О ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Родин Максим Александрович
Доцент ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
г. Кемерово
В период реформирования фундаментальных основ общества неуклонно возрастает роль системы образования как одного из важнейших социальных институтов. Среди прогрессивных идей развития образовательной системы общества особое место занимает идея непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Непрерывность следует понимать как возможность для личности в любой момент без особых проблем подключиться к системе образования и как постоянную готовность системы оказать личности эффективные услуги в обучении.
Важным условием успешности и эффективности профессионального образования являются разработка и организация адекватной сегодняшним требованиям довузовской подготовки, которая, по своей сути, представляется начальной ступенью и основанием для всей системы профессиональной подготовки специалистов.
Основное назначение профессиональной довузовской подготовки в системе непрерывного физкультурного образования – это выявление профессиональной ориентации учащихся на направление подготовки «Физическая культура» и их начальная профессиональная подготовка.
Нами было предпринято исследование, целью которого являлось выявление основных возможностей и направлений деятельности системы предпрофессиональной довузовской подготовки в условиях непрерывного физкультурного образования.
В ходе исследования решались следующие задачи:
Изучить условия и основные принципы функционирования системы непрерывного образования на довузовском этапе.
Выявить возможности формирования профессионального самоопределения молодёжи в системе непрерывного физкультурного образования на довузовском этапе.
Провести анализ опыта организации профессиональной довузовской подготовки в системе непрерывного физкультурного образования.
Выявить основные мотивы выбора учащимися спортивно-педагогического направления.
В ходе исследования проведено анкетирование учащихся 8-х и 9-х классов спортивно-педагогического направления, а также проведено интервьюирование преподователей КемГУ, ведущих профильные уроки в классах спортивно-педагогического направления.
Интервьюирование затрагивало следующие вопросы:
эффективность профессионально-ориентированного обучения с 8-го класса,
Анализ результатов нашего исследования позволил сделать следующие выводы:
Нами изучены условия и основные принципы функционирования системы непрерывного образования на довузовском этапе. Её основная цель – обеспечить наиболее способным и одаренным детям оптимальные возможности для получения широкого общего образования, самостоятельного выбора предметов для углубленного изучения, накопления интеллектуального багажа, развития общей культуры, формирования высоконравственной гражданской позиции. На довузовском этапе реализуются принципы непрерывности и преемственности образования, соединяются инновационные идеи школьной и вузовской систем обучения, позволяющие создать образовательную среду, сочетающую духовные ценности и высокий научный потенциал. Здесь осуществляется плавный переход из среднего в высшее образование, единство требований при организации воспитательно-образовательного процесса, единство форм и методов обучения на общей методологической основе.
В ходе исследования нами были выявлены следующие возможности формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: выделение вариативных курсов, ранняя дифференциация обучения, связанная с выявлением склонностей, способностей молодежи к разным видам профессиональной деятельности; тесная связь образования, с одной стороны, с потребностями науки и производства, с другой – с реализацией этой связи самими представителями науки и производства; индивидуализация образования в системе непрерывного образования; унификация непрерывного образования в условиях инновационной школы; наличие сформированного интереса к определенной сфере деятельности уже к старшему подростковому возрасту.
Необходимо отметить, что в настоящее время в Кемеровской области сделаны первые шаги по созданию системы предпрофессиональной подготовки в области физической культуры и спорта – на базе РЦНО КемГУ созданы классы с углубленным изучением психолого-педагогического и медико-биологического циклов.
В ходе практической части исследования нами выявлены основные мотивы выбора учащимися спортивно-педагогического направления. В наибольшей степени выбор данного направления определялся следующими факторами:
Возможность учиться в школе и параллельно заниматься спортом - 44%;
Нравятся уроки физической культуры - 16,6%.
В меньшей степени на выбор опрошенных повлияли следующие мотивы:
Желание в дальнейшем получить специальность в области ФКиС - 11,1%;
Советы авторитетных лиц (тренера, учителя физической культуры и др.) – 11,1%;
Пример товарищей – 5,5%.
Необходимо отметить, что значительная часть респондентов – 33,3%, затруднилось определить причины, повлиявшие на выбор ими спортивно-педагогического направления, что свидетельствует о недостаточной сформированности их самоопределения.
Библиографическая ссылка
Родин М.А. О ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
// Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6624 (дата обращения: 23.11.2024).