Заочные электронные конференции
 
     
Влияние особенностей субъективного восприятия смысла жизни на синдром выгорания.
Замалиева С.А.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Влияние особенностей субъективного восприятия смысла жизни на синдром выгорания.

Замалиева Снежана Александровна

СПбГУ

Философский факультет

Синдром выгорания – болезнь нашего времени, приобретающая национальные масштабы. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут наступать его дисфункциональные последствия, когда выгорание негативно сказывается как на исполнении профессиональной деятельности, так и на функционировании человека в целом.

Выгорание имеет много общего с жизнью человека и с тем как он ее воспринимает. Везде, где на человека в той или иной степени воздействует «неодолимые» для него жизненные трудности (профессионального, материального, семейного, социального, мировоззренческого и др. характера) начинает развиваться то состояние, которое В. Франкл назвал экзистенциальным вакуумом (смыслоутратой).

Последствия выгорания могут ощутимо проявляться в личной жизни человека, вообще в различных аспектах его бытия, а не только в профессиональной сфере.

Уместно утверждение, что выгорание – плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания. Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с субъективным ощущением утраты смысла своей профессиональной деятельности, происходит обесценивание усилий и потеря веры в себя, в смысл своей жизни. Возникновение подобных переживаний бесцельности и бессмысленности начинает определять общую картину жизни человека, приводя к ноогенным (экзистенциальным) неврозам.

Существуют весомые аргументы в пользу экзистенциальной интерпретации выгорания, поскольку болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию.

Говоря о смыслоутрате, т.е. субъективном восприятии отсутствия смысла в жизни, важно подчеркнуть, что это состояние может выступать как причиной, так и следствием синдрома выгорания.

Субъективное восприятие отсутствия смысла в жизни приводит к экзистенциальной фрустрации, экзистенциальному вакууму, пустоте, что характерно для особой формы неврозов, по Франклу, «ноогенных неврозов». Происходит снижение осмысленности жизни в данный момент и как следствие происходит обесценивание смысла будущей жизни.

Смысложизненные ориентации (СЖО) характеризуют особенности стремления человека к смыслу жизни. Они включают в себя: наличие цели в жизни, интерес, эмоциональную насыщенность, удовлетворенность самореализацией. То есть речь идет об активной жизнеутверждающей позиции человека. Быть человеком – это быть осознающим и ответственным.

Человеческое существование с точки зрения феноменологического и экзистенциального подходов представляют собой особую форму бытия, которое включено в историческое пространство или, говоря словами Бинсвангера «структурированное пространство». Это существование неотделимо от системы знаков и отношений, лежащих в основе структурированного пространства. И этой системой отношений всегда управляет смысл.

Смысложизненные ориентации, таким образом, это детерминанты жизнедеятельности, определяющие ее направленность и регуляцию, основанные на ценностях.

Можно не без основания предположить, что наличие устойчивых смысложизненных ориентаций будет иметь отрицательную взаимосвязь с синдромом выгорания, т.е. наличие смысла жизни защищает от эмоционального истощения, редукции личностных достижений и деперсонализации.

По имеющимся на сегодняшний день данным «цель в жизни» не обнаруживает устойчивых связей с полом, возрастом, уровнем образования, уровнем интеллекта, религиозностью и доходом. В. Франкл рассматривал это обстоятельство как подтверждение положения о том, что смысл жизни может быть найден любым человеком. Существующий тест Д. Леонтьева (тест смысложизненных ориентаций) является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose in Life Test) Джеймса Крамбо и Леонардо Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии В. Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности о вышеизложенных феноменах: зкзистенциального вакуума и ноогенных неврозах.

В одном исследовании, проведенном на монахинях доминиканках, был выявлен ряд корреляций «Цели в жизни» со шкалами 16PF методики Кетелла. Значимыми оказались корреляции со всеми четырьмя вторичными факторами, а именно самоконтроля (положительная корреляция), невротизма, тревожности, отреагирования (отрицательная корреляция).

Д. Леонтьев подчеркивает, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. Составляющие смысл жизни личности можно разбить на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией. Важно подчеркнуть, что это три категории соотносятся с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Человек может черпать смысл своей жизни: либо в будущем, либо в настоящем, либо в прошлом, либо одновременно во всех трех составляющих жизни. Это лишний раз подчеркивает правоту Франкла, который отмечал, что смысл всегда может быть найден.

Два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым тесно связана осмысленность жизни, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль.

В процессе изучения взаимосвязи смысложизненных ориетаций (СЖО) и синдрома выгорания у педагогов общеобразовательной средней школы были получены результаты, подтверждающие предположение о взаимосвязи синдрома выгорания с субъективным восприятием смысла жизни.

Данные исследования выявляют каркас взаимосвязей особенностей смысложизненных ориентаций и синдрома выгорания учителей, который состоит из наличия или отсутствия у респондентов целей в будущем (СЖО 1), профессиональной успешности, эмоциональной истощаемости и восприятие респондентами своей жизни как интересной, насыщенной или нет (СЖО 2).

Меньшая осмысленность жизни, как видно из результатов исследования, приводит к снижению самооценки профессиональной компетентности и повышению эмоциональной истощенности и деперсонализации.

Таким образом, можно сделать вывод о влиянии особенностей субъективного восприятия смысла жизни на синдром выгорания.

Библиографическая ссылка

Замалиева С.А. Влияние особенностей субъективного восприятия смысла жизни на синдром выгорания. // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6490 (дата обращения: 23.12.2024).



Сертификат Получить сертификат