monopolization of the RIGHTS And REDUCTION of the CONTROL In SYSTEM of CERTIFICATION of the SCIENTIFIC STAFF AS a WAY of a SCIENCE degradation
С.Э. Сорокина, врач высшей квалификационной категории
УЗ «10 городская клиническая больница», г. Минск, Беларусь, доктор медицинских наук
S.E.Sorokina, M.D., Ph.D. (GrandPh.D.)
10th clinical hospitals of Minsks;
the medical doctor of a higher qualification
Аннотация
В Республике Беларусь в последние годы происходит застой в науке, характеризующийся отсутствием значимых идей, отдаленностью науки от практических потребностей, низкой экономической отдачей ведущихся разработок, в связи с чем вопрос низкой эффективности науки обсуждается на уровне главы государства.
В статье представлен анализ отдельных законов о научной деятельности и аттестации научных кадров, способствующих снижению контроля в области аттестации научных работников, что создает благоприятные условия для развития коррупционных преступлений и тормозит развитие науки в Республике Беларусь. Представлены предложения по изменению отдельных законодательных норм для исключения коррупционной составляющей в науке и стимулированию развития науки.
The summary
In Republic Belarus last years there is a stagnation in a science described by absence essential of ideas, remoteness of a science from practical needs, low economic feedback of conducted development. In this connection the question of low efficiency of a science is discussed at a level of the chief of state.
In clause the analysis of the separate laws about scientific activity and certification of the scientific staff promoting reduction of the control in the field of certification of the science officers is submitted that creates favorable conditions for development corruption of crimes and the development of a science in Republic Belarus brakes. The offers on change of separate legislative norms for exception corruption making in a science and stimulation of development of a science are submitted.
Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях получения экономической выгоды для себя или третьих лиц, противоречащее законным интересам общества и государства и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами общества и государства.
Соблазн использовать свое положение для получения выгоды велик, и истоки коррупции лежат в глубокой древности. Имеются упоминания о борьбе с коррупцией в XXIV века до н. э. Один из министров Бхараты (Индии) под псевдонимом Каутилья в IV веке до н. э в трактате «Артхашастра» сделал неутешительный вывод: «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Следствием коррупции являются как неэффективное расходование государственных средств и ресурсов, снижение эффективности работы государственного аппарата, торможение экономического роста, так и усиление организованной преступности, ущерб политической легитимности власти и снижение общественной морали.
Беларусь не является свободной от коррупции. За последний год, по информации международной неправительственной организации Transparency International Беларусь, Беларусь скатилась со 127 на 143 место, разделив его с Азербайджаном, Россией, Угандой и Нигерией. Ухудшился и индекс восприятия коррупции, отражающий уровень коррупции в госаппарате. В прошлом году для Беларуси этот показатель составил 2,5 балла (из 10 возможных), в нынешнем - 2,4 балла. Особенно опасна внутренняя коррупция, когда в сделках участвуют члены одной организации, так как это свидетельствует об организованной преступности.
Таким образом, несмотря на длительную и порой беспощадную борьбу с коррупцией, победить последнюю пока не удается. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов и благ по своему усмотрению. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической или иной выгоды, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. Иными словами, стимул коррупции – возможность безнаказанного получения выгоды. Уменьшение контроля со стороны государства и общества в любой сфере распределения способствует процветанию коррупции. Для эффективной же борьбы с коррупцией, как и для высокого престижа организации, необходима прозрачная система контроля принимаемых решений.
Так, ВАК Российской Федерации, как и в былые времена ВАК Советского Союза, имеют высокий авторитет не только внутри государства, но и за его пределами. Обусловлено это тем, что эта структура охватывает значительное количество ведущих ученых из разных регионов страны, представителей различных научных школ и направлений. Это позволяет формировать решения ВАК независимо от конъюнктурных интересов определенных сообществ и учреждений и избежать коррумпированности. Иными словами, большое количество высококвалифицированных специалистов, представителей разных научных школ и направлений обеспечивает качество работы аттестационной комиссии.
С объявлением независимости бывших союзных республик молодые государства поспешили создать свои структуры наподобие ВАК России. Естественно, при формировании их состава они столкнулись с ограниченной численностью аттестованных докторов наук по каждой специальности. Как следствие – все специалисты, так или иначе, участвуют в работе «научной кухни». Т.е. все вместе оказываются «в одной связке» и становятся зависимыми друг от друга.
Прежде всего, при оценке перспективности научных программ для принятия решения о бюджетном финансировании проектов в рамках государственных, отраслевых и др. научных программ. При наличии трех-пяти конкурирующих структур, представители которых имеются в комиссии по оценке научной значимости и периодически чередуются, нет смысла придавать огласке истинную научную значимость проектов, гораздо легче договориться о взаимной поддержке и получении финансирования.
То же самое повторяется и в остальных сферах действия науки:
- при рецензировании статей и принятии решения об их публикации (опубликованные статьи – один из показателей работы научного подразделения и необходимое условие защиты диссертаций);
- при плановых и внеплановых проверках деятельности организации;
- при аттестации как учреждений, так и их работников;
- при защите диссертаций.
Для беспрепятственной реализации принципа круговой поруки необходимо обеспечить сохранность и преемственность «ядра» системы, не допустить появления среди официально признанных специалистов людей, которые могут противостоять сложившейся системе и представлять угрозу для круговой поруки. Каким образом? Здесь все средства хороши, и заведомая ложь официальных лиц – не самое постыдное из них, имеются и случаи прямых угроз со стороны официальных лиц, назначенных научными экспертами.. Но самое главное – создать законодательную базу, полностью исключающую разоблачение сложившейся системы и обеспечивающую ее безнаказанность и беспрепятственное существование.
К слову, именно такая законодательная база создана в Беларуси. Там никакие, даже совершенно абсурдные, высказывания т.н. экспертов не могут быть оспорены ни на каком уровне даже при наличии массы безоговорочных доказательств. Почему? Государственная позиция – подчинение ВАК Беларуси непосредственно президенту Беларуси (для сравнения, в России ВАК относится к Министерству образования и науки) бесконтрольность его в принятии решений.
Так, пункт 2 утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 17.11.2004 № 560 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь 01.12.2011 № 561) «Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь» звучит следующим образом: «Государственное регулирование в области аттестации научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации осуществляется Президентом Республики Беларусь и Высшей аттестационной комиссией (далее – ВАК), если иное не установлено Главой государства. Вмешательство государственных органов, иных организаций, граждан, в том числе должностных лиц, в деятельность ВАК по вопросам, связанным с присуждением ученых степеней и присвоением ученых званий, нострификацией (приравниванием) документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, переаттестацией лиц, получивших ученые степени или ученые звания в иностранных государствах, лишением (восстановлением) ученых степеней и ученых званий, не допускается.»
Это значит, что ни Комитет государственного контроля, ни Прокуратура Республики Беларусь, ни Совет министров, ни даже Администрация президента не могут контролировать деятельность неподвластной структуры и даже проверять поступающие жалобы, ссылаясь при этом на свою научную неподготовленность.
Прямым следствием такой организации научной и аттестационной деятельности является низкий и продолжающий падать уровень науки в стране, отсутствие перспективных научных направлений и разработок, отсутствие значимого экономического эффекта от вложенных в науку «безвозвратных» материальных средств, низкий индекс цитирования статей, отсутствие интереса к покупке научного продукта со стороны зарубежных стран, о чем говорил президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 24.11.2011.
Не стоит думать, что научные круги Беларуси обезопасили себя только от контроля и влияния республиканских государственных органов. Обезопасили они себя и от вмешательства извне.
Формально в соответствии с международными договоренностями, а также двухсторонним соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации от 27 февраля 1996 года, «дипломы кандидата наук и доктора наук, выдаваемые в Республике Беларусь, и дипломы кандидата наук и доктора наук, выдаваемые в Российской Федерации, признаются эквивалентными и дают их владельцам право осуществлять профессиональную деятельность в обоих государствах в соответствии с присужденной им ученой степенью» (статья 10). Однако данное соглашение действует только в одностороннем порядке: признаются и подлежат нострификации (автоматическому приравниванию) в Российской Федерации дипломы кандидатов и докторов наук, полученные в Беларуси. Т.е. только ВАК России действует в соответствии с подписанным соглашением.
ВАК Республики Беларусь признает дипломы ВАК России только в том случае, если «направление для защиты было выдано ВАК Беларуси». Естественно, что тем, кто может представлять угрозу сложившейся системе круговой поруки направление не дадут. Более того, даже полученная в ВАК России ученая степень кандидата или доктора наук не подлежит нострификации (приравниванию) в Беларуси, требуется только повторная защита. Смешно, но работу серьезного механизма, включающего в себя ведущих ученых постсоветского пространства, пытается оценивать группка из нескольких человек «незалежнай» Беларуси, фамилии и научные достижения которых неизвестны никому, кроме их самих. И не только контролирует, а принимает решение об отсутствии научной значимости работы, признанной ВАК России. Иными словами, о неграмотности экспертов ВАК России. Т.е. на практике получается, что дипломы ВАК России на территории Беларуси оказываются «вне закона», несмотря на подписанные соглашения с Российской Федерацией о взаимном признании дипломов.
Итог подобного законотворчества озвучен президентом Республики Беларусь 24 ноября 2011 года: «…Беларусь при сохраненной и даже приумноженной с советских времен инфраструктуре науки, ее стабильном государственном финансировании, многотысячной армии академиков, докторов и кандидатов не может вырваться в лидеры по производству высокотехнологичной продукции». По мнению Главы государства, «необходимо повышать ответственность ученых советов, их компетентность и объективность в работе, решительно избавляться от групповщины, клановости, которые нередко ведут к тому, что "зеленый свет" дается слабым работам, а тормозятся и игнорируются перспективные и важные. Особенно это заметно в гуманитарных и общественных науках, где в советах нередко тон задают люди, плохо относящиеся к стране».
История учит, что соблазн использовать свое служебное положения для получения каких-либо выгод чрезвычайно велик. Любая монополизация исключительных прав, снижение прозрачности приема решений и, особенно, контроля неизменно ведут к увеличению коррупционных преступлений. Последние же ведут к неэффективному расходованию государственных средств и снижению эффективности работы экономики.
Озвученное Президентом Республики Беларусь положение в области аттестации научных кадров, к сожалению, является прямым следствием несовершенного законодательства. И вопрос даже не в том, что ВАК Республики Беларусь в лице отдельных представителей науки бесконтрольно пользуется монополизированным им правом по своему усмотрению, нанося ущерб государственным интересам. Главная интрига – кто и с какой целью лоббировал как монополизацию исключительных прав присуждения ученых степеней очень узким кругом лиц, так и законы, устраняющие контроль других государственных органов над деятельностью ВАК и наносящие серьезный социально-экономический ущерб государству? В этом, похоже, еще предстоит разобраться.
Библиографическая ссылка
Сорокина Светлана Эдуардовна ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННАЯ БЕСКОНТРОЛЬНОСТЬ
В СИСТЕМЕ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ БЕЛАРУСИ
КАК ПУТЬ КОРРУМИРОВАННОСТИ И ДЕГРАДАЦИИ НАУКИ
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6494 (дата обращения: 20.11.2024).