За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры. И на современном этапе нашей истории мир Китая, воспринимается западной культурой в виде загадочной легенды, неумирающего мифа, прочно укорененного в сознании. Этот мир таит в себе много неожиданного и парадоксального, ведь ментальная особенность китайцев, сформировавшаяся на основе конфуцианства, даосизма и буддизма, базируется на многовековых традициях, ритуалах и правилах. Духовное наследие их великих соотечественников для жителей Китая не просто «философские памятники», а неукоснительное руководство к действию.
Киноискусство Поднебесной зарекомендовало себя как необычный и притягательный предмет для изучения мирового кинематографа, так как несет в себе много интересных особенностей, отличающихся от западного мира. Конечно, прежде чем сформироваться в окончательном виде, кинематографу Китая пришлось не малое пройти. В первое время развития и становления киноискусства, оно подвергалось жестким правилам, установленными правительством коммунистической партии. Творчество находилось в рамках идеологического воздействия и пропаганды властных структур [2,с.59]. Это не давало ей раскрыться во всей своей культурной полноте. Но с годами эта жесткая нормативность, установленная средневековыми канонами была побеждена. И свобода творческого порыва культуры кино стала формировать и оттачивать особенности киноискусства Китая.
В последнее время кинематограф все больше относят к индустрии развлечения, забывая о том, что это еще и одно из искусств. Создание фильма - сложный творческий и производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства разных специальностей: кинодраматургов, режиссеров, актеров, операторов, костюмеров. Киноискусство обращено к огромной массовой аудитории, оно создает иллюзию реальности воплощаемых в фильме событий и является важным средством формирования зрительских представлений о действительности, этических взглядов, эстетических вкусов.
Китай традиционно рассматривал искусство как воспитательный процесс, а воспитание- это пропаганда идеальных образцов, требующих подражания. Откровенное нравоучение, пришедшее из конфуцианской культуры, в фильмах обретало достаточную уверенность [1,с.37].
Нравственные и семейные концепции были и являются важными для китайских зрителей, поэтому для успеха того или иного произведения достаточно жизненного сюжета, правдивости деталей, реальных персонажей, постановки проблемы, положительности смысла и хорошего конца.
К каждому фильму, желающему быть представленным широкой аудитории этой страны, предъявляются вопросы цензуры. Любой фильм, выходящий на экраны Китая, должен соответствовать требованиям китайского законодательства. Так, к прокату не допускаются ленты, содержащие сцены сексуального характера и жестокости. Иногда, проверки и согласования по выпуску тех или иных фильмов, затягиваются до нескольких месяцев, что гарантирует безопасность от пиратских компаний.
При съемках, ориентированных на любого зрителя, важным является проиллюстрировать легенды и предания, традиционность китайского быта, самобытность культуры Китая, не подвергшейся европеизации. Красота природы, ее краски- предмет любования каждого китайского режиссера.
Кинематограф Китая заметно отличается от фильмов других стран. Конечно в нем нельзя увидеть динамики и ярких масштабных голливудских спецэффектов, но это не означает что в Китае отсутствует настоящее киноискусство. Отличительной особенностью является то, что наиболее популярной сюжетной темой является боевое искусство. Такие сцены талантливых актеров, каскадеров, режиссера кажутся невероятными и нечеловеческими, что вкупе с высоким уровнем художественного мастерства и спецэффектами делают картину завораживающей. Также стоит отметить, что именно фильмы, посвященные "кунг-фу" проложили себе дорогу в мир кино. Второй отличительный момент, что именно театральное искусство Китая положило начало драматическим сюжетам для фильмов. В таких картинах присутствует богатство актерской игры, расстановка акцентов на символические жесты, предметы и мимику.
Каждая культура имеет свой шифр, свой культурный код доступа, который воспроизводится из поколения в поколение. Этот шифр заключен в традиции. Понять его умозрительно очень сложно, потому что это не отвлеченная категория. Это жизненный опыт, который приобретается путем воспроизведения традиции в личном переживании. Это путь, который каждый, приобщаясь к знаниям традиции, проходит самостоятельно. И, поэтому заблуждения здесь неизбежны. Вот почему так важен обмен опытом, знаниями между представителями разных культур.
Литература:
Торопцев С. А. Китайское кино в «социальном поле», 1949—1992. М., Наука-Вост.лит. 1993. С.189
Торопцев С. А. Трудные годы китайского кино. М., Искусство. 1975. С.118
Библиографическая ссылка
Соболева Евгения Васильевна Киноискусство Поднебесной сквозь призму культуры // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6507 (дата обращения: 23.12.2024).