Samara State University of Economics, Samara, Russia
Теневая экономика как инверсия несостоятельности рынка.
A shadow economy as an inversion of a market failure.
Несостоятельность рынка представляет собой неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.
Причины несостоятельности рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.
Одной из этих причин является теневая экономика. Она возникла с появлением государства, которое наряду с правами граждан ввело для них определенные ограничения.
Проблема теневой экономики является весьма актуальной в наши дни. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Она существует в любых экономических системах (рыночной, командно-административной, смешанной), выступая фактором экономической нестабильности.
В России теневая экономическая деятельность пустила глубокие корни и получила распространение во всех сферах экономики. Теневые процессы стали неотъемлемой чертой уровня и образа жизни населения страны. Характерная особенность современной России – это «теневые» договоренности в рамках институтов исполнительной и законодательной власти, «теневые» методы решения проблем в отраслях социальной сферы.
Следует отметить, что к настоящему времени теневые процессы приобрели системный характер. Они пронизывают все сферы общества: политическую, социальную, экономическую, правоохранительную. И главная опасность здесь заключена в их устойчивости и стабильности, о чем свидетельствуют появление специфических социальных норм и традиций, формирование соответствующих им социальных групп, влияние, которое они оказывают на экономику и политику. Масштабность этого явления представляет опасность для стабильности российского общества в целом. 1
Существует ряд факторов, способствующих увеличению объема теневой экономики. К ним следует отнести: 2
1. Финансово-экономические:
1) Несовершенство налоговой системы (до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30%).
2) Несправедливое первичное распределение капитала (теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП).
3) Отсутствие государственной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени.
4) Архивная структура финансов ( сегодня денежные средства, находящиеся в обращении в теневой экономике вне российских банков, составляют астрономическую цифру – 4,3 триллиона рублей, что в 1,2 раза больше всей официальной денежной массы М2, в 1,8 раза больше суммы безналичных на счетах в банках, в 2,2 раза превышают национальную денежную базу и в 13,5 раза больше объема денежных средств, используемых в расчетах всеми российскими кредитными организациями).
2. Правовые:
1) Существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственной нелегальной деятельности.
2) Отсутствие криминологической экспертизы проектов законодательных актов.
3) Слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов.
4) Отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной преступностью, в том числе в экономической сфере.
3. Административные:
1) Отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России.
2) Чрезмерные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса.
4. Общественно – политические:
1) Неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития.
2) Недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету.
3) Деградация культуры, пропаганда культа криминалитета, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.
В целом, теневизация экономики - это процесс формирования специфических хозяйственных отношений, не отражаемых в официальной отчетности и формальных контрактах или отражаемых заведомо не адекватным образом.
Теневая экономика напрямую связана с уклонением от уплаты налогов, которое стало характерным для многих российских предпринимателей. Пытаясь избежать дополнительного налогового бремени, растущего в связи с увеличением потребности государства в финансовых ресурсах, хозяйствующие субъекты (как юридические, так и физические лица) применяют разнообразные способы и схемы уклонения от налогообложения.
Таблица 1.
Классификация способов теневизации экономической деятельности. 3
Источник: Электронный научный журнал «Управление экономическими системами»
К способам, полностью скрываемым экономическую деятельность, как показано в таблице 1, относятся способы уклонения от налогового контроля. К данной категории относится небольшое количество способов: уклонение от постановки на налоговый учет и непредставление налоговых деклараций. И в том, и в другом случае деятельность хозяйствующим субъектом осуществляется, но фактически не контролируется государством. Применение этих способов характерно для малого бизнеса либо индивидуальной предпринимательской деятельности и не на длительный срок. Больший вред приносят организации, которые на налоговый учет встали, но налоговых деклараций не представляют. Это так называемые фирмы-однодневки, которые используются крупными и средними налогоплательщиками в схемах частичного сокрытия деятельности, осуществление которых без фирм-однодневок было бы невозможным, а ущерб от применения таких схем очень значителен.
Способы частичного сокрытия деятельности и уклонения от уплаты налогов подразумевают собой уменьшение налогооблагаемых баз по соответствующему налогу. По этому принципу выделяются:
1. «Зарплатные схемы», которые направлены на снижение налоговых и социальных отчислений путем сокрытия действительного фонда оплаты труда. Сюда относится выплата зарплаты в «конвертах», занижение и сокрытие численности работников.
3. Способы сокрытия объемов производства и реализации продукции
Теневая экономика безусловно порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу расцвета теневой экономики. Теневой сектор является благодатной почвой для разрастания коррупции, потому что находится вне поля правовой защиты. Теневая экономика создает устойчивый спрос на коррупционные услуги и программирует необходимое ей число коррумпированных чиновников.
Коррупционная деятельность – сама по себе часть теневой экономики. Борьба с коррупцией неэффективна без одновременной борьбы с теневой экономикой. Таким образом создается порочный замкнутый круг. 4
Во-первых, теневая экономика может существовать и развиваться в значительных масштабах лишь в условиях коррумпированности всех систем государственной власти и управления.
Во-вторых, теневая экономика формирует коррупционные отношения во всех тех сферах политики и экономики, от которых зависит ее благополучное существование.
В-третьих, коррупция вынуждает теневую экономику оставаться в тени и вести нелегальный бизнес.
В-четвертых, коррупция создает основу для формирования новых сфер и видов теневой экономики.
В-пятых, теневая экономика – финансовая основа коррупции, а коррупция – финансовая основа теневой экономики.
Налоги и налоговая политика выступают как мощный инструмент воздействия на экономику, находящийся в руках государства, а также как показатель зависимости государства от налогоплательщиков, поэтому они включены в систему экономической безопасности государства. Большая часть показателей и критериев экономической безопасности в существенной мере касается состояния государственного бюджета, формируемого на основе налоговых поступлений; налоговый механизм является средством обеспечения безопасности и одновременно моментом возникновения угроз и рисков для государства.
Налоговая дисциплина и мораль в России находятся на низком уровне. Желание любой ценой снизить свои налоговые обязательства нередко вынуждает налогоплательщиков прибегать к самым разнообразным методам минимизации налогообложения, как правило, незаконным.
Уклонение от уплаты налогов (или незаконная минимизация) влечет негативные последствия как для государства в целом, так и для его экономики, в частности. При этом государственный бюджет недополучает запланированные налоговые доходы, что может привести к приостановке реализации некоторых государственных программ, задержке заработной платы работникам бюджетных организаций и к другим негативным последствиям5.
В настоящий момент пресечение попыток нелегальной минимизации налогов возведено в ранг государственной налоговой политики и является одним из основных направлений деятельности государственных контролирующих органов, а также главной целью текущего налогового законотворчества.
В настоящее время существует большое количество разнообразных схем незаконной минимизации налогов или уклонения от их уплаты, которые способствуют развитию теневой экономики и тем самым угрожают экономической безопасности государства.
Возможности оценки масштабов теневой экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Вследствие этого для оценки используются различные косвенные методы, точность результатов которых зависит от соблюдения многих условий.
Таблица 2.
Составлено по: Бекряшев А.К., Белозеров И.П., Бекряшева Н.С. Теневая экономика и экономическая преступность. Учебник / Омский государственный университет, 2000.
1. Учетно-статистические методы направлены на обеспечение наиболее полной регистрации теневых экономических явлений для обобщающей характеристики всей их совокупности и отдельных групп, выявления и изучение массовых статистических закономерностей. Они подразделяются на:
1) Метод специфических индикаторов связан с использованием какого-либо одного показателя, отражающего уровень экономической деятельности и полученного прямым или косвенным способом.
В рамках данного общего метода выделяют категории частных, к числу которых можно отнести:
а) Прямые методы, важной категорией которых является фиксация данных о деятельности государственных контролирующих и правоохранительных органов.
б) Косвенные методы, которые основаны преимущественно на информации систем сводных макроэкономических официальной статистики, данных финансовых и налоговых органов.
2) Структурный метод.Основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.
3) Метод мягкого моделирования (оценки детерминантов). Связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов.
4) Экспертный метод. Использование экспертных оценок является необходимым условием исследования такого сложно, малоизученного явления как теневая экономика. Суть этого метода в следующем. Сначала эксперт определяет, насколько можно доверять данным по какой-либо отрасли, виду преступной деятельности и т.п. А затем после сбора данных из обычных источников их автоматически досчитывают на определенную величину. Методология экспертных оценок определяется самим экспертом.
5) Смешанные методы. Предполагают использование метода скрытых переменных и комплекса различных методов при оценке различных сфер теневой экономической деятельности.
2. Методы открытой проверки - они обеспечивают выявление криминальной экономической деятельности лишь в той мере, в какой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов.
3. Специальные методы экономико-правового анализа - позволяют эффективно применять специальные экономические и бухгалтерские познания в юридической практике.
1) Метод документального анализа – его целью является обнаружение деструктивных факторов хозяйственной деятельности, проявляющихся в форме специфических документальных несоответствий.
2) Метод бухгалтерского анализа - представляет собой системное исследование контрольных функций элементов метода бухгалтерского учета (баланс, счета и двойная запись; оценка и калькуляция, инвентаризация и документация) для выявления учетных несоответствий и отклонений в нормальном течении экономической деятельности.
3) Метод экономического анализа - основан на учете взаимосвязи и взаимообусловленности различных экономических показателей, которые в условиях нормальной экономической деятельности находятся в сопряженном состоянии. Экономический анализ позволяет вскрыть причины отклонений от нормальной экономической деятельности.
На уровень и динамику теневой экономики влияет ряд факторов6:
1. Размеры получаемого дохода
2. Тенденция к сокращению рабочего дня
3. Рост безработицы
4. Официальные и неофициальные запреты на работу для отдельных категорий рабочей силы (ограничения на совместительство, отсутствие гражданства, нежелание нанимать инвалидов и т. п.)
5. Нежелание предпринимателей преодолевать административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий
6. Интенсивность государственного контроля и сложность налоговой системы и др.
Согласно данным на сайте Федеральной службы государственной статистики7, в 2010 году в России было зарегистрировано 190,2 тыс. преступлений в сфере экономики, что значительно меньше, чем в 2009 году, как по данным МВД (428,8 тыс.), так и информации Росстата (292,7 тыс.). Столь большое снижение экономической преступности охватило подавляющее большинство регионов России и абсолютно все федеральные округа.
Лидерами по уменьшению числа зарегистрированных преступлений среди федеральных округов стали Дальневосточный (-45,61) и Сибирский (-42,83). Меньше всего экономическая преступность сократилась на Урале (-21,81%) и в ЦФО (-25,33%).
Увеличение числа экономических преступлений было зафиксировано в трех регионах РФ: Челябинской (+2,87%), Рязанской (+33,25%) и Новгородской (+57%) областях. Лидером в сокращении зарегистрированной экономической преступности стал Хабаровский край (-71,81%).
Что касается общего числа преступлений, как показано на рисунке, можно сделать вывод, что наибольшая их часть пришлась на Центральный федеральный округ (28%, или 48,82 тыс. преступлений). На втором месте Приволжье (21%, 37,69 тыс.), на третьем – Сибирь (13%, 22,72 тыс. преступлений).
Рис. Распределение зарегистрированных экономических преступлений по федеральным округам.
Таблица 3
Динамика по некоторым видам экономических преступлений (тыс. преступлений)
2009
2010
2011
январь-март
значение показателя за год
январь-март
значение показателя за год
январь-март
Мошенничество
56818
188723
52736
160081
45053
Присвоение или растрата
27397
67266
19883
44894
14976
Взяточничество
4949
13141
4826
12012
4370
Источник: http://www.gks.ru/ (Дата обращения 12.11.2011)
Из приведенной таблицы 3, можно сделать вывод, что здесь также проявляется общая тенденция к числу снижения числа зарегистрированных преступлений. Случаев мошенничества, по данным на сайте Росстата, в 2010 году было зафиксировано на 15,71% меньше, чем в 2009-м. Число зарегистрированных случаев присвоений и растрат сократилось в 2010 году на 33,26%, взяточничества – на 8,59%. По данным Росстата, снижение продолжилось и в 2011 г.
Так, в I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2010-го количество зарегистрированных мошенничеств сократилось на 14,57%, случаев присвоений или растрат – на 24,68%, взяточничества – на 9,45%.
В современных условия вряд ли можно полностью искоренить теневую экономику, однако можно её существенно ослабить, сократить её масштабы и изменить структуру.
Основным факторов в этом направлении, на мой взгляд, должно выступать противодействие коррупционным связям, которое включает в себя комплекс экономических, политических, правовых и воспитательных мер.
В итоге, конечной целью этих мер непременно должно стать обеспечение взаимовыгодного контракта между государством и бизнесом, при котором правительство обеспечит разумную цену легального предпринимательства, защиту прав собственности и достойное социальное обеспечение, чтобы предпринимателям было не выгодно находиться в теневом секторе.
Для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики нужен порядок в проведении хозяйственных операций и большая эффективность работы правоохранительных органов.
Однако теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.
При разработке такого комплекса мер, не отрицая необходимости силовых мер, первостепенной задачей следует считать изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность.
Главной целью государственной политики в противодействии теневой экономики в России на всех уровнях является создание высокоэффективного механизма противодействия, обеспечивающего широкие возможности участия всех заинтересованных лиц: правоохранительных органов, органов государственного управления всех уровней, общественных и политических организаций, объединений и партий8.
Таким образом, можно сказать, что значение теневого сектора для российской экономики неоднозначно9.
С одной стороны, его роль позитивна и выражается в:
1. обеспечении дополнительной занятости населения и увеличении его доходов;
2. расширении производства товаров и услуг;
3. сдерживании резкого падение уровня жизни населения и роста безработицы;
4. предоставлении возможности для многих выбрать удобный режим работы.
Однако, вместе с тем теневой сектор занятости порождает множество социальных проблем, таких как:
1. отсутствие социальных гарантий;
2. контроль условий труда;
3. контроль качества предоставляемых товаров и услуг;
4. занятые работники теряют квалификацию и профессиональные навыки;
5. государство теряет значительные средства в результате сокрытия доходов от налогообложения.
Поэтому необходимо не просто снижение теневой экономической деятельности в целом, а снижение именно той теневой деятельности, которая порождает собой социальные проблемы в обществе и способствует несостоятельности рынка.
Список литературы:
Буров В. Ю. Государственное управление системой противодействия теневой экономике субъектов малого предпринимательства //Электронный научный журнал: Известия Иркутской государственной экономической академии ( Байкальский государственный университет экономики и права) 2011 №1
http://izvestia.isea.ru
Быкова А. И. Проблемы «теневой» экономики: оценки и решения // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2006. № 142. - С. 119-121.
Гамза В. А. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? URL: http://www.kreml.org/opinions/156898047 (Дата обращения 14.11.2011)
Глушков В. В. Теневые процессы в экономике: области формирования и динамика распространения //Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2008. № 2 (13) – С. 22-26
Нестерова Н. В. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» http://uecs.mcnip.ru № 13 УЭкС, 1/2008
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=99
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 12.11.2011)
Силантьев А. В. Специфика теневой экономики России //Известия ПГПУ /Сектор молодых ученых/ 2007 №3 (7) – С. 50-52
Федорова Е. И., Васильева Т. Ю. Налоги как фактор возникновения и развития теневой экономики // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6.- С. 475-478.
Хамидуллина Г. Р. Уклонение от уплаты налогов как фактор развития теневой экономики и угроза экономической безопасности государства //Вестник ТГГПУ. 2008. №3 (14)
1 Силантьев А. В. Специфика теневой экономики России //Известия ПГПУ /Сектор молодых ученых/ 2007 №3 (7) – С. 50-52
2 Быкова А. И. Проблемы «теневой» экономики: оценки и решения // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2006. № 142. - С. 119-121.
3 Нестерова Н. В. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами» http://uecs.mcnip.ru № 13 УЭкС, 1/2008
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=print&sid=99
4 Гамза В. А. Теневая экономика и коррупция: как разорвать замкнутый круг? URL: http://www.kreml.org/opinions/156898047 (Дата обращения 14.11.2011)
5 Хамидуллина Г. Р. Уклонение от уплаты налогов как фактор развития теневой экономики и угроза экономической безопасности государства //Вестник ТГГПУ. 2008. №3 (14)
6 Федорова Е. И., Васильева Т. Ю. Налоги как фактор возникновения и развития теневой экономики // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6.- С. 475-478.
7 http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 12.11.2011)
8 Буров В. Ю. Государственное управление системой противодействия теневой экономике субъектов малого предпринимательства //Электронный научный журнал: Известия Иркутской государственной экономической академии ( Байкальский государственный университет экономики и права) 2011 №1
http://izvestia.isea.ru
9 Глушков В. В. Теневые процессы в экономике: области формирования и динамика распространения //Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2008. № 2 (13) – С. 22-26
Библиографическая ссылка
Моторина П.В., Безгласная Е.А. Теневая экономика как инверсия несостоятельности рынка. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6477 (дата обращения: 07.01.2025).