Заочные электронные конференции
 
     
«Гендерные особенности воспитания и развития детей в аспекте этнопсихологии и этнопедагогики»
Султанова А.Т., научный руководитель к.пед.н.,доцент Ферцер В.Ю.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

«Гендерные особенности воспитания и развития детей в аспекте этнопсихологии и этнопедагогики»

Султанова Азима Тураевна факультет социальной педагогики МГОГИ, 2 курс

Научеый руководитель к.пед.н.,доцент Земш М.Б.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов.

Гендер– социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространенных в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Актуальность проблемысостоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).

Причины:

-большой процент разводов в обществе;

-преобладание неполных семей;

-главенствующая роль матери в семье;

-пассивное участие мужчин в воспитании детей;

-отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек.

-программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;

-низкий процент мужчин-педагогов;

-преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий;

-построение педагогического процесса без учета гендерных особенностей.

Гендерная культура предполагает:

* формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера.

* раскрытие психических, физиологических и этических особенностей мальчиков и девочек.

* формирование представлений о мужском и женском достоинстве.

Критерии сформированности гендерной культуры (в целом):

-становление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки;

-стремление к взаимопониманию;

-наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности и др.;

-наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям;

-наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи

Воспитатели детских садов и многодетные родители знают: мальчики дольше учатся читать и писать, чем девочки. И любой учитель начальной школы скажет: в младших классах лучше учатся девочки. Почему?

Они с самого начала развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Ходить мальчики начинают позже, чем девочки, примерно на 2-3 месяца, и на 4-6 месяцев - позже говорить. Все это видно родителям невооруженным глазом.

А вот Санкт-Петербургские нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных, обнаружили, что мозг у мальчиков и у девочек с самого начала работает неодинаково, так что, проанализировав взаимодействие электрических потенциалов разных областей коры мозга, можно с большой вероятностью сказать, какого пола младенец.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, которые зато более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность - их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

На заметку : Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: "Отойди, принеси, дай, сделай, перестань..." А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: "Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?..

Замысел природы

Чем же обусловлены различия в психике мальчиков и девочек? В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие правнуков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола, поэтому природа их «бережет», а мужского пола ей «не жалко». На особях мужского пола как бы отрабатываются все новинки эволюции. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций. Есть данные, что на 100 глухих девочек рождаются 122 глухих мальчика. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях - и природных, и социальных - мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением, чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Потому-то мужчины любого возраста от мала до велика склонны к освоению нового пространства, рискованным поступкам, они сообразительны и в сложных ситуациях умеют принимать нетрадиционные решения.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь - это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К 7 годам мальчики по своему биологическому возрасту, как правило, младше девочек-ровесниц на год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

На заметку: Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение: его мозг как бы отключается, и ребенок перестает вас слышать.

Таким образом, социальные педагоги должны разбираться в гендерных различиях, чтобы находить наиболее удачные пути социализации современных девочек и мальчиков.

Библиографическая ссылка

Султанова А.Т., научный руководитель к.пед.н.,доцент Ферцер В.Ю. «Гендерные особенности воспитания и развития детей в аспекте этнопсихологии и этнопедагогики» // Педагогические чтения С.Т. Шацкого "Ценности социального воспитания в межпоколенном диалоге".
URL: http://econf.rae.ru/article/6577 (дата обращения: 21.11.2024).



Сертификат Получить сертификат