К ВОПРОСУ О ПОТРЕБНОСТЯХ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Родин Максим Александрович
Доцент ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
г. Кемерово
В результате значительных социально-экономических изменений, произошедших за последние несколько лет, заметно изменилась вся социальная структура российского общества, что в определенной степени затронуло и сферу физической культуры. На сегодняшний день возникло противоречие между тем, как осуществляется процесс физкультурного образования и тем, какие потребности имеются у школьников, по отношению к физкультурным занятиям. В школе часто наблюдается безразличие учащихся к занятиям физической культурой, нежелание использовать се средства для активного отдыха, проведения досуга.
В сложившейся ситуации особенно актуальным становится вопрос о формировании физкультурных потребностей у школьников. Дело в том, что их потребности в занятиях физической культурой меняются с возрастом. Так, в младших классах физкультурные потребности находятся на достаточно высоком уровне. Затем, чем старше становятся учащиеся, тем сильнее у них проявляются следующие особенности в развитии физкультурных потребностей: у одних они становятся более избирательными, у других уровень потребностей снижается. В средних и старших классах потребности школьников уже не соответствуют содержанию учебной программы, наличию материальной базы школ и другим факторам. Не имея возможности удовлетворить индивидуальные потребности, многие из учащихся теряют интерес к занятиям физической культурой.
Решить проблему устранения негативного отношения учащихся к урокам физической культуры в рамках принудительного формирования физических качеств на уроках невозможно. Необходимо учитывать, что подростковый возраст является переломным моментом, важнейшим этапом в развитии мировоззрения и нравственности учащихся, в формировании у них убеждений и идеалов.
Нами было исследовано состояние проблемы формирования физкультурных потребностей школьников подросткового возраста в специальной литературе и на практике. На основе теоретического анализа уточнено содержание понятия «потребность», отражающее необходимость в чем-либо, требующую удовлетворения, нужду, зависимость, исходное побуждение к деятельности, «Физкультурная потребность» понимается как нужда человека в достижении им определенного физического совершенства, под которым понимается не только двигательное (телесное) совершенство, но и его гармоническая взаимосвязь с соответствующими социальными и духовными качествами личности. Обнаружено противоречие между необходимым и существующим уровнем потребности школьников к занятиям физической культурой и отсутствие конкретных практических научно обоснованных методик их формирования у учащихся подросткового возраста.
Нами были проанализированы наиболее актуальные аспекты проблемы формирования потребностей к занятиям физической культурой. Были рассмотрены вопросы, непосредственно связанные с потребностно-мотивационной сферой человека в аспекте его приобщения к занятиям физической культурой. Также изучались вопросы, взаимосвязи физкультурных потребностей и возрастных особенностей школьников.
Проанализировано значение использования культурологического подхода с целью совершенствования физкультурного образования в современных условиях. Изучены программно-нормативные документы и научно-методические материалы в данной области. Выделены педагогические, социальные и психологические проблемы формирования потребностей школьников в занятиях физической культурой.
В результате исследования выявлены факторы, положительно влияющие на формирование у школьников потребностей к занятиям физической культурой. Наиболее важными для учащихся подросткового возраста являются: личность учителя физической культуры (тренера); организация занятий и упражнения, включенные в содержание занятий.
Установлены факторы, негативно влияющие на формирование потребностей к занятиям физической культурой у учащихся подросткового возраста. Среди них наиболее значимыми оказались: однообразная форма проведения занятий; высокие требования программы по физической культуре; большая загруженность по другим учебным предметам.
Изучен культурологический подход к проблеме формирования физкультурных потребностей учащихся подросткового возраста, теоретически обоснована его эффективность.
Нами выделены его принципиально важные характеристики:
приоритетное значение придается изучению культуры, с которой связывается общая картина мира;
содержание образования характеризуется тенденциями к интеграции знаний, гуманистическому и эстетическому направлению;
эпицентром образования является ученик: его развитие, становление его индивидуальности, удовлетворение потребностей, интересов, творческих воззрений.
Особую важность в данном подходе имеет идея поэтапного преобразования субъекта педагогической деятельности (учащихся подросткового возраста) от потребителя ценностей физической культуры, до их носителяисозидателя.
Библиографическая ссылка
Родин М.А. К ВОПРОСУ О ПОТРЕБНОСТЯХ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Научный электронный архив.
URL: http://econf.rae.ru/article/6634 (дата обращения: 23.11.2024).