. К примеру, проведенный Левада-Центром в апреле 2006 года опрос показал, что наиболее важными проблемами для граждан оказались повышение цен на продукты и товары (81% опрошенных), а также рост стоимости жилья и транспорта (72% опрошенных).3
Инфляция ведёт к перераспределению национального дохода и является неким сверхналогом с население, что становится причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от возрастающих цен на товары и услуги. Инфляционный налог возникает вследствие того, что при инфляции денежные средства всего населения и производителей обесцениваются пропорционально темпу инфляции. С его помощью некоторые правительства покрывают дефицитную часть бюджета, доходную часть которого они не в состоянии пополнить иным способом.
Ущерб от инфляции наносится всем категориям наёмным работникам, лицам свободных профессий, пенсионерам, рантье. Доходы населения либо уменьшаются, либо растут в меньшей степени, нежели инфляция. Вместе с тем необходимо отметить, что порой низкий уровень инфляции, является необходимым, но не достаточным условием экономического роста.
Инфляцию всегда сопровождает инфляционный налог, который способствует расслоению общества и делает бедных еще беднее, а богатых - еще богаче. Подтверждением этого служит ситуация в России в период 90-х годов. После раскручивания инфляции с 1992 года произошло увеличение дифференциации доходов между беднейшими и богатейшими группами населения. Группа населения не получавшая высокие доходы, но имевшая значительные накопления, в течение нескольких лет экономических реформ перешла в группу беднейших, так как накопления исчезли, имущество морально и физически устарело, возобновить его было невозможно. Эта группа населения, поменяла структуру потребления в сторону дешевых товаров и продуктов питания.4
На основе анализа данных инфляции по разным странам, мы можем провести сравнение России, Китая и США с точки зрения величины инфляционного налога. Выбор стран основывается на том, что США является лидером западного мира и образцом капиталистического строя, и имеет огромное влияние на мировую экономику в целом. Китай же является представителем социалистической модели, с достаточно высокими макроэкономическими показателями.
Таблица 1
Инфляционныйналог в России, Китае и США за период
2007-2009гг, млрд. долл.1)
2007
2008
2009
2010
2011
Россия
21,593
26,486
12,747
18,700
14,539
Китай
79,19
16,27
28,20
113,32
2)
США
35,240
-13,820
26,960
25,690
65,180
1)Составлено с использованием материалов Росстата, Центрального Банка России, Федеральной резервной системы США, Бюро переписи населения США и Народного банка Китая.
2) Данные отсутствуют
Данные таблицы 1 показывают, что в России величина инфляционного налога ниже, чем в США, также наблюдается тенденция к снижению величины данного налога. Это вызвано постепенным снижением темпов инфляции и колебаниями денежной базы. Колебания данного налога в США в первую очередь вызвано беспрецедентным увеличением денежной базы. За последние четыре года она увеличилась более чем в три раза, правительство США выпустило в обращение 1,804 трлн. долл. В 2008 году наблюдался процесс обратный по своему действию инфляционному налогу. По причине дефляции период с сентября по декабрь и увеличения денежной базы с 845,8 до 1410 млрд. долл. за последние четыре месяца 2008 года, возникла ситуация когда по причине дефляции реальные доходы выросли на 13,82 млрд. долл.
Инфляционный налог в Китае варьируется от 16,27 млрд. долл. до 113,3 млрд. долл., Скачкообразное увеличение данного налога более чем на 85 млрд. долл. в 2010 связанно не столько с ростом денежной базы на 22,93,% сколько с резким повышением инфляции с 1,5% в 2009 до 4,9% 2010 году.
При анализе инфляционного налога в России, наблюдается тенденция к повышению денежной базы. Она выросла с 4,1 трлн. руб. на начало 2007 до 7,4 трлн. руб. по состоянию на октябрь 2011 (Прил.2). Инфляция в свою очередь снизилась с 11,9% в 2007 и 13,3% в 2008 до 8,8 в 2009 и 2010 годах. В 2011 году по итогам 10 месяцев инфляция составила 6% (Прил.3). С учетом этих данных основная тенденция к снижению инфляционного налога связанна именно с замедлением темпов инфляции в стране.
При наращивании денежной массы с помощью эмиссии денег возникает особый вид дохода сеньораж,который появился еще во времена товарных денег. В средневековой Европе права на получение платы за чеканку монет было одной из привилегий суверена.
В условиях фиатных денег он стал выражаться в виде разницы между номиналом денежного знака и его себестоимостью. Сеньораж является доходом эмиссионных центров (центральных банков), в том числе и с частной формой собственности. Примером эмиссионного центра с частной формой собственности может служить Федеральная резервная система США (далее ФРС).
Государство влияет на распределение денежных средств полученных от сеньоража, с целью присвоения всего дохода или большей его части. Так, например, ФРС проводит денежную эмиссию, получаемый таким образом сеньораж, идет на выплату дивидендов владельца Резервных банков, сумма которых фиксирована на уровне 6 % от годового сеньоража, оставшаяся сумма зачисляется в доходную часть бюджета США.
Современный уровень глобализации предполагает широкое использование национальной валюты для международных расчетных операций. Из этого вытекает объективная необходимость расширения масштабов денежной эмиссии. В данной ситуации государство имеет возможность проводить дополнительную эмиссию. Сеньораж при этом будет значительно увеличен.
Для увеличения сеньоража от сделок на мировом уровне, государству необходимо заключение различного рода соглашений, в рамках которых расчеты по предстоящим сделкам будут проводиться в национальной валюте. Ярким примером, служит доллар США, который после второй мировой войны стал резервной валютой. Сразу после заключения Бреттон-Вудского соглашения, Соединенные Штаты получили возможность присваивать себе глобальный сеньораж. Данный доход варьируется в пределах от 385 млрд. долл. до 985 млрд. долл.
Бюджет США на 2011 год составляет почти 4 трлн. долл. При этом его дефицитная часть составляет около 1,28 трлн. долл.5 Часть этого дефицита покрывается за счет сеньоража, который равен 0,985 трлн. долл. или около 25% бюджета США. Данная ситуация достаточно опасна по причине того, что при столь огромном покрытии дефицитной части бюджета с помощью сеньоража, экономика становится зависимой от денежной эмиссии.
В России же величина сеньоража гораздо скромнее. Максимальный уровень данного дохода, зафиксированный в 2010 году, составил менее 200 млрд. долл. Как и в США на его величину сильное воздействие оказал отток капитала. За 2008 год из страны было вывезено более 130 млрд. долл. При этом денежная масса уменьшилась на сумму около 6 млрд.долл.
Если сравнить сеньораж 2011 года с бюджетом России этого же года, то мы увидим, что данный вид дохода составляет почти 14% от всех доходов государства. Это доказывает то что данный вид дохода является крайне важным источником средств для государства.
Таблица 2
Соотношение величины сеньоража с ВВП в России и США за 2007-2009гг.1)
США
Россия
Сеньораж млрд. долл.
Соотношение с ВВП
Сеньораж млрд. долл.
Соотношение с ВВП
2007
385
2,79%
87,79
2,90%
2008
736,9
5,17%
128,52
9,99%
2009
667,9
4,68%
132,01
5,75%
2010
494,2
3,37%
188,12
7,74%
2011
984,965
6,48%
79,98
12,17%
1)Составлено с использованием данных Росстата, Центрального Банка России, Федеральной резервной системы США и Бюро переписи населения США.
Во многих источниках сеньораж называют инфляционным налогом. На самом деле это два различных понятия. Действие инфляционного налога зависит только от темпов инфляции и денежной базы. Инфляция неразрывно связана с данным налогом. Сеньораж в отличии от инфляционного налога возникает вне зависимости от инфляции. Проведем анализ инфляции, сеньоража и инфляционного налога в России на основании данных Таблицы 3.
Если исходить из того что инфляционный налог и сеньораж одно и тоже то и эмпирически посчитанные значения будут равны. Но по расчетам получается две совершенно разные цифры. Инфляционный налог равен около 415 млрд. руб., а сеньораж равен почти 2,23 трлн. руб. Причиной этого расхождения является различность механизмов и факторов образования инфляционного налога.
График
Динамика величин инфляционного налога и сеньоража в России за период 2007-2011гг.1)
Составлено по данным Росстата и Центрального Банка России.
В основе образования инфляционного лежит сам механизм инфляции, проявляющийся в повышении общего уровня цен и как следствие обесценении денег. Факторами роста инфляционного налога служит весь перечень причин подстегивающих инфляцию. В отличие от инфляционного налога сеньораж является доходом от эмиссии денег. Таким образом, на величину сеньоража влияют увеличение денежной массы за счет эмиссии денежных средств и стоимость производства денег. При этом инфляция не является прямой причиной возникновения сеньоража. Она может возникнуть параллельно с ним, в связи с избыточной эмиссией денег. Таким образом, можно сделать вывод, что сеньораж и инфляционный налог независимые друг от друга понятия.
Список используемой литературы:
Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 02.12.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Большая книга по экономике./ Пер. с нем. Годфрида В. – М.: ТЕРРА, 2000. – 736с.
Ивасенко А.Г. Инфляция как критерий формирования экономической политики / Ивасенко А.Г., Носков М.А., Павленко В.А. - Новосибирск: СГГА, 2001. –200с.
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Республика, 2006
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 522 с.
Хейне П. Экономический образ мышления Москва 2000 С.487
Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Маркетинг. - 2006.-№3. – с.3-13.
Баранов, А. Соотношение монетарных и немонетарных факторов в формировании инфляции в России // ЭКО. - 2007. - №11. – с.35-42.
Вайшнурс А. Мировой опыт управления инфляцией // Финансы и кредит. - 2007.-№10. – с.63-69.
Греков И.Е. Об оптимальном уровне инфляции // ЭКО.-2009.-№8. – с.2-13.
Евстигнеева, Л. Инфляция в новом измерении // Вопр. экономики. - 2008. - №7. – с.46-60.
Ишханов А.В. Инфляционные процессы в новой России // Финансы и кредит. - 2009.-№4. – с.42-49
Кудрин, А. Инфляция: российские и мировые тенденции// Вопр. экономики. - 2007. - №10. – с.4-26.
Малкин М.Ю. Инфляционный процесс как единство накопления инфляционного потенциала и открытой инфляции // Финансы и кредит, 2005, №24, – с.2-7
Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм // Экономист. - 2008. - № 7. – с.25-33.
Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект // Вопр.экономики. - 2006.-№1. – с.39-49.
Осадчая, И. Инфляция: причины и способы противодействия // Человек и труд. - 2008. - №4. – с.52-57.
Осипова О. Базовая инфляция и влияние денежных факторов на инфляционные процессы // Проблемы прогнозирования. - 2003.-№3. – с.120-130.
Рахман И. О естественной природе инфляции в условиях рыночной экономики // Экономика стр-ва. - 2004.-№1. – с.52-57.
Рогова О. Инфляция и воспроизводство // Экономист. - 2007.-№1.– с.37-45.
Садков В.Г., Греков И.Е. Влияние инфляционных процессов на конечные результаты общественного развития. Исследование макроэкономических процессов. // Вопросы статистики. - 2007.-№2. – с.34-41.
Центральный банк Российской Федерации. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (по данным платежного баланса).// Бюллетень банковской статистики. -2010.-№12(211).-с.-18.
Центральный банк Российской Федерации. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (по данным платежного баланса).// Бюллетень банковской статистики. -2011.-№10(221).-с.-19.
Центральный банк Российской Федерации. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором (по данным платежного баланса).// Бюллетень банковской статистики. -2009.-№12(199).-с.-19.
Центральный банк Российской Федерации. Экономическое положение России.// Годовой отчет Банка России за 2009 год. -2010.-с.17-18.
Центральный банк Российской Федерации. Экономическое положение России.// Годовой отчет Банка России за 2010 год. -2011.-с.17-18.
Чистенко Е.Е. Скрытая инфляция: трактовка категории и методы оценки. Вопросы методологии. // Вопросы статистики. - 2007.-№11. – с.-39-43.
http://www.cbr.ru/ - Банк России, официальный сайт.
http://www.census.gov/ - Бюро переписи населения США
https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html - Всемирная книга фактов.
http://www.federalreserve.gov - Федеральная Резервная Система США, официальный сайт.
http://www. Gks.ru - Росстат, официальный сайт.
http://www.Levada.Ru/press/2006042401.html.
http://www.pbc.gov.cn - Народный банк Китая, официальный сайт.
1 Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект // Вопр.экономики. - 2006.-№1. – с.39-49.
2 Чистенко Е.Е. Скрытая инфляция: трактовка категории и методы оценки. Вопросы методологии. // Вопросы статистики. - 2007.-№11. – с.-39-43.
3 http://www.Levada.Ru/press/2006042401.html
4 Ишханов А.В. Инфляционные процессы в новой России // Финансы и кредит. - 2009.-№4. – с.42-49