Заочные электронные конференции
 
     
Киноискусство Поднебесной сквозь призму культуры
Соболева Евгения Васильевна


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

Соболева Е.В.

Забайкальский государственный университет

Студент специальности «Культуралогия»

Киноискусство Поднебесной сквозь призму культуры

За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры. И на современном этапе нашей истории мир Китая, воспринимается западной культурой в виде загадочной легенды, неумирающего мифа, прочно укорененного в сознании. Этот мир таит в себе много неожиданного и парадоксального, ведь ментальная особенность китайцев, сформировавшаяся на основе конфуцианства, даосизма и буддизма, базируется на многовековых традициях, ритуалах и правилах. Духовное наследие их великих соотечественников для жителей Китая не просто «философские памятники», а неукоснительное руководство к действию.

Киноискусство Поднебесной зарекомендовало себя как необычный и притягательный предмет для изучения мирового кинематографа, так как несет в себе много интересных особенностей, отличающихся от западного мира. Конечно, прежде чем сформироваться в окончательном виде, кинематографу Китая пришлось не малое пройти. В первое время развития и становления киноискусства, оно подвергалось жестким правилам, установленными правительством коммунистической партии. Творчество находилось в рамках идеологического воздействия и пропаганды властных структур [2,с.59]. Это не давало ей раскрыться во всей своей культурной полноте. Но с годами эта жесткая нормативность, установленная средневековыми канонами была побеждена. И свобода творческого порыва культуры кино стала формировать и оттачивать особенности киноискусства Китая.

В последнее время кинематограф все больше относят к индустрии развлечения, забывая о том, что это еще и одно из искусств. Создание фильма - сложный творческий и производственный процесс, в котором объединяется работа деятелей искусства разных специальностей: кинодраматургов, режиссеров, актеров, операторов, костюмеров. Киноискусство обращено к огромной массовой аудитории, оно создает иллюзию реальности воплощаемых в фильме событий и является важным средством формирования зрительских представлений о действительности, этических взглядов, эстетических вкусов.

Китай традиционно рассматривал искусство как воспитательный процесс, а воспитание- это пропаганда идеальных образцов, требующих подражания. Откровенное нравоучение, пришедшее из конфуцианской культуры, в фильмах обретало достаточную уверенность [1,с.37].

Нравственные и семейные концепции были и являются важными для китайских зрителей, поэтому для успеха того или иного произведения достаточно жизненного сюжета, правдивости деталей, реальных персонажей, постановки проблемы, положительности смысла и хорошего конца.

К каждому фильму, желающему быть представленным широкой аудитории этой страны, предъявляются вопросы цензуры. Любой фильм, выходящий на экраны Китая, должен соответствовать требованиям китайского законодательства. Так, к прокату не допускаются ленты, содержащие сцены сексуального характера и жестокости. Иногда, проверки и согласования по выпуску тех или иных фильмов, затягиваются до нескольких месяцев, что гарантирует безопасность от пиратских компаний.

При съемках, ориентированных на любого зрителя, важным является проиллюстрировать легенды и предания, традиционность китайского быта, самобытность культуры Китая, не подвергшейся европеизации. Красота природы, ее краски- предмет любования каждого китайского режиссера.

Кинематограф Китая заметно отличается от фильмов других стран. Конечно в нем нельзя увидеть динамики и ярких масштабных голливудских спецэффектов, но это не означает что в Китае отсутствует настоящее киноискусство. Отличительной особенностью является то, что наиболее популярной сюжетной темой является боевое искусство. Такие сцены талантливых актеров, каскадеров, режиссера кажутся невероятными и нечеловеческими, что вкупе с высоким уровнем художественного мастерства и спецэффектами делают картину завораживающей. Также стоит отметить, что именно фильмы, посвященные "кунг-фу" проложили себе дорогу в мир кино. Второй отличительный момент, что именно театральное искусство Китая положило начало драматическим сюжетам для фильмов. В таких картинах присутствует богатство актерской игры, расстановка акцентов на символические жесты, предметы и мимику.

Каждая культура имеет свой шифр, свой культурный код доступа, который воспроизводится из поколения в поколение. Этот шифр заключен в традиции. Понять его умозрительно очень сложно, потому что это не отвлеченная категория. Это жизненный опыт, который приобретается путем воспроизведения традиции в личном переживании. Это путь, который каждый, приобщаясь к знаниям традиции, проходит самостоятельно. И, поэтому заблуждения здесь неизбежны. Вот почему так важен обмен опытом, знаниями между представителями разных культур.

Литература:

  1. Торопцев С. А. Китайское кино в «социальном поле», 1949—1992. М., Наука-Вост.лит. 1993. С.189

  2. Торопцев С. А. Трудные годы китайского кино. М., Искусство. 1975. С.118

Библиографическая ссылка

Соболева Евгения Васильевна Киноискусство Поднебесной сквозь призму культуры // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6507 (дата обращения: 30.06.2024).



Сертификат Получить сертификат