Заочные электронные конференции
 
     
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ»
Васенина С.И.


Для чтения PDF необходима программа Adobe Reader
GET ADOBE READER

С. И. Васенина,

канд. пед. наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания

МГПИ им. М. Е. Евсевьева,

г. Саранск

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ»

Профессиональное становление специалиста в высшей школе является сложным динамичным процессом. Особое внимание уделяется качеству подготовки в процессе преподавания всех дисциплин, в том числе и художественно – эстетических, а также воспитанию креативности будущих педагогов дошкольного образования, формированию у него эстетической культуры. Педагогические концепции, основанные на формировании личности через культуру находятся в центре внимания ученых и практиков. Их сутью является воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка формируются эталоны красоты, он накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее художественное и общее развитие. Ядром понятия «эстетическая культура» является «художественная культура, или искусство как деятельность, порождающая художественные и объективирующая эстетические ценности» (1, С.169). Каждый человек, а будущий педагог дошкольного образования тем более, должен овладеть системой эстетический отношений и ценностей. Эта задача осуществляется непосредственно через эстетическую деятельность. Многочисленные исследования в области педагогики и психологии указывают, что именно художественно-эстетическая деятельность содержит наибольший обучающе–творческий потенциал (Н. А. Бердяев, В. П. Вахтеров, В. А. Разумный, А. А. Мелик-Пашаев и др.).

Так, художественное творчество лучше, полнее всего раскрывает сущность творческого акта. Эстетическая деятельность в целом является креативной по форме, содержанию, существу (Н. А. Бердяев). Конечный результат эстетической деятельности в системе общественной практики – развитие творческих сил и способностей человека вне зависимости от какой-либо деятельности, что совпадает с целями образования в современных условиях. Эстетическая деятельность пронизывает все сферы человеческой практики, но в наибольшей степени художественную, проявляясь наиболее полно и целостно.

Красота и выразительность в искусстве самоценны, они развивают человека, доставляют ему духовное наслаждение, помогают познавать и преобразовывать мир. Современные исследователи считают основным в воздействии искусства на человека его способность развивать познавательный, созидательный, ценностно-ориентационный и коммуникативный потенциалы личности (Давыдов В. В., Крылова Н. Б. и др.). О важной педагогической роли искусства говорил В. П. Вахтеров, указывая на то, что «... вся роль учителя сводится к тому, чтобы связывать все факты, все мысли в головах учеников и строить из них одно гармоническое целое, соответствующее действительности. Мы знаем, что в науке это достигается путем широких обобщений, законов и выводов. Но этой же цели служит и искусство. В каждом произведении есть гармоническое целое… Единство, гармония, стиль, стройность – вот его идеал, и в этом его высокая педагогическая ценность» [2, с.320].

В профессиональном становлении студентов как будущих педагогов дошкольного образования огромное значение имеет сформированность эстетического отношения к окружающей действительности. Такое отношение к действительности лежит в основе художественного освоения мира, сконцентрировано в художественной культуре человечества, является психологической первоосновой творческих способностей во всех видах искусства. Очевидно, столь существенное свойство человека, как особое отношение к действительности, должно модифицировать, преобразовывать всю его психическую жизнь: ценности и мотивы, познавательную сферу, наконец, жизненное поведение и самую судьбу. Без конкретного изучения этого круга проблем не обойтись ни в исследовательской, ни в педагогической работе по эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей (А. А. Мелик-Пашаев).

В практике дошкольного образования формированию творчества и эстетической культуры будущих воспитателей дошкольных учреждений значительное место уделяется в процессе преподавания курса «Теория и методика детского изобразительного творчества». Одно из направлений данного курса посвящено особенностям эстетического развития художественно-одаренных детей, которое более подробно можно рассмотреть в процессе изучения программы курса по выбору «Развитие детской художественно – изобразительной одаренности».

Подготовка специалиста к работе с художественно – одаренными детьми предполагает осознание им ценности эстетической деятельности, искусства, эстетического образования ребенка в дошкольном детстве и самого себя.

Основной целью данной дисциплины является подготовка квалифицированного специалиста в области художественного развития одаренных дошкольников, владеющего творческими приемами профессиональной деятельности.

Реализация данной цели осуществляется при реализации содержания всех компонентов педагогической готовности, представляющих собой взаимосвязь эмоционально-мотивационного, когнитивного, операционного, оценочного компонентов (Е. И. Брякова, В. А. Сластенин, С. Н. Юревич).

Для будущих специалистов дошкольного образования быть готовым к развитию детской художественно-изобразительной одаренности, значит иметь устойчивый интерес к проблеме детской одаренности, знания о сущности, методах развития художественно-изобразительной одаренности в дошкольный период, профессионально-творческие умения и навыки (проективные, организаторские, оценочные, художественно-специальные).

При подготовке к занятиям студентам предлагаются задания требующие знаний из области искусства, творческой переработки новой информации, самостоятельному подбору дополнительной литературы к отдельным темам. Изучаются различные подходы к методам диагностики одаренных детей дошкольного возраста. Уделяется внимание использованию полученных знаний в практической деятельности при прохождении практики в дошкольных учреждениях. В период самостоятельной практической деятельности студентами используются нетрадиционные формы проведения занятий с детьми в групповой комнате и художественных студиях детских садов, придумывают интересные задания, оригинальные дидактические пособия и приемы, способствующие эффективной реализации задач художественно - эстетического образования дошкольников.

Использование такой формы обучения обеспечивает возникновение у студента сначала непроизвольного интереса, а затем переход к глубокому познавательному увлечению предметом, к способности реализовать свои творческие замыслы для достижения оптимального результата в художественно – эстетическом воспитании и развитии дошкольников, пониманию искусства, эстетической деятельности как творческой сферы.

Литература

1. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. Пер. с англ. – М. : Прометей, 1994.

2. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев.. – М. : Политиздат, 1994.

Библиографическая ссылка

Васенина С.И. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ» // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Теория и практика оптимизации процесса обучения".
URL: http://econf.rae.ru/article/6621 (дата обращения: 29.03.2024).



Сертификат Получить сертификат